О непростой ситуации, в которой оказались перевозчики, и о том, кто их вынуждает возить больше, чем положено, рассказал президент Ассоциации Грузавтотранс Владимир Матягин.
Движение транспортных средств по трассам с превышением допустимых нагрузок, или попросту с «перегрузом», наносит существенный ущерб автомобильным дорогам. Пока власти и правоохранительные органы делают ставку на контроль, законы, совесть перевозчиков и прочее, сами перевозчики заявляют, что их вынуждают ездить с перегрузом. О непростой ситуации, в которой оказались перевозчики, и о том, кто их вынуждает возить больше, чем положено, рассказал на пресс-конференции в Санкт-Петербурге во вторник, 16 февраля, президент Ассоциации Грузавтотранс Владимир Матягин.
Роль грузоотправителей
Когда речь идет о перевозчике, имеется ввиду водитель грузового транспортного средства, который доставляет вверенный ему груз из точки А в точку Б, и компания-перевозчик, которая также доставляет вверенный груз. По словам Матягина, сами перевозчики заявляют, что не хотят ездить с перегрузом, не хотят быть оштрафованными за это, но оказываются в непростом положении, когда им приходится везти столько, сколько отвесили. При этом закон встал на сторону перевозчиков, по словам Владимира Васильевича, совсем недавно - в июле 2015 года.
В середине июля 2015 года был принят Федеральный закон № 248, который внес ряд изменений в регулирование грузоперевозок. Сами перевозчики отмечают, что ключевым пунктом нормативного документа является возложение ответственности за нарушения на грузоотправителя. Согласно статье 2 ФЗ № 248, за движение транспортного средства с превышением допустимых параметров без спецпропуска к административной ответственности могут быть привлечены и водитель, и должностное лицо, и юридическое лицо, у всех трех категорий различается размер штрафа.
В то же время закон устанавливает ответственность грузоотправителя за указание «недостоверных данных о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения». Именно в этой части грузоотправители пытаются найти «лазейки» и избежать ответственности.
«Перевозчики стали к нам обращаться - нас вынуждают возить с перегрузом, нас заставляют подписывать какие-то нелепые договоры, документы. Якобы перевозчик заезжая на карьеры, на цементные заводы, и другие предприятия, берет оборудование в аренду и сам загружает свой автомобиль с перегрузом», - рассказал Матягин.
Во время пресс-конференции представитель компании из Вологодской области, занимающейся перевозками, рассказал, что грузоотправители могут указать данные о параметрах груза, которые будут соответствовать допустимым, но при загрузке могут «перевесить», например, на 4 тонны. Визуально водитель не сможет определить точную нагрузку на ось, по документам, груз, который он везет, соответствует требованиям, а при остановке и взвешивании окажется, что транспортное средство едет с нарушением. В качестве решения проблемы оказавшимся в такой ситуации предлагают отправиться в суд, однако, по словам представителя компании, в регионах этим некому заниматься. Компании небольшие, и перевозчики все заняты - они «сидят за баранкой». В таком случае перевозчики предлагают, в том числе и установку камер фото/видео фиксации погрузки.
Президент Ассоциации Грузавтотранс также рассказал, что они неоднократно обращались к грузоотправителям с призывом не нарушать закон, выходили на встречи с компаниями, на которых разъясняли положения ФЗ № 248. Однако, по словам Матягина, грузоотправители по-прежнему зачастую игнорируют требования законодательства. В этом случае в ситуацию уже должны вмешиваться правоохранительные органы.
Вынужденные взятки
На пресс-конференцию, которую изначально организовывали для журналистов, пришли и представители компаний, работающих в отрасли грузоперевозок. Они начали жаловаться на то, что перевозчиков вынуждают давать взятки сотрудники правоохранительных органов.
Владимир Маятягин в свою очередь рассказал об итогах рейда, который проводился совместно с инспекторами ГИБДД 15 февраля в Петербурге. Мероприятие заключалось в том, что должностные лица и представители общественных организаций совместно останавливали фуры и взвешивали их, фиксируя нарушения. Однако всем водителям за некоторое время кто-то разослал смс-предупреждение о времени и месте проведения акции, такая же «смс-ка» пришла и Владимиру Васильевичу. Соответственно после рассылки предупреждений, грузовиков на дороге не стало, хотя до этого, по словам Матягина, передвигалось большое количество большегрузов с видимыми нарушениями.
Начальник четвертого отдела УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Павел Румянцев сообщил, что по данному случаю будет проведено соответствующее административное расследование относительно источников информации. Он также привел статистику за прошлый год. По его словам, за 12 месяцев 2015 года в Петербурге и Ленобласти зафиксировано 5,5 тыс. нарушений правил перевозки тяжеловесных грузов, составлено более 8,5 тыс. административных протоколов в отношении водителей и 616 в отношении должностных и юридических лиц.
Представитель Госавтоинспекции также отметил, что при поступлении данных о конкретных случаях нарушений со стороны правоохранительных органов проводятся необходимые мероприятия, виновные наказываются. Однако перевозчики считают, что имеющихся действий со стороны исполнительной власти недостаточно. Коррупционная составляющая, по их мнению, остается большой проблемой отрасли грузоперевозок.
Проблему перегруза на российских дорогах пытаются решить на самых разных уровнях. При этом не редко в существовании самой проблемы перевозчики, власти, правоохранительные органы обвиняют друг друга, предлагая урегулировать вопрос различными способами. О предложениях со стороны представителей властных структур портал «ДорИнфо» писал ранее. Перевозчики в свою очередь предлагают «навести порядок» в части «поборов» с них, в осуществлении контроля за движением большегрузов по дорогам, создать рабочие группы по решению проблем представителей компаний-перевозчиков в регионах, в частности, в Петербурге и Ленобласти уже решаются вопросы о создании таковых групп. Кроме того, перевозчики предлагают организовать общественный контроль за грузоотправителями, за работой сотрудников ГИБДД, за самими перевозчиками. Независимые наблюдатели, по мнению перевозчиков, помогли бы улучшить ситуацию в отрасли.
Лидия Терехова