Чтобы грузоперевозки ускорились до 1100 км в сутки к 2030 году, на дорожную отрасль необходимо ежегодно тратить до 8,7 трлн. рублей
Чтобы грузоперевозки ускорились до 1100 км в сутки к 2030 году, на дорожную отрасль необходимо ежегодно тратить до 8,7 трлн. рублей
Одно из заключений Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года не могло не порадовать владельцев транспортных компаний. Согласно документу, который опубликовало Министерство экономического развития, скорость коммерческих грузовых автоперевозок в межрегиональном и международном сообщении возрастет до 1100 км в сутки. Выглядит более чем оптимистично, а в масштабах страны, в целом, даже фантастично. Однако авторы уточняют: такой прорыв возможен лишь при инновационном сценарии социально-экономического развития страны.
Медленно и неверно
Перевозчики восприняли результаты прогноза с долей скепсиса. По словам представителя одной из компаний, специализирующейся на автомобильных перевозках, система расчетов среднесуточной скорости имеет множество факторов, и учесть все нюансы практически невозможно. Например, большое значение имеет время года. Это и условия передвижения зимой, сезонные и температурные ограничения весной и летом.
«Что такое среднесуточная скорость? Если говорить неофициально, то за день по статистике фура проходит километров 400-450. Время управления водителем по ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки) – 9 часов. Путем не хитрых вычислений получаем среднюю скорость 50км/час. Все остальное зависит от «мастерства водителя», - отметил специалист одной из компаний, занимающейся перевозками, пожелавший не раскрывать его имени.
Если взять идеальные условия при свободной трассе, по которой фура может беспрепятственно ехать с максимально разрешенной скоростью 90 километров в час (согласно ПДД) – даже тогда водитель может преодолеть лишь 810 километров в течение рабочего дня. Значит, чтобы достичь рассчитанного специалистами Минэкономразвития значения среднесуточной скорости, фурам придется ездить по скоростным магистралям с разрешенной скоростью для грузовиков не менее 123 км в час. Но для этого необходимы соответствующие дороги и инфраструктура.
Стоит отметить, что эти расчеты распространяются на автомобили с одним водителем – большинство транспортных компаний отказываются от экипажей-двоек, в пользу оптимизации затрат.
Ускоряться по всем направлениям
Руководитель Северо-Западного филиала Международной академии транспорта Юрий Чижков в отношении опубликованных прогнозов также настроен скептично. По его словам, увеличение скорости передвижения грузов - необходимое условие нормального развития экономики. Задача поставлена верно, но возникает вопрос — как ее реализовать?
По словам специалиста, главное условие высокой скорости передвижения грузов – хорошие дороги. Сейчас состояние отечественных трасс критическое. Дорожная отрасль страны долгое время находилась в состоянии хронического недофинансирования. Объем ассигнований на сегодняшний день это главный показатель, насколько хорошо правительство и профильные органы государственной власти справятся с поставленной задачей.
«Необходимо не просто привести в порядок существующую сеть дорог, важно начать ее активно развивать. Но без достаточного финансирования это не возможно. Возвращение к дорожным фондам, безусловно, положительный шаг. Однако спустя год после их образования все чаще поднимается вопрос о расширении источников их пополнения, - отмечает Чижков. - Этих, пусть даже «окрашенных» средств бюджета недостаточно. Безрезультатна борьба за переведение в счет дорожного фонда транспортного налога. На сегодняшний день эти деньги не попадают в дорожную отрасль. Дополнительно субсидирования из федерального бюджета также ждать не приходится. Согласно стратегическим прогнозам, цены на нефть и газ не будут подниматься, что существенно ограничивает дополнительное финансирование. Других источников пока нет».

Множество вопросов возникает в плане применения инноваций в дорожно-транспортной сфере, а также модернизации промышленной базы. «Эти темы стали модными, их любят обсуждать. Но реальных примеров крайне мало», - отмечает эксперт.
«Конечно, впереди еще почти два десятка лет, это солидный срок, - говорит Чижков. - Но у меня большие сомнения, что даже к этому времени можно достичь объявленных показателей. Для воплощения такой задачи необходимы гигантские средства».
Эфемерные деньги
Однако в Министерстве экономического развития тут же оговариваются:
«Увеличение коммерческой скорости грузоперевозок до 1100 км в сутки к 2030 году, может быть достигнуто в результате реализации основных программных документов по развитию транспортного комплекса на долгосрочный период, – прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе ведомства. – В частности, увеличение средней коммерческой скорости товародвижения на всех видах транспорта предусмотрено проектом актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
В министерстве отмечают, что это самый позитивный вариант развития событий. Всего Прогноз стратегического развития предполагает три сценария: консервативный, инновационный и форсированный.
«Высокого конкурентного уровня транспортных услуг удастся достигнуть при условии реализации инновационного сценария социально-экономического развития Российской Федерации. Он предусматривает увеличение годового объема инвестиций в транспортный комплекс к 2020 году до 3,9-4 трлн. рублей, а к 2030 году в случае реализации всех ключевых транспортных проектов – до 8,7 трлн. рублей», - отметил Павел Катков, сотрудник пресс-службы Минэкономразвития.
Реальные планы
В Государственной компании «Автодор» не рассчитывают значения коммерческой скорости продвижения товаров, а оперируют терминами более понятными: средняя скорость, расчетная проектная скорость при проектировании, разрешенная скорость движения. Напрямую эти понятия не связаны, однако чем больше будет качественных дорог с высокими показателями разрешенной скорости, комфорта и безопасности - тем выше будет коммерческая скорость передвижения грузов.
В планах развития автомобильных дорог Государственная компания Автодор ориентируется на основные центры экономической активности и отдыха, города с населением более 1 млн. человек. Также приоритет отдается трассам, входящим в международные транспортные коридоры. Эти дороги должны обеспечить эффективное скоростное дорожное сообщение не только между агломерациями Москвы и Санкт-Петербурга. Госкомпания планирует связать новыми дорогами ряд крупных городов, среди которых: Нижний Новгород, Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Волгоград. Следующими по списку идут Тверь, Ярославль, Владимир, Калуга, Воронеж, Смоленск, Брянск и другие. Госкомпания также планирует обеспечить подъездные пути к транспортным узлам и центрам рекреации в указанных регионах. Перечисленные города являются центрами концентрации потребления и производств, ориентированными на перевозки автомобильным транспортом. В перечисленных субъектах производится около 60% общего валового регионального продукта.
«Формирование сети скоростных автомобильных дорог будет основано на матричном принципе, обеспечивая возможность прямой связи между регионами, минуя московский транспортный узел, стимулируя выравнивание экономической активности и спроса на транспортные услуги и повышая устойчивость и темпы экономического развития регионов и России в целом», - прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе Госкомпании.
В рамках поставленной цели сеть автомобильных дорог формируется из планируемых и реализованных проектов скоростных автомобильных дорог, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Это будут автомобильные дороги высших технических категорий с многополосными проезжими частями, обеспечивающие движение автотранспортных средств на дальние расстояния с высокими максимальными и средними скоростями движения – с расчетной скоростью движения не менее 150 км/ч при скорости организации движения на всех участках магистрали не менее 130 км/ч.
Не только качественные дороги…
«Для увеличения показателя коммерческой скорости продвижения автомобильным транспортом партий товаров в межрегиональном и международном сообщении состояние автомобильных дорог не является определяющим фактором, - отмечают в пресс-службе Росавтодоре. - Например, по данным диагностики, проведенной в 2012 году, на сети автомобильных дорог федерального значения обеспечивается средняя скорость движения автомобилей, равная 67,4 км/час. То есть при безостановочном движении транспортного средства в течение

По мнению специалистов Федерального дорожного агентства, определяющими факторами для увеличения показателя коммерческой скорости продвижения грузов автомобильным транспортом являются уровень развития логистических цепей и организации перевозок. Так, в том же разделе 9.2 Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года поставлена задача довести к 2030 году долю времени движения товаров в пути на автомобильном транспорте до 16-20 часов в сутки. Большое значение может также иметь ускорение обработки грузов в пунктах отправления и назначения, выбор периода движения, оптимального с точки зрения проезда перегруженных движением участков дорожной сети вне «часов пик», выбор маршрута в обход центральных участков крупных транспортных узлов и городских агломераций, уменьшение времени на ликвидацию поломок автомобилей и т.д. Как показала практика, в зимних условиях важнейшее значение для грузовых коммерческих перевозок имеет оснащение автомобилей «зимней» резиной и цепями противоскольжения.
… но и их протяженность
«Естественно, состояние автомобильных дорог также существенно влияет на скорость и своевременность доставки грузов, - отмечают в Федеральном дорожном агентстве. - Мероприятия в сфере дорожного хозяйства, направленные на увеличение скорости продвижения грузов автомобильным транспортом предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2600-р».
Распоряжением предусмотрено к 2019 году привести все автомобильные дороги федерального значения, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к нормативному состоянию. В первую очередь это касается таких параметров как ровность и шероховатость проезжей части.
Также подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривает прирост более чем 20,1 тысяч километров федеральных трасс, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 тонн. То есть практически на всем протяжении основных международных транспортных коридоров. Это позволит перевозчикам расширить возможности выбора маршрутов и обеспечить увеличение скорости продвижения грузов.
К приоритетным направлениям развития автомобильных дорог в рамках этой же ФЦП отнесены первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Московской области и Санкт-Петербургского транспортного узла, то есть наиболее перегруженных движением сегментов дорожной сети. Активно осуществляется строительство обходов городов. За последние годы введены в эксплуатацию обходы городов Новосибирска (северный обход), Красноярска, Иркутска, Уссурийска в Приморской крае, Вельска в Архангельской области, Кяхты в Республике Бурятия. Началось проектирование и строительство обходов Новосибирска (восточный обход), Беслана в Республике Северная Осетия-Алания, Гудермеса в Чеченской Республике, Хасавюрта в Республике Дагестан, и города Минеральные Воды в Ставропольском крае.
Общий объем финансирования дорожного хозяйства, предусмотренный из Федерального дорожного фонда вышеуказанной Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и входящей в ее состав подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на период 2013-2020 годов, установлен в размере 5039,9 млрд рублей.
Илья БЕЗРУЧКО