Метр моста "Куинсберри бридж" обойдется шотландскому бюджету в сумму, эквивалентную семидесяти четырем миллионам рублей, тогда как на метр Керченской переправы, превышающей по длине шотландский аналог более чем в шесть раз, потратят около двенадцати миллионов.

Метр моста "Куинсберри бридж" обойдется шотландскому бюджету в сумму, эквивалентную семидесяти четырем миллионам рублей, тогда как на метр Керченской переправы, превышающей по длине шотландский аналог более чем в шесть раз, потратят около двенадцати миллионов.

 Первые капитальные мосты на территории Великобритании начали строить еще римляне в первом веке нашей эры. И строили, надо сказать, на совесть — некоторые сохранились и по сей день. На территории современного Эдинбурга нет столь древних сооружений, и до последнего времени главной его транспортной «достопримечательностью» оставался Железнодорожный мост через реку Форт — ровесник и дальний родственник по линии ажурных металлоконструкций знаменитой Эйфелевой башни. Соседний, не столь изящный, автомобильный мост был сдан в эксплуатацию в 1964 году и к началу десятых годов XXI века свой ресурс почти полностью исчерпал. Сегодня по соседству с этими переправами идет строительство нового моста "Куинсферри кроссинг", уже названного крупнейшим строительным проектом века в Шотландии.

Впервые предложение о строительстве еще одной переправы в устье реки Форт (Forth), отделяющем столицу Шотландии от области Файф (Fife), было озвучено в начале девяностых годов прошлого века. Однако в то время с транспортным потоком справлялся и существующий мост, так что строительство нового было отложено на неопределенное время. Проблемы с нагрузкой проявились к 2005 году, и два года спустя было принято окончательное решение о его замене. Впрочем, спустя еще год, было решено все же оставить старый мост для движения общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов.

В 2007 году по заказу министерства транспорта Шотландии было проведено исследование возможных вариантов устройства переправы. Авторы данного исследования рассматривали варианты строительства мостов и тоннелей в различных местах побережья, но в итоге рекомендовали остановить выбор на строительстве вантового моста к западу от существующего автомобильного. В исследовании делается вывод, что такой вариант значительно дешевле, чем прокладка тоннеля и занимает меньше времени. В то же время было отмечено, что тоннель будет иметь куда меньшее влияния на окружающую среду.

В декабре 2007 года министр финансов Шотландии Джон Суинни объявил, что строительство моста с подходами и инфраструктурой обойдется в сумму от 3,25 млрд до 4,22 млрд фунтов. По его словам данная стройка стала «крупнейшим строительным проектом века в Шотландии».Против строительства выступило сразу несколько политических групп с различной аргументацией. Партия «зеленых» традиционно предупреждала об экологической угрозе, другие объединения настаивали на том, что затраты на строительство не соответствуют эффекту от введения в строй нового моста. Помимо протестов против строительства, как такового, с критикой проекта выступила политическая группа, настаивающая на выборе тоннеля, как более дешевого и экологически безопасного варианта.

На первом этапе предполагалось, что финансирование столь масштабного проекта будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Но в декабре 2008 года правительство Шотландии объявило о том, что стройка будет профинансирована из средств бюджета, в рамках стратегии реализации транспортных проектов. На тот момент стоимость строительства четырехполосного моста длиной в 2700 метров оценили в сумму от 1,72 до 2,34 миллиарда фунтов.

В марте 2011 года шотландское правительство объявило о выборе подрядчика строительства. Им стал консорциум «FCBC», в который вошли компании Dragados, Hochtief, American Bridge International и Morrison Construction.

Лоты поменьше достались другим подрядчикам: контракт стоимостью почти 13 млн фунтов на создание интеллектуальной транспортной системы ушел компании Dromore Ltd, а реконструкция развязки с трассой М9 за 25,6 млн фунтов отошла компаниям Sisk и Roadbridge.

В январе 2011 года принятый шотландским парламентом закон о строительстве моста получил королевское одобрение и через восемь месяцев строительство началось. По плану мост должен быть сдан к концу 2016 года. На сегодняшний день стройка продолжается, а финальный бюджет проекта, по оценкам Департамента транспорта Шотландии, превысит 2 миллиарда фунтов.

Сколько же стоят подобные проекты в России? Сравним самый большой мост Великобритании с самыми масштабными мостовыми переходами в нашей стране.

Характеристики

Куинсферри кроссинг

Русский мост (Приморский край)

мост через Керченский пролив

Тип

Вантовый

Вантовый

Ферменный

Назначение

Автомобильный

Автомобильный

Автомобильно-железнодорожный

Длина

2700 метров

3100 метров

19000 метров

Длина пролета (max)

650 метров

1104 метра

227 метров

Количество полос

4

4

4 + ж/д-пути

Высота (max)

207 метров

320,9 метра

70 метров

Количество пилонов

3

2

Общая стоимость

Около 2 млрд фунтов

(200 млрд рублей)

Около 660 млн фунтов

(в ценах на момент окончания строительства)

35,4 млрд рублей

Около 2,28 млрд фунтов

228,3 млрд рублей

Хорошо видно, что и эксплуатирующийся мост на остров Русский и строящийся мост через Керченский пролив не только превосходят самый большой мост Британии по техническим характеристикам, но и стоят, при пересчете на километр, существенно дешевле.

Интересные факты:

  • При строительстве моста на южном берегу реки Форт были обнаружены остатки стоянки древнего человека эпохи мезолита. Найденные при земляных работах жилища древних островитян представляют собой своеобразные землянки, возведенные вокруг семиметровых эллиптических ям. Постройки были датированы 8240 г. до н.э., что делает их самыми ранним из известных в Шотландии рукотворных сооружений.
  • Новый мост станет самым высоким в Великобритании. Проектная высота конструкции 207 метров, это на 40-50 метров выше Forth Road Bridge и Humber Bridge – самых высоких мостов, функционирующих в стране сейчас. 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789