«ДорИнфо» выяснил, каковы особенности вождения в трезвом виде, страшно ли садиться в машину за 20 миллионов, и помогут ли роботы выпившему человеку в ближайшее время.

«ДорИнфо» открывает серию интервью с людьми, работа и жизнь которых неразрывно связана с дорогами. Первый наш герой работает в такси. Но не простым таксистом, а трезвым водителем. Конечно, пьяного таксиста вы вообще вряд ли где-то встретите, но трезвый водитель – это несколько другая история.

Относительно недавно, когда личные автомобили еще не наводнили дворы и улицы, не стали практически частью каждой семьи, работать в такси было престижно и выгодно. Таксистам завидовали, с ними хотели дружить, дети смотрели на них с восторгом, восхищаясь возможностью кататься на автомобиле в любое время. Теперь такси и таксисты уже никого не удивляют. Некоторые не то чтобы в булочную, в школу на такси ездят. Такси сейчас великое множество на любой вкус. Можно заказать vip-такси, можно недорогое (пожалуй, самое популярное по запросам в поисковиках), можно заказать такси для животных, а можно для молодоженов или «для серьезных людей», можно попросить, чтобы таксист встретил тебя прямо у вагона поезда, или на выходе в зал прилета в аэропорту. Не так давно фирмы такси придумали еще одну услугу, которая называется «трезвый водитель». Идея в том, что на своей машине вы можете приехать в ресторан/клуб/баню и т.п., употребить алкоголь в любых количествах при желании, а трезвый водитель доставит вас после этого по необходимому адресу на вашем же автомобиле. В общем-то от водителя в данном случае ничего особенного не требуется. Разве что несколько больший профессионализм и стрессоустойчивость. А еще равнодушие к «чайникам» на дорогах, считает водитель Сергей из компании «Водила Профи».

­- Кому и когда может потребоваться трезвый водитель, если есть такси?

- Трезвого водителя вызывают в том случае, если человек предпочитает передвигаться на своем автомобиле. Или, например, так получилось, что он отправился на деловую встречу в ресторан, где не обошлось без алкоголя. Основной объем работы естественно приходится на вечер. Звонки начинаются в рабочие дни, часов в восемь-девять вечера, когда люди разъезжаются из кафе. Конечно, звонят не каждый день. Бывает, что в понедельник, вторник поступает два-три заказа. Среда и четверг чуть «живее». Пятница и суббота – естественно всплеск. В пятницу звонки начинаются уже с обеда. А в субботу люди могут ездить с нашими водителями и целый день. Чаще всего автовладельцы вызывают трезвого водителя, чтобы попасть откуда-то домой. Но бывает так, что едут просто покататься. Есть у нас постоянные клиенты, которые пользуются услугами нашего водителя всю ночь. Обычно такое бывает в выходные.

- Вызвать трезвого водителя дороже, чем воспользоваться такси?

- Да. Тариф в Санкт-Петербурге – из центра на окраину – две тысячи рублей. Есть также почасовая оплата: первый час – две тысячи, последующие – по тысяче. При объемных заказах предусмотрены скидки.

- После выполнения заказа водителю самому приходится заказывать такси, чтобы вернуться домой, или компания организует его доставку?

- Водители, которые у нас работают, получают заказы по своим же районам. То есть до дома им, как правило, добираться потом недалеко. А так по-разному: если поздний, ночной, заказ, приходится возвращаться на такси, или пешком. Если еще ходит общественный транспорт, то на нём.

- Какими навыками и качествами должен обладать человек, который хочет работать трезвым водителем?

- У водителя должна быть абсолютная стрессоустойчивость. Ему должно быть все равно, как ведут себя на дороге «чайники», которых, по-моему, большинство. У нас трезвыми водителями работают исключительно люди с более чем 20-летним стажем вождения. И это принципиальная позиция руководства компании. Причем, цифра взята не с потолка, или чьего-то хотения. Это, в том числе, цифра из моего же опыта – из тех этапов водительского стажа, что я сам прошел. Надо сказать, что водил машину я всегда хорошо, безаварийно даже в юности. Но только через 10 лет я начал понимать, как нужно ездить. После 15 лет вождения мне стало все равно, как ездят окружающие. Мне не нужно никому ничего доказывать. Я и так профессионал. Город – это не место для выяснения того, кто круче за рулем. Если очень хочется, можно и на трассу. Но, думаю, там немногим со мной тягаться. В общем, я считаю, что именно через 15 лет вождения человек уже умеет просчитывать реакцию окружающих водителей, их дальнейшие действия. А водителю, который ведет чужую машину, должно быть тем более все равно, что там творят окружающие, как ведут себя лихачи. Трезвый водитель едет за рулем чужой машины, и прежде всего его должна волновать сохранность этого автомобиля, а не попытка доказать кому-то, что он неправильно едет. Еще одна особенность этой работы – взаимодействие с клиентами. Люди же не все, а некоторые не всегда, бывают спокойными. Особенно если «переберут». Некоторые просят то побыстрее, то помедленнее ехать, то другим путем. В этой ситуации проще сказать: «Да, конечно», - и ехать по правилам. Ну и естественно в нашей работе необходимо четко знать правила дорожного движения и соблюдать их.

- Получается, по сути, обычная рутинная работа.

- Наверное, рутинной нашу работу не назвать. Каждый заказ индивидуален. Бывают, конечно, и курьезные моменты. Например, водитель приезжает, клиент ему говорит, что машина стоит там-то, а ее нет – забрали на эвакуаторе. Приходится водителю с клиентом ехать на штрафплощадку забирать автомобиль, а затем добираться уже туда, куда было нужно изначально. Бывает, что за владельца машины трезвого водителя вызвали друзья. Приезжает наш водитель, а автовладелец ему говорит, что никого не вызывал, доедет сам. Есть, конечно, неадекватные люди. Но не могут же все быть одинаковыми. Бывает, человек сам вызвал водителя, а потом отказывается, не хочет оплачивать вызов. Ну, пожалуйста. Номер его нам известен. В следующий раз включим предыдущий заказ в счет, или вообще к нему не поедем. Наша фирма не одна на рынке.

- Случались ли ДТП с вами или водителями из вашей фирмы на чужих машинах?

- Был один раз в нашей компании. Давно. Водитель этот, правда, уволился потом. А в ДТП он попал по своей же неосторожности. Это был единственный случай из десятков тысяч заказов. Я думаю, просто это был «не тот» водитель. Не подошел человек для этой работы.

- Давно ли у нас стала востребованной такая услуга?

- Наверное, услуга «трезвый водитель» стала актуальной с ужесточением штрафов и наказаний за управление в нетрезвом виде. Сейчас они очень жестки. Пытаются, конечно, пойманные пьяными водители, договариваться за деньги, у некоторых получается. Но это еще ладно, если поймали, оштрафовали, права забрали и т.п. Худший вариант – это когда вы сели пьяным за руль, и что-то произошло непоправимое.

- Нужна ли какая-то доверенность трезвому водителю от владельца машины?

- Доверенности сейчас вообще отменили. Единственное нарушение здесь – это, если у нетрезвого водителя нерасширенный полис ОСАГО. По-другому пока нельзя. Если он нерасширенный, водитель (трезвый) садится за руль на свой страх и риск и с нарушением ПДД перегоняет транспортное средство. Но ГИБДД лояльнее к этому относится. Это лучше, чем пьяный за рулем.

­- Автомобилей сейчас великое множество. Есть очень дорогие. Обращаются ли к вам их владельцы, и не боитесь ли вы садиться в этом случае за руль?

- Нет. Страха точно нет и не должно быть. Это опять же одно из качеств водителей, которые у нас работают. Самые дорогие машины у нас были миллионов за 20 – Bentley, например. Но такие заказы редки. Их владельцы – люди, которые обращаются, когда ушел или в отпуске личный водитель. С такими машинами поступают разовые заказы. А вообще, что касается машин, их, конечно, много. Но и умение водить всё приходит с опытом, со временем всё запоминается.

- Фирм такси на рынке немало, думаю, что и услугу «трезвый водитель» предоставляют многие из них. Не наблюдаете сейчас уменьшения числа заказов в связи с высокой конкуренцией?

- Спад клиентов зависит не от количества компаний на рынке. Спад сейчас общий у всех. Из-за экономической ситуации. Заказчики у нас в основном деловые люди. Когда деловая активность выше, люди чаще встречаются. Встречи часто происходят где-то в ресторане. Спад, я думаю, сейчас в ресторанах, и у нас соответственно тоже. А конкуренция нам уже не страшна. Многие люди работают со мной довольно долго, поэтому клиенты всегда есть.

- В некоторых странах ученые работают над созданием беспилотных автомобилей. Тестирование проводится регулярно. В общем-то беспилотники, наверное, - уже недалекое будущее. Как вы думаете, смогут они заменить трезвых водителей.

- Они смогут заменить такую составляющую, как стаж водителя. В правилах уже указано, что водитель, даже управляя беспилотным автомобилем, должен быть трезвым. Автомобиль такой, конечно, едет сам. Но при экстренной ситуации принимать решение и контролировать машину должен водитель. То есть трезвые водители будут востребованы, пока не изменят законодательство. Но когда еще это будет, кто знает.

- Давно ли вы работаете «трезвым водителем»?

- Скоро уже будет пять лет.

- А когда вам надоедает это, чем вы занимаетесь?

- Работаю по своей специальности – программистом. Занимаюсь созданием сайтов и их обслуживанием. Совмещение этих двух работ, свободный график, который я сам себе и составляю, не позволяют мне устать от однообразия. Мне нравится то, чем я занимаюсь.

беседовала Ольга Черухина, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789