До начала 22-х олимпийских игр осталось чуть меньше года. И если шесть лет назад реальность проведения зимней Олимпиады в «летней столице» еще вызывала у кого-то сомнения, то сегодня можно с уверенностью говорить о том, что игры состоятся, и все необходимые для их проведения объекты будут, так или иначе, вовремя введены в эксплуатацию. 

До начала 22-х зимних олимпийских игр осталось чуть меньше года. И если шесть лет назад реальность проведения зимней Олимпиады в «летней столице» еще вызывала у кого-то сомнения, то сегодня можно с уверенностью говорить о том, что игры состоятся и все необходимые для их проведения объекты будут, так или иначе, вовремя введены в эксплуатацию. Вопрос лишь в том, готова ли транспортная инфраструктура и дорожная сеть курортного города эффективно работать в условиях супернагрузок, неизбежных при проведении мероприятия, к которому будет приковано внимание публики всего мира.

Южный узел

Южный участок трассы М-4 «Дон», М-27 и Курортный проспект — три главных дороги, на которые ложится главная транспортная нагрузка российского отрезка черноморского побережья. По сути, они представляют собой магистральный путь из центральной России, переходящий в узкую прибрежную магистраль, зажатую на полоске земли между морем и горами, городскую улицу и вновь трассу, уходящую за границу Абхазии. Если в период межсезонья дороги эти худо-бедно отвечали нуждам 360-ти тысяч человек, постоянно проживающих в главном курортном городе страны, то с поздней весны и до конца осени кратно увеличивающийся за счет отдыхающих поток автотранспорта заставляет город останавливаться в заторах способных дать фору обеим российским столицам. Олимпиада, подготовка к которой началась за 8 лет до официальной церемонии открытия, безусловно, изменила транспортную ситуацию в Большом Сочи. Правда, нельзя с уверенностью сказать, что в лучшую сторону. Грандиозная стройка в Имеретинской низменности и в районе горноклиматического курорта «Альпика-Сервис» в Красной Поляне привели на дороги городского округа тысячи единиц строительной техники, служебного и личного транспорта, грузовиков доставляющих стройматериалы и автобусов для рабочих. Теперь в Сочи воцарилась своеобразная стабильность, и пробки высокого сезона ничем не отличаются от заторов осенне-зимнего периода. Впрочем, все ответственные за движение в курортной столице в один голос говорят, что явление это временное, и еще до начала зимних игр 2014-го движение в городе будет нормализовано. Что же делается для того, чтобы ездить по Сочи было приятно в любое время года? Большой дорожной стройкой в округе заведует ФКУ дирекция по строительству дорог «Черноморье», подведомственная Росавтодору. Всего, до будущего года, дорожники построят около 42 километров новых путей, увеличив протяженность транспортных артерий Сочи до 222,6 км. За четыре года работы строители успели освоить 135 млрд рублей из выделенных им 162 млрд.

Вторая дорога

Ключевым объектом транспортной инфраструктуры, на который делается ставка в решении проблемы заторов сочинского узла,стал дублер Курортного проспекта, протяженностью 16,3 км. Маршрут дублера проходит от реки Агура до реки Псахе через всю центральную часть Сочи. При этом первый отрезок существующей с 2001 года дороги-обхода включен в первую очередь дублера Курортного проспекта. Таким образом, две параллельные дороги, проходящие по эстакадам и туннелям, на всем протяжении образуют четырехполосную трассу I категории и имеют по две полосы в каждом направлении. Ширина одной дороги – 10,5 м. Первые участки дороги уже открыты для общего пользования. Новая дорога в нескольких десятках метрах проходит над землей – трасса построена на возвышении и стоит на сейсмоустойчивых железобетонных опорах. Маршрут проложен через скалистую местность, поэтому на пути дороги строители прорубили восемь парных тоннелей общей протяженностью 5 километров. В тоннелях применяется светодиодное освещение. Сама дорога может служить примером для строителей по всей стране: ровный гладкий асфальт, мягкие деформационные швы, металлические отбойники, закругленные световые опоры, нависающие над полотном. Разрешенная скорость после полного открытия здесь будет 90 км/ч.

Сегодня дорожники ведут подготовку к открытию рабочего движение на первой части II очереди Дублера Курортного проспекта - на отрезке от начала Обхода города Сочи до развязки «Раздольное», чтобы еще в большей степени разгрузить выезд и въезд в центральную часть Сочи со стороны Адлера. На этом участке трассы уже завершена укладка асфальта и установка акустических экранов, заканчивается монтаж систем освещения и устройство коммуникаций. Рядом, уже за развязкой «Раздольное», активно идут работы по прокладке тоннелей 3 и 3а.

К концу нынешнего года Дублер Курортного проспект пройдет сквозь горы, лавируя между жилыми массивами: система современных тоннелей и мостовых сооружений, общей протяженностью более 16 км значительно улучшит транспортную ситуацию в центральной части Сочи.

Вперед и вверх, а там…

Разделение объектов олимпиады на приморский и горный кластеры потребовало создания одного из самых технологичных объектов транспортной инфраструктуры в России. Им стала совмещенная, автомобильно-железная, дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (Красная Поляна), позиционируемая в качестве основной пассажирской магистрали Олимпиады. Развязки соединят новую трассу с существующей дорогой и федеральной трассой М-27. Дорогу обслуживает целый комплекс искусственных сооружений: 12 тоннелей (общей протяженностью 27 километров) и 46 мостов (из них 22 железнодорожных). Проект трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» предусматривает строительство железной и автомобильной дороги в едином техническом коридоре. Общая протяженность трассы составит 48,2 км. Первоначальные затраты на строительство автомобильно-железнодорожной трассы Адлер–Красная Поляна в расчетах 2006 года оценивались в 91 млрд рублей. Спустя три года, в 2009 году, — уже в 266,4 млрд рублей ($9 млрд 404 млн в ценах 2012 года). Эти цифры позволили включить объект в рейтинг самых дорогих дорог мира.

Есть ли жизнь после игр?

Многие сегодня говорят о том, что развитие инфраструктуры Большого Сочи после проведения олимпиады может быть приостановлено. Но власти всех уровней настаивают на том, что обновление продолжится и после соревнований. Этим заявлениям хочется верить, ведь Сочи уже почти сто лет является главным местом отдыха для целых поколений россиян. И красота этого края для многих перевешивает и низкий уровень сервиса, и своеобразный менталитет местного населения.

Уже сейчас понятно, что, если развитие транспортного узла у моря продолжится, то одной из главных задач станет масштабная реконструкция трассы М-27 Джубга – Сочи. В летний период суточная нагрузка этой трассе составляет до 45 тыс. машин. Сейчас трасса активно используется машинами, которые везут грузы для олимпийской стройки в Сочи. Дорога спроектирована и построена по нормативам третьей технической категории — это дороги с облегченным покрытием, рассчитанные на небольшую нагрузку, с одной полосой движения на оба направления. На многих участках дорога интенсивно разрушается. Всего на трассе Джубга – Сочи есть более 30 участков общей протяженностью свыше 8,6 км, где постоянно сохраняется угроза оползневых сходов. Протяженность трассы составляет 217 км, дорога продолжается до границы с Абхазией. Оценивая стоимость реконструкции трассы, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев объявил, что работы обойдутся в сумму не менее 300 млрд рублей. Губернатор пообещал, также, что после Олимпиады в 2014 году с лета все силы, которые были на олимпийской стройке, перебрасываются на трассу Джубга — Сочи, где будет проложена сложная дорога с большим количеством тоннелей, мостов и эстакад.

Последние штрихи

В том, что зимняя олимпиада в Сочи будет проведена на должном уровне любой ценой, сомнений ни у кого не остается. Дорожные и спортивные объекты сдадут в срок, и жители города получат в свое распоряжение инфраструктуру мирового уровня. Однако, в последние месяцы перед феерией спорта горожанам придется мобилизовать остатки терпения. Последним штрихом в подготовке к играм станет приведение в порядок улично-дорожной сети Сочи. В этом году дорожники Сочи займутся приведением в порядок основных трасс города. В ближайшее время будет разработана вся проектная документация, затем дорожники начнут укладывать дорожное полотно и обустраивать тротуары на магистралях с движением городского транспорта, а также приведут в порядок дороги, ведущие к побережью и главным достопримечательностям города.
Всего запланировано привести в нормативное состояние 10 дорог в Адлерском, Хостинском и Центральном районах Сочи. В ходе ремонта дорог планируется проводить регулярную экспертизу работ с применением современных систем контроля качества дорожного строительства, пообещали в мэрии.

Портал «ДорИнфо» продолжит следить за модернизацией дорожной сети города-курорта и будет знакомить вас с реальным положением дел на объектах одной из крупнейших дорожных строек России. О ключевых объектах, крупных вводах и новых инициативах читайте в нашей новостной ленте и редакционных материалах.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789