Применяются ли новые технологии на российских дорогах? Существуют ли отечественные инновационные разработки для дорожной отрасли? На эти и другие вопросы отвечали специалисты на первом международном форуме «Инновации в дорожном строительстве» в Сочи.
Применяются ли новые технологии на российских дорогах? Существуют ли отечественные инновационные разработки для дорожной отрасли? На эти и другие вопросы отвечали специалисты на первом международном форуме «Инновации в дорожном строительстве» в Сочи. На протяжении трех дней, с 26 по 28 мая, специалисты обсуждали особенности внедрения инноваций на различных этапах строительства дорог, проблемы и перспективы применения новых технологий и материалов.
Место проведения форума было выбрано не случайно. Перед зимней Олимпиадой 2014 года город преобразился до неузнаваемости. Инфраструктуру курорта выстраивали практически с нуля с применением новейших технологий и материалов. Такие сочинские дороги, как совмещённая скоростная автомобильная и железнодорожная магистраль Адлер - Красная Поляна и дублер Курортного проспекта, стали примером внедрения десятков инновационных решений.


Организатором первого международного форума «Инновации в дорожном строительстве» выступила Госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») при поддержке Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства (Росавтодор).


В ходе общения с журналистами глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что с 2012 года на 500-700 объектах федеральных трасс используются инновационные технологии. При этом он подчеркнул, что единожды примененная инновация при повторном применении уже перестает быть таковой.


Основные инновационные направления, по которым идет работа на федеральных магистралях, перечислил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов: «Это внедрение методологии Superpave, внедрение полимерно-битумных вяжущих, использование геосинтетики и композитов, а также строительство цементобетонных покрытий».
Для повышения качества строительства дорог, безопасности на трассах и сервисного обслуживания в ГК «Автодор» разработали проект технической политики до 2020 года.
«Он предусматривает увеличение срока эксплуатации автодорог до проведения капитального ремонта на 30%, до проведения ремонта - на 20%, снижение затрат на ремонт, капремонт и содержание на 15%. А для пользователей автодорог - снижение себестоимости перевозок на 20% и снижение количества ДТП также на 20%. Проект документа запланирован к утверждению во втором квартале 2015 года», - сообщил первый заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Урманов.


Со стратегическими планами Госкомпании ознакомил дорожников заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию Александр Носов. По его словам, в долгосрочной перспективе планируется полный переход на электронные технологии оплаты проезда без остановки транспортных средств. Также специалист подчеркнул, что серьезную основу для стимулирования применения инноваций в дорожной отрасли создают концессии и контракты жизненного цикла, поскольку при долгосрочных контрактах исполнитель максимально заинтересован в обеспечении долговечности дороги и снижении своих издержек и затрат по ее эксплуатации.
Подстегнуть внедрение новых технологий и методов должны разработанные стандарты Техрегламента, о которых уже не в первый раз подробно рассказал генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Николай Быстров.

«Освоение нового огромного пласта знаний невольно подталкивает людей работать по-новому. Потому что другого способа остаться на рынке не существует. По новой нормативной базе необходимо будет проводить переоснащение лабораторий, переподготовку кадров», - отметил специалист.
Много внимания на форуме было уделено внедрению композиционных материалов в дорожной отрасли. При этом, по словам руководителя Росавтодора, Россия в этой области является лидером. Директор департамента программ стимулирования спроса ОАО «РОСНАНО» Андрей Берков рассказал о сотрудничестве с дорожниками. В частности, о проекте инновационной дороги в Москве. Завершить ее строительство планируется в этом году.


Не оставили специалисты форума без внимания и информационные технологии. В частности, BIM-технологии. Применение информационного моделирования на протяжении всего жизненного цикла объекта позволит сэкономить огромные финансовые и временные средства. Отдельный круглый стол был посвящен инновационным технологиям, направленным на повышение безопасности дорожного движения.


В рамках форума для его участников была организована экскурсия по построенным к Олимпиаде сочинским дорогам. Гостям рассказали про особенности возведения объектов и примененных в процессе инновациях.



В то же время на форуме неоднократно звучали высказывания специалистов о том, что внедрение инноваций могло бы идти быстрее, если б не ряд препятствий. Подробней о том, что мешает применению новых технологий в дорожном строительстве, читайте в материалах «ДорИнфо» в ближайшее время.
Марина Костюкевич, «ДорИнфо»
Фото автора