Представители власти, дорожники и инвесторы обсудили, какой они видят будущую транспортно-дорожную сеть региона и его столицы.
В северной столице состоялась конференция «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». На ней представители власти, дорожники и инвесторы обсудили будущее транспортно-дорожной сети региона и его административного центра.
Санкт-Петербург ожидают грандиозные перемены – таков был негласный девиз конференции. И эти перемены уже не за горами. В 2016 году в городе введут в эксплуатацию центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). Пока это крупнейший российский ГЧП-проект в сфере транспортной инфраструктуры. К 2018 году северная столица обзаведется новыми развязками, автодорогами и мостами, чтобы достойно встретить болельщиков на Чемпионате мира по футболу. А спустя два года реализуются все дорожные проекты, предусмотренные актуализированной Программой развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Эта программа разработана в АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». По словам гендиректора организации Кирилла Полякова, программа сулит не только улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга и Ленобласти к 2020 году, но и снижение аварийности на дорогах, а также уменьшение негативного влияния транспорта на окружающую среду.
Также в планах на 2020 год - превратить Санкт-Петербург и Ленинградскую область в национальный транспортно-логистический центр европейской части России. Колоссальным целям, естественно, соответствует и колоссальная цена. По целевому варианту, стоимость реализации Программы транспортного развития оценивается в 1 трлн 706 млрд 893,9 млн рублей. Разумеется, о будущем транспортной инфраструктуры Петербурга и области можно говорить лишь в самых общих чертах - подавляющая часть объектов находится в стадии проектирования. Однако уже сейчас известны планируемые результаты реализации этой программы.
Так, за шесть лет дорожники должны построить и реконструировать 729 км автодорог федерального, регионального и местного значения в Ленинградской области. А в Петербурге, по целевому варианту, введут в эксплуатацию 202 км улично-дорожной сети.
В отдельную подпрограмму специалисты дирекции выделили строительство путепроводов через железнодорожные пути в границах Петербурга и Ленобласти. К 2020 году в регионе должны появиться 24 новых путепровода взамен закрываемых железнодорожных переездов. На данный момент определены 14 пилотных зон, где построят мостовые сооружения. Шесть автодорожных путепроводов будут в границах Петербурга, восемь - в Ленобласти.
Чтобы снизить стоимость работ на этих объектах, возможно, придется внести изменения в стандарты строительства автодорожных путепроводов. И эти изменения могут прийтись не по душе автомобилистам. На конференции Поляков предложил уменьшить расчетную скорость движения транспорта на новых путепроводах. Это позволит снизить углы наклона на проектируемых путепроводах и изменить длину подходов к ним. Таким образом, затраты на строительство путепроводов и освобождение земельных участков под них могут сократиться почти на треть.
Новые пути для Ленинградской области
О том, как в будущем развернутся дорожные работы на федеральных трассах области, рассказал начальник ФКУ «Севзапуправтодор» Валентин Иванов.
На данный момент 83 км федеральных автодорог обеспечены проектной документацией. Уже в следующем году управление планирует открыть после строительства и реконструкции 32,4 км трасс. В 2016 году эта цифра упадет до 20,6 км, однако затем в «Севзапуправтодоре» прогнозируют постоянное увеличение протяжённости построенных и реконструированных участков федеральных автодорог. В 2020 году эта протяженность составит 44,8 км.
Что же касается региональных и местных автодорог Ленобласти, то к 2020 году власти планируют реконструировать и построить 101 км трасс. В регионе не только существенно увеличится протяженность региональных дорог, но и появятся новые развязки, которые существенно облегчат жизнь местным жителям. Так, уже весной следующего года может пойти на госэкспертизу проект строительства и реконструкции Колтушского шоссе, соединяющего КАД с деревней Колтуши. Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Михаил Козьминых отметил, что движение на автодороге «КАД – Колтуши», а также на эстакаде примыкающего подъезда к Всеволожску могут сделать без левых поворотов. Так появятся условия для непрерывного движения автомобилей. Кроме этих дорог, в актуализированную программу также вошли автодороги до Гатчины и Обход Красного Села.
ЧМ-2018 как вызов дорожникам Санкт-Петербурга
Пожалуй, самый насущный вопрос для петербуржцев и заграничных болельщиков - как подготовится город к предстоящему Чемпионату мира. До проведения главного футбольного праздника планеты осталось менее четырех лет, и за это время городским властям предстоит гигантская работа по улучшению улично-дорожной сети Петербурга.
По словам заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, в будущей транспортной схеме Санкт-Петербурга заложен единый подход, который применяется во всех 11 городах проведения Чемпионата. Иногородний или иностранный болельщик чаще всего попадает в город на основном виде внешнего транспорта – самолете. Цель властей города – сделать его путь из аэропорта до стадиона максимально комфортным и быстрым.
Уже на выезде из аэропорта людей будет «ждать» новая Пулковско – Дунайская развязка. Строят ее за счет городского и федерального бюджетов (50/50), общая стоимость работ составляет ни много ни мало 11 млрд 634,65 млн рублей. Шестиполосную развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом начали возводить в марте этого года, движение по ней планируют пустить в четвертом квартале 2016 года.
«Сердцем» Северной столицы на время ЧМ-2018 станет, конечно, футбольный стадион в западной части Крестовского острова. Первый заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры города Анатолий Мишанов признался, что в Комитете долго определялись с решением и источниками финансирования для создания транспортной сети от ЗСД до строящегося стадиона.
Важнейшим элементом этой сети станет строительство продолжения набережной Макарова с мостом через остров Серный. Благодаря «пробивке» набережной и появлению нового моста для водителей станет возможным бессветофорное движение от самого аэропорта «Пулково» до стадиона на Крестовском острове.
Проект по мосту через Малую Неву уже готов и отправлен на госэкспертизу. Начало дорожных работ на объекте планируется в середине следующего года. Мост через остров Серный, вероятнее всего, успеют построить к 2017 году.
В целом, по словам Мишанина, не все сейчас обстоит гладко с подготовкой к Чемпионату Мира 2018. Но у властей нет сомнений, что транспортная инфраструктура города в самый ответственный момент не подведет.
Слово за инвесторами
На конференции представители госорганов не скрывали, что в реализации столь многообещающих проектов не лишним было бы участие инвесторов. Так, на основе государственно-частного партнерства хотят построить и путепроводы в Ленобласти и Петербурге, и мост через остров Серный.
Кстати, самый масштабный транспортный проект России в сфере государственно-частного партнерства реализуется именно на территории Северной столицы. Речь идет, как не трудно догадаться, о строительстве ЗСД.
По словам гендиректора ООО «Магистраль северной столицы» Алексея Бнатова, после ввода в эксплуатацию центрального участка ЗСД (второй квартал 2016 года ) водители смогут проехать с севера на юг города за 19 минут. Естественно, при соблюдении скоростного режима. Такая заманчивая возможность может увеличить рост количества пользователей автомагистрали от 30 до 100%.
Завершение соглашения о ГЧП по ЗСД датируется 20 декабря 2042 года, после чего платную магистраль передадут в собственность города. Все сверхприбыли от эксплуатации автодороги будут распределяться в соотношении 10% частному и 90% государственному партнеру.
Показанная с особым воодушевлением презентация проекта ЗСД наверняка заставила всерьез задуматься присутствовавших в зале западных инвесторов. Так, зампредседателя комитета CCIFR (Франко-российской торгово-промышленной палаты) по ГЧП Кристиан Эртебис уже изъявил желание участвовать в реализации будущих проектов на территории города и области.
Отметим, что уже в следующем году для Ленобласти и Санкт-Петербурга откроются качественно новые возможности в реализации проектов на основе ГЧП. Вполне возможно, что именно эти субъекты станут первопроходцами в заключении совместных межсубъектовых договоров на строительство объектов транспортной инфраструктуры. И это будет еще один эффектный штрих в общую картину передового развития дорожной отрасли в Петербурге и Ленобласти.
Поживем - увидим
За горами впечатляющих цифр, масштабных проектов реконструкции и строительства дорог и мостов пока много вопросов. Сможет ли Санкт-Петербург без гигантских заторов и коллапсов принять Чемпионат мира? Повысится ли комфортность движения и снизится ли аварийность в городе в 2020 году? И смогут ли новые объекты транспортной инфраструктуры качественно изменить дорожную ситуацию в Ленинградской области? Все эти вопросы пока остаются открытыми. И уже сейчас началась активная работа, чтобы на все из них местные жители смогли ответить «Да!».
Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»