Когда же на российских дорогах в полную силу заработают интеллектуальные транспортные системы (ИТС), и что для этого нужно?

В Санкт-Петербурге прошел семинар «Развитие интеллектуальных транспортных систем в системе Федерального дорожного агентства». Специалисты пытались вместе понять, почему же крепкой «дружбы» у технологий и дорог пока не выходит.

Город для проведения семинара был выбран не случайно. Как признают сами дорожники, по уровню внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) Северная столица шагнула далеко вперед остальных российских регионов. С недавних пор в этом плане с Санкт-Петербургом может посоперничать разве что постолимпийский Сочи.

Важность оборудования дорог интеллектуальными системами в современном мире оспаривать станет немногий. Разве что те бедолаги, кто ежедневно трясется по ямам и бездорожью – тут уж, конечно, не до высоких технологий – лишь бы ямы залатали да асфальт положили. Но речь пойдет о федеральных дорогах, которые в большинстве своем все-таки содержатся в надлежащем состоянии.

IMG_0119.JPG

IMG_0070.JPG

Достижения техники и науки позволяют в разы облегчить жизнь дорожникам и водителям: повышают безопасность движения на трассах, улучшают их эксплуатационные характеристики, прогнозируют и предотвращают пробки, предупреждают о гололеде.

Начальник отдела мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автодорог Управления эксплуатации Росавтодора Максим Мартынкевич рассказал, что работа по развитию ИТС идет по нескольким основным направлениям. Первое из них - это создание локальных автоматизированных систем управления движением при строительстве и реконструкции дорог. Речь идет о внедрении АСУДД еще на стадии проектирования. Систему создают, в основном, на дорогах первой категории. Примеры использования – Петербургская КАД, участок с 9 по 36 км трассы А-121 «Сортавала», дороги Сочи.

IMG_0079.JPG Максим Мартынкевич

Кроме этого, ИТС формируют и на действующей сети федеральных дорог. «Мозгом» всего огромного потока получаемой информации должен стать ситуационный центр Росавтодора. Работа по его совершенствованию идет с 1999 года. Первоначальные же данные с техустройств на трассах получают диспетчерские на местах. Какие же устройства формируют эту самую ИТС Росавтодора?

IMG_0199.JPG

IMG_0216.JPG

Сюда входят системы метеорологического обеспечения и видеонаблюдения. Причем метеопосты и камеры часто располагаются вместе. Хотя в работу этих приборов нередко вносит свои корректировки пресловутый человеческий фактор.

По словам начальника ситуационного центра оперативного управления Росавтодора Александра Яхнюка, зафиксированы случаи, кода в регионе до 30% имеющихся камер попросту не работает. Когда начинают выяснять причины, то наталкиваются на безответственное отношение сотрудников.

IMG_0089.JPG

IMG_0104.JPG Александр Яхнюк

Некоторые же пользователи дорог идут еще дальше – расстреливают из огнестрельного оружия установленные вдоль трасс приборы.

Кроме видеокамер и метеостанций федеральные дороги оборудуют системами учета интенсивности движения. Также в Росавтодоре намерены активно расширять сеть автоматизированных пунктов весового контроля. В 2013 году в ведомстве был утвержден план мероприятий по созданию таких пунктов до 2017 года. Согласно ему автоматизированными системами контроля предусматривается оборудовать 10 стационарных постов, реконструировать 42 существующих и запроектировать ещё 47. По задумке федералов, нарушителям должны приходить «письма счастья».

IMG_0094.JPG

IMG_0143.JPG

IMG_0144.JPG

К ИТС российские дорожники относят и единую автоматизированную систему навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа по содержанию автодорог комплекса «Дортранснавигация». Тем более законодательно закреплено: дорожная техника, занятая в содержании федеральных трасс, должна быть оборудована системой ГЛОНАСС.

Очевидно, что спутниковый контроль позволяет экономить средства дорожникам. Так, после внедрения ГЛОНАСС на транспорте в ФГУ ДЭП № 17, которое занимается обслуживанием федеральных трасс Московской области, провели некоторые подсчеты и приятно удивились. После введения навигационной спутниковой системы в учреждении начали экономить до 500 литров топлива в месяц с одной машины.

В то же время, по словам главного специалиста-эксперта отдела мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автодорог Управления эксплуатации автодорог ФДА Александра Перфилова, в организации работы систем ИТС возникает немало проблем. Во-первых, это учет техсредств как таковых. Нередки случаи, когда по документам ФКУ прибор располагается в одном месте, однако после ремонта дороги он переносится на другой участок и нигде такой переезд официально не фиксируется. Встречаются и такие курьезные ситуации, когда некоторые техустройства «оказываются» по координатам и в Америке, и на Филиппинах и даже в Карском море. Все это говорит про некорректное предоставление данных о геолокации объекта.

IMG_0126.JPG

IMG_0128.JPG

Важнейшей подсистемой ИТС представители Росавтодора называют информирование участников дорожного движения. Бесспорно, информация, полученная с технических средств, полезна не только дорожникам, но и водителям. Пока же про участки ремонта, перекрытия, ограничения проезда и условия движения водители узнают через сайты ФКУ, СМИ, информационные табло переменной информации на дорогах.

Однако ведомственные сайты высокой посещаемостью похвастаться не могут. Далеко не каждый водитель регулярно знакомится с новостями. Те же табло позволяют получить информацию лишь на месте. При этом нередко щиты вообще размещены и составлены некорректно. Многие из них перегружены информацией, которую водитель за несколько секунд попросту не в состоянии воспринять.

IMG_0189.JPG

IMG_0188.JPG

Возникают проблемы также с читаемостью шрифтов, употреблением незнакомых для автомобилистов аббревиатур, подбором цвета, настройками контрастности и чёткости.

«Перечисленные средства информирования, к сожалению, не позволяют оперативно доводить адресную информацию до участников движения. Информации много, но нам предстоит вместе учиться её максимально эффективно использовать», - признаёт Максим Мартынкевич.

Для массового распространения информации в Росавтодоре планируют наладить сотрудничество с порталом «Яндекс».

IMG_0022.JPG

IMG_0011.JPG

Некоторые специалисты считают, что донести информацию до большей аудитории можно с помощью мобильных приложений.

Примером разработки такого мобильного приложения может стать опыт специалистов компании ООО «Инфометеосервис». По словам её гендиректора Дмитрия Дронова, их продукт предложит водителям информацию о погоде, участках ремонта, рекомендации по объездам, организации помощи на трассе, бронированию гостиниц и т. п. Пока приложение находится в разработке и нацелено на отечественных и зарубежных перевозчиков.

IMG_0192.JPG

Внедрение и развитие ИТС в России существенно тормозит уровень нормативно-технических документов. Дорожники твердят, что правовая база требует детальной разработки и совершенствования.

Ещё в 2010 году при участии Росавтодора, НП «ИТС Россия» и МАДИ был создан Технический комитет по стандартам. Главная его задача – разработать пакет первоочередных стандартов, который бы позволил системно развивать информационные системы на дорогах.

«С 2010 года прошло достаточное количество лет. А на сегодняшний день утвержденный и действующий ГОСТ один. За четыре года. Мы находимся в самом начале пути. Все ИТС, которые создаются, должны взаимодействовать между собой и на федеральном уровне, и на региональном, и на международном. Единственный способ достичь взаимодействия технологий – работа систем по стандартам», - констатировал президент НП «ИТС Россия» Владимир Крючков.

IMG_0058.JPG

 Владимир Крючков

Успешным примером международного взаимодействия ИТС может послужить транспортный коридор Санкт-Петербург – Хельсинки, ставший пилотным проектом на этом пути.

Возможно, скорости в деле внедрения ИТС на российских дорогах придаст созданный при Минтрансе экспертный совет по интеллектуальным системам. Его первое заседание намечено на 26 ноября.

IMG_0151.JPG

IMG_0172.JPG

Марина Костюкевич, «ДорИнфо»

фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789