Как подготовили к предстоящей зиме одну из самых загруженных трасс Ленинградской области - А-181 «Скандинавия», журналистам 30 октября рассказали ее владельцы и содержатели.
Зимнее «боевое крещение» российские дорожники в этом году прошли довольно рано. Октябрьский снегопад устроил переполох во многих регионах страны и стал проверкой на прочность перед сезоном стуж и метелей. Как подготовили к предстоящей зиме одну из самых загруженных трасс Ленинградской области - А-181 «Скандинавия», журналистам 30 октября рассказали ее владельцы и содержатели.
Короткая октябрьская «зима» неожиданностью для федеральных дорожников Ленобласти не стала: о приближающемся снегопаде специалисты ФКУ «Севзапуправтодор» знали заранее и к нему готовились. На конец октября вся необходимая техника и материалы к морозам и снегопадам готовы на 100 процентов. В этом журналистов заверили владельцы дороги и подрядчики, занятые на обслуживании трассы А-181 «Скандинавия».
Всего на трассе расположены три производственные базы, где хранятся машины и запасы для поддержания автодороги в нормативном состоянии зимой. Для обработки «Скандинавии» используют 50-процентную песчано-соляную смесь и техническую соль с антислёживателем. В первом составе поровну песка и технической соли. Во второй смеси соль обработана антислёживателем для того, чтобы не каменела при впитывании влаги. Таким образом, она сохраняет свои рассыпчатые свойства при хранении.
«Материалы применяются в зависимости от погодных условий. Соль с антислёживателем используется до температуры минус 8-10 градусов. Во время снегопада и при более низких температурах в ход идет песчано-соляная смесь, позволяющая снегу таять и делающая дорогу менее скользкой», - объяснил начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автодорог ФКУ «Севзапуправтодор» Владимир Муравьев.
Владимир Муравьёв
На одной базе находится около 1100 кубических метров соли с антислёживателем. Для более четкого представления объемов: чтобы её доставить, понадобится 110 грузовиков. По столько же кубов приблизительно и на остальных двух базах. Таких запасов на зиму, по мнению дорожников, должно хватить.
Производственная база на 65-м км обслуживает трассу с 47 по 100 км.
В арсенале подрядчиков «Скандинавии» одна из самых современных комбинированных дорожных машин (КДМ), оборудованная на базе автомобиля «Вольво».
«Машина оснащена передним и боковым отвалом. Ширина снегоочистки составляет пять с половиной метров. Для примера, отечественные машины на базе «КАМАЗа» чистят всего 2,5 метра. То есть во время снегоочистки автомобиль на базе «Вольво» позволяет заменить два отечественных», - рассказал представитель подрядной организации, начальник управления по содержанию и ремонту автодорог ООО «ЕвроТрансСтрой» Сергей Машенков.
При этом контракт на содержание «Скандинавии» с подрядчиком заключен на пять с половиной лет.
«Сделано это для того, чтобы привлечь на рынок серьезных и ответственных игроков», - отметил Владимир Муравьев.
Готовится к сезону морозов и холодов дорожники начинают еще летом. И дело тут не только в запасах необходимых материалов. Северо-западный регион, как известно, отличается капризной зимой и частыми температурными переходами через ноль. Долговечности трассам это не добавляет. Вода, попадая в микротрещины, при минусе замерзает, при плюсе – оттаивает. Тем самым дорожное полотно быстрей разрушается. Поэтому летом микротрещины заливают и обрабатывают поверхность специальными пропиточными составами. Впрочем, такую работу пришлось проделывать на «Сортавале». Необходимости пропитывать «Скандинавию» не было, потому как её в этом году полностью отремонтировали.
На производственных базах хранится и холодный асфальт, который можно класть и при отрицательных температурах. Свои замечательные свойства материал прибрел благодаря добавленным медленно густеющим битумам.
Однако это вовсе не означает, что им можно укладывать зимой километры дорог. Применяют холодный асфальт локально приаварийно-восстановительных работах.
После укладки материал уплотняют виброплитой. При этом, чем больше по нему проезжает транспорта, тем плотней он становится. Дорожники уверяют: на колесах следы от уложенного холодного асфальта не остаются. Летом его менять не надо. Впрочем, сам по себе материал недолговечен: держится год-два, после чего его надо менять.
Холодный асфальт, как правило, фасуют в ведра по 25 кг для удобства транспортировки. Одной ёмкости хватает приблизительно на заделывание небольшой ямы. Производят такой материал в том числе и на заводе неподалеку от трассы «Скандинавия».
Холодный асфальт абсолютно безопасен
На трассе А-181 действуют пять пунктов метеоконтроля. С них информация в режиме онлайн поступает диспетчеру, который в зависимости от полученных сведений и принимает оперативные решения. Всего же на северо-западных федеральных трассах установлено около 60 постов метеоконтроля. Они не только сообщают о текущем состоянии дорог, но и с точностью до часа предупреждают о приближающемся, к примеру, снегопаде или гололеде.
Диспетчер по содержанию трассы «Скандинавия» Диана Ракколайнен
Подрядчик содержит «Скандинавию» до самой границы с Финляндией. За исключением территории МАПП «Торфяновка». Зимой в приграничной зоне как никогда очевидна разница в содержании российских и финских дорог. В нашей стране принят подход к содержанию федеральных трасс в чистом виде, у наших соседей снежные накаты на дорогах - это норма.
«Если наши дороги при такой интенсивности движения будут содержаться в накате, то количество ДТП вырастет в разы. Подход содержания в чистом виде является правильным и приоритетным при такой интенсивности и загруженности, как на трассе «Скандинавия», - отметил Владимир Муравьев.
Представители северо-западного Управления дорог показали и то, как можно обезопасить аварийный участок трассы. По дороге на одну из производственных баз у финской границы журналисты остановились на печально известном ГИБДД участке «Скандинавии» - на 122 км. Эта точка значилась на карте трассы как очаг аварийности. В итоге, дорожники вместе с полицией изменили схему движения на повороте к карьерам возле поселка Гаврилово. Летом на трассе появился островок безопасности, отдельная полоса для поворота в населенный пункт и освещение. Как итог, ни одной аварии со смертельным исходом на участке с того момента не зафиксировано, отметили в Управлении дорог.
Участок трассы считался одним из самых аварийных
Впрочем, лучше журналистов о готовности «Скандинавии», как и других федеральных трасс Ленобласти к морозам и снегопадам, расскажет сама зима.
Марина Костюкевич
Фото автора.