Сотрудничество, ориентированное на развитие международной торговли, не может гармонично развиваться без решения проблем транспортных связей. Министрам транспорта стран АТЭС 3 августа были предоставлены материалы 36-го заседания Рабочей группы по транспорту, которое проходило в Санкт-Петербурге с 29 июля по 2 августа. Закрытый режим совещаний не позволяет нам говорить о конкретных решениях, но мы можем проследить основные направления работы в транспортной сфере.
- Время чтения: ~
О чем говорят министры
Сотрудничество, ориентированное на развитие международной торговли, не может гармонично развиваться без решения проблем транспортных связей. Министрам транспорта стран АТЭС 3 августа были предоставлены материалы 36-го заседания Рабочей группы по транспорту, которое проходило в Санкт-Петербурге с 29 июля по 2 августа. Закрытый режим совещаний не позволяет нам говорить о конкретных решениях, но мы можем проследить основные направления работы в транспортной сфере.
Что такое АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество? Говоря простым языком, - это объединение ряда государств, которые хотят торговать между собой как можно выгоднее. Таким образом, страны-участницы создали для себя повод раз в год собираться за одним столом и обсуждать насущные вопросы взаимодействия. Торговля, как целостное понятие заключает в себе целый ряд направлений, среди которых - развитие бизнеса, коммуникаций, связи, и, конечно же, транспорта - главного движителя торговли. Все стороны: и производители, и потребители заинтересованы не только в безопасности перемещения товаров, но и в минимальных затратах на их транспортировку.
По этой причине более 20 лет назад, в 1991 году, была создана Рабочая группа АТЭС по транспорту. Она стала структурным подразделением Руководящего комитета старших должностных лиц по экономическому и техническому сотрудничеству. Основная цель объединения заключается в упрощении передвижения людей и товаров между странами. Рабочая группа по транспорту занимается рядом вопросов, основными из которых являются повышение эффективности транспортировки, обеспечение надлежащих мер охраны и безопасности, а также согласование мер по сокращению практических препятствий передвижения грузового и пассажирского потока. Рабочая группа занимается также ведением региональных проектов, которые связаны этими вопросами.
Если посмотреть со стороны, то мы можем проследить главную идею, достижение которой ставит во главу угла не только сама Рабочая группа по транспорту, но и содружество стран АТЭС в целом. Это создание надежных, долгосрочных и эффективных транспортно-логистических цепочек. Проще говоря, создание системы, при которой условный грузовик с условным товаром преодолевает расстояние между пунктом «А» и пунктом «Б» за кратчайшее время и с минимальными затратами. Сотни таких маршрутов должны связать точки «А» и «Б» вне зависимости от их географического положения.
Еще одно важное направление работы группы – помощь развивающимся странам в создании и развитии транспортной инфраструктуры.
Восемь «узких мест»
Следует отметить, что члены АТЭС уделяют большое внимание целостному подходу к логистике, торговле и экономической интеграции. Каждое последующее совещание дополняет и корректирует предыдущее. Таким образом, участникам приходится координировать свои управленческие, информационные, транспортные и инновационные технологии. Комплексность и систематический характер решения вопросов объясняется преемственностью приоритетов в вопросах транспорта.
В 2001 году на саммите в Шанхае Рабочая группа приняла решение о снижении транзакционных транспортных издержек в АТЭС на 5% в течение 10 лет, рассматривалась возможность упрощения таможенных и административных процедур. На том же совещании была выдвинута инициатива по выстраиванию цепочек поставок. Этот проект был окончательно принят в 2009 году на саммите в Сингапуре в рамках принципов АТЭС по содействию торговле. В итоге появилась платформа для цепочек поставок, описавшая наиболее характерные для региона проблемы, транспортной инфраструктуры и продвижения торговых потоков.
Всего выделяется восемь «узких мест». В первую очередь проблемы связывают с неэффективностью логистического сектора ряда экономик АТЭС. Непрозрачность регулирования, слабая координация госорганов, недостаточный потенциал логистических операторов, а так же отсутствие комплексного подхода в этом бизнесе создают трудности в эффективном передвижении товаров. На втором месте - состояние инфраструктуры. В том числе это подразумевает состояние дорог, мостов и трансграничных объектов.
Особняком стоят проблемы, связанные с пересечением границ. В особенности, время и стоимость таможенного оформления товаров. Эти задачи должны решать местные органы власти, на которые возложены контроль грузов на границе. Но эффективность их работы и координация между подразделениями восторга не вызывает. Обременительная таможенная документация и другие, длительные и порой дорогостоящие, процедуры добавляют проблем. Также при трансграничном передвижении товаров, услуг и пассажиров прослеживается несогласованность стандартов и норм регулирования. К региональным проблемам можно отнести неразвитость систем таможенного транзита в целом.
На низком уровне остается система мультимодальных перевозок - одного из главных элементов транспортно-логистической цепочки. Этот термин предполагает, что одна транспортно-экспедиционная компания, несущая полную финансовую и юридическую ответственность за перемещение груза, создает оптимальную схему и маршрут движения, обеспечивает подачу и перегруз товара, а также его временное хранение. В этом плане выделяют недостаточно эффективное взаимодействие между различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным.
Выделенные проблемы характерны и для России. Недаром транспортная тематика на саммите АТЭС 2012 поставлена во главу угла. Нам многое предстоит исправить и оптимизировать. В то же время по каждому из указанных «узких мест» в формате проектов АТЭС сформирован план их решения. Поэтому можно предположить, что большая часть озвученных проблем поднималась на заседании Рабочей группы и будут представлены на Внеочередной встрече министров транспорта.
Раз в два года
Встречи глав Министерств транспорта стран АТЭС берут свое начало в 1995 году. Приблизительно раз в два года на общих заседаниях они подводят итог своей деятельности и вырабатывают задачи, стратегию развития на ближайший период. В последний раз министры встречались в сентябре прошлого года в Сан-Франциско.
В 2007 году министры заострили внимание на роли транспорта в либерализации и облегчении условий торговли и транспортной безопасности. В 2009 к этим направлениям были добавлены «бесшовные» транспортные системы, безопасность и охрана наземного и общественного транспорта, устойчивое развитие транспортной системы, вовлечение промышленных предприятий в деятельность АТЭС в области транспорта.
Направления работы Рабочей группы и министров транспорта имеют общий вектор. И ставка России на развитие транспортно-логистических цепочек продолжает их логику. Ставка на преодоление «узких мест» очевидна, и российскому министру транспорта Максиму Соколову предстоит многое сделать. Россия выступила с рядом инициатив. В первую очередь, предложения касаются диверсификации, расширения транспортных цепочек АТЭС. Одним из главных составляющих предложения – упрощение перехода российской границы. Это может дать значительный экономический эффект в части снижения транспортных и транзакционных издержек. Следовательно, это скажется на снижении конечной стоимости товаров и увеличению их доступности, расширению рынков. Также это положительно повлияет на смежные области, например, появятся новые рабочие места.
Положительный опыт упрощенного транспортного взаимодействия можно будет использовать не только в контактах с перспективным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Отработанную систему упрощенных транзакционных перевозок можно будет перенести и на западную границу страны. Особенно это актуально для Санкт-Петербурга как одного из ключевых пунктов в транспортном направлении АТР-Европа. При упрощении прохода границы мы получаем не только глобальный экономический, но и вполне осязаемый не местном уровне эффект – трассы, подходящие к границам заметно освободятся.
Нынешнее внеочередное специальное совещание министров транспорта призвано обеспечить преемственность транспортного диалога в АТЭС и определить дальнейшую стратегию по организации и развитию устойчивых и эффективных транспортно-логистических систем. Россия, как принимающая сторона готова способствовать продвижению этих идей, а также предлагать свои варианты решения транспортных проблем.
Что такое АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество? Говоря простым языком, - это объединение ряда государств, которые хотят торговать между собой как можно выгоднее. Таким образом, страны-участницы создали для себя повод раз в год собираться за одним столом и обсуждать насущные вопросы взаимодействия. Торговля, как целостное понятие заключает в себе целый ряд направлений, среди которых - развитие бизнеса, коммуникаций, связи, и, конечно же, транспорта - главного движителя торговли. Все стороны: и производители, и потребители заинтересованы не только в безопасности перемещения товаров, но и в минимальных затратах на их транспортировку.
По этой причине более 20 лет назад, в 1991 году, была создана Рабочая группа АТЭС по транспорту. Она стала структурным подразделением Руководящего комитета старших должностных лиц по экономическому и техническому сотрудничеству. Основная цель объединения заключается в упрощении передвижения людей и товаров между странами. Рабочая группа по транспорту занимается рядом вопросов, основными из которых являются повышение эффективности транспортировки, обеспечение надлежащих мер охраны и безопасности, а также согласование мер по сокращению практических препятствий передвижения грузового и пассажирского потока. Рабочая группа занимается также ведением региональных проектов, которые связаны этими вопросами.
| МАКСИМ СОКОЛОВ,
министр транспорта РФ: «Укрепление цепочек поставок Россия сделала одним из ключевых приоритетов своего председательства саммита АТЭС в 2012 году. Это имеет принципиальное значение в поддержании устойчивого развития экономической, продовольственной и других сфер безопасности в регионе. Условием внеочередной встречи министров транспорта экономик АТЭС в Санкт-Петербурге стала необходимость поднятия темы формирования транспортно-логистических цепочек на высокий политический уровень. В рамках трех панельных сессий мы обсудили этот вопрос с разных сторон. Цепочки поставок мы рассмотрели как ключевой инструмент регионально-экономической интеграции с точки зрения применения инноваций на транспорте, возможности диверсификации поставок и обеспечения их безопасности. По итогам встречи была принята декларация министров транспорта АТЭС. Она обеспечивает преемственность политики саммита в этой сфере. Особое внимание уделено решению вопроса «узких мест» и инфраструктурных ограничений. Была отмечена необходимость диверсификации маршрутов – рабочим органам АТЭС поручено провести сопоставительную оценку возможных альтернативных маршрутов транспортировки. Также мы призываем к повышению прозрачности таможенных процедур. Упор был сделан и на эволюционном развитии транспорта, повышении его эффективности и безопасности. Рассматривалось применение спутниковых систем, совмещенных приемников ГЛОНАСС-GPS. Полагаю, что итоги нашей встречи найдут место в итоговой декларации саммита АТЭС». |
Если посмотреть со стороны, то мы можем проследить главную идею, достижение которой ставит во главу угла не только сама Рабочая группа по транспорту, но и содружество стран АТЭС в целом. Это создание надежных, долгосрочных и эффективных транспортно-логистических цепочек. Проще говоря, создание системы, при которой условный грузовик с условным товаром преодолевает расстояние между пунктом «А» и пунктом «Б» за кратчайшее время и с минимальными затратами. Сотни таких маршрутов должны связать точки «А» и «Б» вне зависимости от их географического положения.
Еще одно важное направление работы группы – помощь развивающимся странам в создании и развитии транспортной инфраструктуры.
Восемь «узких мест»
Следует отметить, что члены АТЭС уделяют большое внимание целостному подходу к логистике, торговле и экономической интеграции. Каждое последующее совещание дополняет и корректирует предыдущее. Таким образом, участникам приходится координировать свои управленческие, информационные, транспортные и инновационные технологии. Комплексность и систематический характер решения вопросов объясняется преемственностью приоритетов в вопросах транспорта.
В 2001 году на саммите в Шанхае Рабочая группа приняла решение о снижении транзакционных транспортных издержек в АТЭС на 5% в течение 10 лет, рассматривалась возможность упрощения таможенных и административных процедур. На том же совещании была выдвинута инициатива по выстраиванию цепочек поставок. Этот проект был окончательно принят в 2009 году на саммите в Сингапуре в рамках принципов АТЭС по содействию торговле. В итоге появилась платформа для цепочек поставок, описавшая наиболее характерные для региона проблемы, транспортной инфраструктуры и продвижения торговых потоков.
Всего выделяется восемь «узких мест». В первую очередь проблемы связывают с неэффективностью логистического сектора ряда экономик АТЭС. Непрозрачность регулирования, слабая координация госорганов, недостаточный потенциал логистических операторов, а так же отсутствие комплексного подхода в этом бизнесе создают трудности в эффективном передвижении товаров. На втором месте - состояние инфраструктуры. В том числе это подразумевает состояние дорог, мостов и трансграничных объектов.
Особняком стоят проблемы, связанные с пересечением границ. В особенности, время и стоимость таможенного оформления товаров. Эти задачи должны решать местные органы власти, на которые возложены контроль грузов на границе. Но эффективность их работы и координация между подразделениями восторга не вызывает. Обременительная таможенная документация и другие, длительные и порой дорогостоящие, процедуры добавляют проблем. Также при трансграничном передвижении товаров, услуг и пассажиров прослеживается несогласованность стандартов и норм регулирования. К региональным проблемам можно отнести неразвитость систем таможенного транзита в целом.
На низком уровне остается система мультимодальных перевозок - одного из главных элементов транспортно-логистической цепочки. Этот термин предполагает, что одна транспортно-экспедиционная компания, несущая полную финансовую и юридическую ответственность за перемещение груза, создает оптимальную схему и маршрут движения, обеспечивает подачу и перегруз товара, а также его временное хранение. В этом плане выделяют недостаточно эффективное взаимодействие между различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным.
Выделенные проблемы характерны и для России. Недаром транспортная тематика на саммите АТЭС 2012 поставлена во главу угла. Нам многое предстоит исправить и оптимизировать. В то же время по каждому из указанных «узких мест» в формате проектов АТЭС сформирован план их решения. Поэтому можно предположить, что большая часть озвученных проблем поднималась на заседании Рабочей группы и будут представлены на Внеочередной встрече министров транспорта.
Раз в два года
Встречи глав Министерств транспорта стран АТЭС берут свое начало в 1995 году. Приблизительно раз в два года на общих заседаниях они подводят итог своей деятельности и вырабатывают задачи, стратегию развития на ближайший период. В последний раз министры встречались в сентябре прошлого года в Сан-Франциско.
В 2007 году министры заострили внимание на роли транспорта в либерализации и облегчении условий торговли и транспортной безопасности. В 2009 к этим направлениям были добавлены «бесшовные» транспортные системы, безопасность и охрана наземного и общественного транспорта, устойчивое развитие транспортной системы, вовлечение промышленных предприятий в деятельность АТЭС в области транспорта.
Направления работы Рабочей группы и министров транспорта имеют общий вектор. И ставка России на развитие транспортно-логистических цепочек продолжает их логику. Ставка на преодоление «узких мест» очевидна, и российскому министру транспорта Максиму Соколову предстоит многое сделать. Россия выступила с рядом инициатив. В первую очередь, предложения касаются диверсификации, расширения транспортных цепочек АТЭС. Одним из главных составляющих предложения – упрощение перехода российской границы. Это может дать значительный экономический эффект в части снижения транспортных и транзакционных издержек. Следовательно, это скажется на снижении конечной стоимости товаров и увеличению их доступности, расширению рынков. Также это положительно повлияет на смежные области, например, появятся новые рабочие места.
Положительный опыт упрощенного транспортного взаимодействия можно будет использовать не только в контактах с перспективным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Отработанную систему упрощенных транзакционных перевозок можно будет перенести и на западную границу страны. Особенно это актуально для Санкт-Петербурга как одного из ключевых пунктов в транспортном направлении АТР-Европа. При упрощении прохода границы мы получаем не только глобальный экономический, но и вполне осязаемый не местном уровне эффект – трассы, подходящие к границам заметно освободятся.
Нынешнее внеочередное специальное совещание министров транспорта призвано обеспечить преемственность транспортного диалога в АТЭС и определить дальнейшую стратегию по организации и развитию устойчивых и эффективных транспортно-логистических систем. Россия, как принимающая сторона готова способствовать продвижению этих идей, а также предлагать свои варианты решения транспортных проблем.
Илья Безручко, «ДорИнфо»
Поделиться:
Читайте также
199034,
Россия,
Ленинградская область,
Санкт-Петербург,
лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789