«Въезжаем в Тверскую область…» - некогда ехидно констатировал состояние трассы журналист в одном из репортажей передачи «Главная дорога», картинка затряслась – начались ухабы. Действительно, тверские дороги пользуются не лучшей славой у гостей региона. Состояние дорог подтверждает и печальная статистика ДТП. Но в этом году вернулись дорожные фонды. С увеличением финансирования ситуация может измениться. Шансы есть.
- Время чтения: ~
В этом году произошло знаковое событие – возвращение региональных дорожных фондов. Бюджет значительно вырос, до 4 млрд руб. Для области, в последние годы имевшей остаточное финансирование дорожной отрасли – это огромные средства. А для чиновников немалая ответственность за их эффективное использование. Дорожникам необходимо по максимуму использовать оставшиеся месяцы дорожно-строительного сезона. Тверской Минтранс акцентирует: самое главное - ремонт, реконструкция и строительство дорог должны вестись в плановом порядке.
- Такие фонды были организованы в 1991 году и действовали вплоть до 2000 года. Их ликвидация отрицательно сказалась на состоянии дорог, - говорит министр транспорта Тверской области Андрей Суязов. – Источники, которые пополняли дорожные фонды - транспортный налог и акцизы на продажу ГСМ - стали поступать в областные бюджеты. Из них деньги, как правило, выделялись в основном на социальную политику и развитие коммунальной сферы. А о дорогах часто вспоминали в последнюю очередь. Но, к счастью, спустя десятилетие, ситуация начала меняться в лучшую сторону. В последние годы руководству страны поступила масса обращений, касающихся возрождения дорожных фондов. Президент эту инициативу одобрил. Средства, которые заложены в 2012 году - а это 4 млрд руб. - позволят отремонтировать более 200 км автодорог.
Такой капитал – серьезный толчок к развитию отрасли. Если поставленные весной цели будут реализованы к осени, то можно говорить о хорошем старте. Согласно годовому плану продолжается реконструкция автодороги Тверь - Лотошино - Шаховская - Уваровка в Калининском районе. Здесь же выполнена реконструкция моста через ручей у деревни Красново, ремонтируются аварийные мосты в Весьегонском районе на дороге Егна - Филипцево, продолжаются ремонтные работы моста в Западнодвинском районе.
Если говорить о масштабных работах, то в Лихославльском районе после капитального ремонта готовится к вводу дорога Лисьи Горы - Анцифарово - Михайловское. А на 11 километре трассы Калязин - Кашин с опережением графика идет ремонт большого моста через Волгу.
Деньги любят счет
Тверской Минтранс ежегодно проводит конкурсы по распределению субсидий из областного фонда софинансирования расходов (ФСР). Участие в них позволяет муниципалитетам сократить собственные денежные затраты на ремонт дорог. В этом году, опять же благодаря дорфонду, объемы субсидий выросли почти вдвое.
- Всего в рамках средств ФСР на ремонт дорог местного значения в этом году направлено порядка 963,7 млн руб.: 715,9 млн выделено из областного бюджета и 247,8 млн – из муниципальных, - сообщает Андрей Суязов. – На эти средства планируется отремонтировать 41 объект – общая протяженность 67,3 км, - и привести в порядок 48 дворовых территорий общей площадью более 308 кв. м. Для сравнения, в 2011 году было отремонтировано 32,2 км, а реконструировано 9,08 км дорог. При этом общий объем средств, выделенных в рамках ФСР, составил 455,5 млн руб., 220,2 млн из которых – затраты муниципалитетов.
|
АНДРЕЙ СУЯЗОВ,
«В рамках средств Фонда софинансирования расходов на ремонт дорог местного значения в этом году направлено порядка 963,7 млн руб. На эти средства планируется отремонтировать 41 объект общей протяженностью 67,3 км и привести в порядок 48 дворовых территорий общей площадью более 308 кв. м». |
- К сожалению, не все муниципалитеты активно принимают участие в конкурсах по распределению субсидий, - комментирует министр. – Но на это есть объективные причины - в районах накопилось немало проблем в других сферах: ЖКХ, здравоохранение.
Стоит отметить, что в прошлом году к традиционным направлениям - строительству, реконструкции, проектированию, капитальному и плановому ремонтам дорог местного значения добавились еще два - капремонт и ремонт дворов, а также строительство, реконструкция и проектирование сельских дорог. На эти цели необходимо выделять по 5% от общего объема дорожного фонда.
Без финансирования дороги не будет, но хорошей дороги не будет, если ее построят или отремонтируют кое-как. И здесь без жесткого контроля за подрядными организациями не обойтись. Основная проблема тверских подрядчиков в том, что зачастую они не укладываются в сроки. В результате таких нарушений либо работы проводятся в спешке и некачественно, либо дорога вообще остается без ремонта.
Компаниям, которые не хотят выполнять свои обязательства, объявлена «холодная война». Одна из мер – создание реестра недобросовестных подрядчиков. Такие организации к работам больше не привлекаются. В этом году «черный список» пополнился еще одним наименованием. Юридической силы такой документ не имеет, но неплохо работает как сдерживающий психологический фактор.
Есть и официальные рычаги – за некачественную работу подрядчики штрафуются. За нарушение гарантий подаются иски в суд. Но суды очень инертны и дела рассматриваются довольно долго. Поэтому Минтранс еще на перовом этапе старается обезопасить себя от мошенников. Больше нет предоплат. Финансирование производится по принципу «утром – деньги, вечером – стулья», но только наоборот. Сначала принимается работа, и только потом оплата.
Порядок превыше всего
В Тверской области существует лишь одна дорога с нормативным содержанием. Тверь - Ржев считается одной из лучших. На нормативное содержание ее перевели 1 января 2011 года. Это трехлетний эксперимент. Смелый … и очень дорогой. На обслуживание 107 км ежегодно тратится более 100 млн руб. Для сравнения – протяженность региональных дорог первого, второго и третьего класса более 15 тыс. км, не говоря уже о местной сети. Содержать их все по нормативам исходя из названного бюджета просто невозможно.
Колоссальные затраты на содержание – это полбеды. Чтобы перейти на нормативы, сами дороги изначально должны соответствовать ГОСТам, а таковых в регионе попросту нет. Чтобы присвоить такой статус необходимо провести капитальный ремонт, а для области это недостижимые суммы.
Стоит отметить, что соблюдение нормативов на трассе Тверь-Ржев находится под пристальным вниманием. Контроль жесткий – только в этом году генподрядчик «Тверьавтодор» уже выплатил 17,3 млн руб. штрафов.
Но одна дорога, приведенная в порядок, не может изменить общую картину. Тверская область остается одним из лидеров среди субъектов РФ по аварийности. Большая часть ДТП регистрируется на четырех автомобильных дорогах. И как ни странно, на лидирующих позициях та самая Тверь - Ржев – одна из лучших в области.
Не всегда уровень аварийности напрямую зависит от качества дорожного покрытия. Причина – низкая культура вождения. Превышение скорости, выезд на встречную полосу – вот основные причины ДТП. Не говоря уже про тех, кто садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Еще один факт – недостаточное количество датчиков видеофиксации и других ограничителей скорости. Водители, пользуясь этим, позволяют себе нарушать правила дорожного движения и в результате выезжают на полосы встречного движения.
- Решение этой проблемы должно носить комплексный характер, - говорит Андрей Суязов. – Вот почему сейчас вопрос безопасности дорожного движения – один из самых приоритетных для региональной власти, ГИБДД по Тверской области и ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда» вопросов.
В этом году на установку новых дорожных знаков направлено 16,8 млн руб. Часть из этих средств пойдет на обустройство пешеходных переходов. Так, в этом году на региональных дорогах должно быть установлено 1600 знаков «Пешеходный переход». И, безусловно, никто не отменял ремонт дорог.