На официальном сайте Росавтодора завершился опрос, посвященный проблемам содержания дорог. Несколько тысяч владельцев легкового и грузового автотранспорта, принявших участие в голосовании, в целом поддерживают инициативы Федерального дорожного агентства, направленные на повышение эффективности эксплуатации автодорог и обеспечение безопасности движения.

На официальном сайте Росавтодора завершился опрос, посвященный проблемам содержания дорог. Несколько тысяч владельцев легкового и грузового автотранспорта, принявших участие в голосовании, в целом поддерживают инициативы Федерального дорожного агентства, направленные на повышение эффективности эксплуатации автодорог и обеспечение безопасности движения.

Условно вопросы, которые были заданы посетителям сайта, можно разделить на два блока. В первом были затронуты проблемы зимнего содержания автодорог и эксплуатации грузового автотранспорта в это время года. Во втором блоке предлагались варианты ограничений, призванных обеспечить сохранность автотрасс, а также механизмы компенсации вреда, который наносят дорогам тяжелые грузовики весной, в период распутицы, и летом, во время жары.

Проблема зимнего содержания для отечественных дорожников крайне актуальна. Российские климатические условия таковы, что во многих регионах с зимней стихией приходится бороться от 150 до 260 дней в году. Однако зачастую из-за устаревшей нормативной базы, регулирующей процедуры зимней уборки автотрасс и порядок передвижения по ним автотранспорта, эффективность этой работы оставляет желать лучшего, несмотря на колоссальные финансовые вливания. Так, в прошлом году на зимнее содержание только федеральных дорог было направлено около 15 млрд. рублей — от 500 тыс. до 2 млн. рублей на километр дороги в зависимости от ее категории. Ежегодно на антигололедную обработку только федеральных магистралей уходит более 600 тыс. тонн реагентов. К очистке дорог привлекается около 9,5 тыс. единиц специальной техники.

В 2011 году Росавтодор выдвинул ряд инициатив, призванных повысить эффективность зимнего содержания. В частности, началась разработка новых технических нормативов эксплуатации дорог с малой интенсивностью движения в зимних условиях под снежным накатом. Такой способ применяется во многих зарубежных странах с устойчивыми отрицательными температурами в зимний период. Российские же нормы предписывают чистить дороги до асфальта, в результате чего нередко возникают деформации дорожного полотна, которое к тому же приходится обильно поливать реагентами.

Между тем, около 67% респондентов, принявших участие в инициированном Росавтодором интернет-опросе, не считают эффективным применение химических реагентов в борьбе с зимней скользкостью. Аналогичного мнения придерживаются и многие специалисты. Они предлагают рассмотреть альтернативные варианты. Например, в Финляндии на автотрассах с низкой интенсивностью движения используется технология зимнего наката, при котором с помощью специальной техники формируется снежный покров с продольными бороздками или рифленой поверхностью. Зимняя дорога в финском исполнении отсыпается природными противогололедными материалами — песком и щебнем. После таяния снега дорожники их просто убирают промышленными материалами, сушат и запускают в повторный оборот. При этом теряется лишь 10% отсыпки.

Для внедрения подобной технологии в нашей стране Росавтодор предлагает изменить ГОСТы и разработать методические рекомендации по обустройству и содержанию снежного покрова, толщина которого будет устанавливаться с учетом погодно-климатических условий. По мнению российских специалистов, при соблюдении технологии уплотненный снежный покров позволит обеспечить безопасность движения, уменьшит скорость износа покрытия. Параллельно предстоит усовершенствовать процедуру механической очистки дорог, которая сегодня слишком трудоемка и доставляет немало хлопот и неудобств как дорожным службам, так и автомобилистам.

По статистике, в зимний период возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием большегрузных автомобилей. Для того чтобы обеспечить безопасное движение грузового транспорта, специалисты Росавтодора предлагают разработать четкие и однозначные правила эксплуатации грузовиков зимой. Например, ввести ограничения на движение грузовых автомобилей на летней резине в зимний период, обязать владельцев большегрузов оснащать фуры цепями противоскольжения. Кстати, во многих европейских странах к зимнему оборудованию грузовиков выдвигаются специальные, достаточно жесткие требования. Например, в Германии, Франции, Италии обязательным является наличие цепей в случае установки на дорогах соответствующих знаков. В Австрии цепи обязательны при осуществлении тяжелых и крупногабаритных перевозок. В Болгарии на всех автобусах и грузовиках зимой должна быть, как минимум, одна пара цепей противоскольжения, а в Хорватии они обязательны, если снежный покров превышает 5 сантиметров, или дорога покрыта льдом. В Финляндии грузовики оборудуются цепями противоскольжения для прохождения наиболее сложных заснеженных участков. Также в северо-европейских странах устанавливаются строгие требования к протектору. Если в России допустимая глубина рисунка должна составлять не менее 1 мм, то за рубежом — от 3 до 5 мм.

По результатам голосования на сайте ФДА можно сделать вывод, что европейскую практику готовы перенять и российские автовладельцы. Так, 62% опрошенных согласились с тем, что большегрузные автомобили должны быть оборудованы цепями противоскольжения. За введение ограничений на движение грузовых автомобилей на летней резине высказались 80% респондентов. При этом выяснилось, что зимнюю резину используют около 87% опрошенных, тогда как цепи противоскольжения — только 9%.

А вот инициативы чиновников, направленные на обеспечение сохранности автодорожной сети, участники интернет-голосования встретили в штыки. Речь идет о мерах административного регулирования, позволяющих рационально распределять нагрузку на автомагистрали, оптимизировать затраты на их ремонт и обслуживание, а также о механизмах компенсации ущерба, нанесенного дорожной сети нарушителями установленных режимов движения и стандартов грузоперевозок. Так, с 1 января 2013 года планируется запретить движение транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн по федеральным автодорогам общего пользования без внесения платы в счет возмещения вреда. За невыполнение этого требования водителей будут штрафовать. Эта мера продиктована тем, что развитие автодорожной инфраструктуры отстает от роста объемов грузоперевозок и автопарка. Например, за последние пять лет парк грузовых автопоездов вырос на 60%. Его основу составляют современные трейлеры со стандартной нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн и двухосную тележку — 24 тонны. Однако лишь незначительный процент дорог (особенно региональных и муниципальных) в состоянии без последствий для покрытия пропустить такой транспорт. Большая часть федеральных дорог (около 70 %) рассчитана на осевые нагрузки менее 10 тонн. По данным ассоциации «Радор», протяженность сети региональных дорог, способных обеспечить проезд фур с нагрузкой на одиночную ось 6-10 тонн, составляет менее 30%.

Однако, несмотря на эти объективные реалии, большинство участников опроса посчитали, что автоперевозчики не должны возмещать ущерб, наносимый автодорогам весной и летом. Кроме того, около 79% опрошенных высказались против введения временных ограничений движения в период весенней распутицы для обеспечения сохранности автотрасс. А вот за летний мораторий было подано 55% голосов. К слову, сейчас разрабатывается единый норматив для стран Таможенного союза, который ограничивал бы движение грузовиков по трассам в дневное время при повышенной температуре воздуха в летний период.

Стоит заметить, что во всем мире действия властей, прямо или косвенно связанные с регулированием автомобильного движения и грузоперевозок, являются предметом острых общественных дискуссий. Проведенный Росавтодором опрос показал, что наша страна в этом смысле — не исключение. Закономерно, что абсолютное большинство участников голосования (81%) поддержали идею внедрения механизмов общественного контроля за соблюдением правил автомобильных грузоперевозок. Результаты голосования будут учтены при разработке нормативных документов. Кроме того, дорожное ведомство открыто для продолжения прямого диалога как со специалистами и профессиональными объединениями, так и с рядовыми автомобилистами, пишет журнал «Дороги России XXI века»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789