Федеральное дорожное агентство отвечает за развитие дорожной сети, протяженность которой составляет более 50 тыс. км. Общая балансовая стоимость имущества, оперативное управление которым осуществляется Росавтодором, составляет около 515,5 млрд. рублей. Об итогах прошедшего года, поставленных задачах, отраслевых приоритетах и перспективах развития дорожного хозяйства рассказал глава Росавтодора Анатолий Чабунин.
- Время чтения: ~
Федеральное дорожное агентство отвечает за развитие дорожной сети, протяженность которой составляет более 50 тыс. км. Общая балансовая стоимость имущества, оперативное управление которым осуществляется Росавтодором, составляет около 515,5 млрд. рублей. Об итогах прошедшего года, поставленных задачах, отраслевых приоритетах и перспективах развития дорожного хозяйства рассказал глава Росавтодора Анатолий Чабунин.
Работу агентства он описывает так: «Деятельность территориальных дирекций, наверное, всем более понятна — директор в каске ходит по объектам и раздает указания. Нашу же «штабную» работу, как правило, никто не видит. Между тем на Росавтодоре как распорядителе бюджетных средств лежит колоссальная ответственность. Я бы так сказал: мы занимаемся оптимизацией желаний и возможностей, увязываем их с объемами финансирования, заложенными в федеральных целевых программах. Мы помогаем разрешать проблемы, корректируем графики и объемы финансирования, перераспределяем финансовые потоки. Это все очень сложный процесс, особенно в условиях ограниченного финансирования, любые управленческие решения должны быть четко просчитаны и аргументированы».
Большие итоги
В 2011 году в эксплуатацию введено более 230 километров федеральных трасс; сданы обходы вокруг Новосибирска, Уссурийска, Нальчика. Построен новый мост в Татарстане через Вятку, дорога в обход Уссурийска, которая включает два моста, путепровод через железную дорогу, две современные развязки. Построена дорога в обход Новосибирска, а также мосты через Волгу, в частности, в Ульяновске. Многие объекты поистине уникальны.
В прошлом году были приняты важные для развития дорожной отрасли законодательные акты. Появились новые механизмы работы, изменилась система финансирования: вновь заработали региональные дорожные фонды, появились инструменты, необходимые для расширения частно-государственного партнерства. В целом, 2011 год в дорожном строительстве не был отмечен историческими свершениями, однако планы выполнены, все объекты сданы в срок, а некоторые даже с опережением.
Большие планы
Впервые за последние несколько десятилетий в России стартовала программа по строительству сельских дорог. За год в эксплуатацию введено более 500 километров дорог с твердым покрытием, которые соединили 200 населенных пунктов, где суммарно живет около 85 тысяч жителей. В нынешнем году из федерального бюджета на строительство сельских дорог будет выделено 6 миллиардов рублей. Исходя из норматива в 10 миллионов рублей на один километр, планируется построить 600 километров дорог. В прошлом году на те же цели было выделено на миллиард рублей меньше. Ожидается, что эту программу профинансируют и региональные дорожные фонды. Принятые в прошлом году поправки в Бюджетный кодекс позволяют им направлять на развитие сельских дорог не менее 5 процентов своего бюджета. «Думаю, программа развития сельских дорог — самая важная. Подобной ей не было ни в Советском Союзе, ни в современной России. Ее реализация должна способствовать закреплению кадров на селе и снижению стоимости сельхозпродукции».
Также среди приоритетных задач — увеличение объемов капремонта. Чабунин объясняет: «Сейчас только 30% федеральной дорожной сети по несущей способности соответствует современным грузовым нагрузкам. У нас много дорог, которые были спроектированы под нагрузку 6-8 тонн на ось. Поэтому надо срочно усиливать несущую способность дорог. Ежегодно мы планируем ремонтировать по 8-9 тысяч километров. Параллельно стремимся повысить качество дорожных работ. Разработали программу управления качеством, которая будет основана на применении международного стандарта ИСО 9001-2008».
Большие обьекты
В 2012 году в рамках подготовки объектов АТЭС Росавтодору предстоит сдать вантовый мост на остров Русский с самым большим пролетом в мире — 2104 метра. В марте строители будут проводить состыковку пролетных строений. «Мы прошли психологический рубеж, выполнили 564 метра пролета. Кроме того, уже построено более половины самого пролетного строения. Чтобы обеспечить высокое качество выполнения этого проекта, устройство асфальтобетонного покрытия перенесено на летнее время», — рассказал Анатолий Чабунин.
Росавтодор участвует в строительстве олимпийских объектов. Оно проходит в напряженных условиях, поскольку стройка ведется в черте города. Поначалу ситуация осложнялась проблемами с предоставлением земельных участков, но сейчас, по утверждению представителей Росавтодора, они почти решены. К концу 2013 года там появится 40 км новых трасс и несколько сложнейших развязок, в частности, в районе аэропорта и стадиона. Объем работ немалый — порядка 120 млрд. рублей.
В планах агентства — начало строительства новой развязки на кольцевой автодороге Санкт-Петербургского транспортного узла. Запланирована реконструкция северного участка кольцевой дороги. Кроме этого обсуждается строительство еще одного кольца вокруг Санкт-Петербурга. В Ленинградской области Федеральному дорожному агентству предстоит реконструировать автотрассу «Нарва», а госкомпания «Автодор» будет работать над дорогой «Скандинавия» и строить головной участок платной трассы Москва – Санкт-Петербург.
Большие дороги
В последние годы активно развивается дорожная сеть Сибири и Дальнего Востока. В число стратегически важных дорожных проектов входит строительство федеральной автодороги М-54 «Енисей» — от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией, реконструкция Чуйского тракта — от Новосибирска до Бийска и границы с Монголией. В прошлом году Росавтодор ввёл в эксплуатацию обход вокруг Уссурийска. Трасса М-60 «Уссури» между Владивостоком и Хабаровском считается самой напряженной автодорогой на Дальнем Востоке, и с появлением новой трассы с улиц города исчезли тысячи транзитных автомобилей.
Аналогичные проблемы с транзитом транспорта через городские магистрали были решены после ввода Северного обхода вокруг Новосибирска. Он сдан осенью прошлого года, и по поручению Председателя Правительства Владимира Путина и министра транспорта Игоря Левитина Росавтодор работает над строительством Восточного обхода города. Первую очередь стоимостью в 8 миллиардов рублей и протяженностью в 20 километров планируется ввести в эксплуатацию через 3 года. К концу 2013 года будет отремонтирована трасса Чита – Хабаровск. Некоторые ее участки были построены 20 лет назад и требуют капитального ремонта.
Большие деньги
«У нас четкие критерии оценки эффективности использования бюджетных средств. С ростом объема финансирования увеличивается объем строительства и ремонта дорог. Если в 2010 году мы отремонтировали больше 4,5 тысячи километров федеральных дорог, то в 2011 году уже 5600 километров. Прибавка — больше тысячи километров. Задача — выйти на 10 тысяч километров в год», — говорит Чабунин.
На содержание и капитальный ремонт Росавтодору в 2011 году было выделено 88 миллиардов рублей. В 2012 году — 114 миллиардов, а к 2014 году объем финансирования увеличится до 207 миллиардов рублей. Параллельно решается вопрос по переводу дорожного хозяйства на нормативное содержание. Это позволит к 2017 году отремонтировать 85 процентов дорог федерального значения, и за счет своевременного финансирования они будут всегда находиться в нормальном состоянии. «Восстановление дорожных фондов — абсолютно правильный шаг. На дорожное хозяйство стало выделяться гораздо больше денег, но самое главное — мы понимаем, что их у нас никто не отберет, и можем планировать работу. Для нашей отрасли это очень важно».
На строительство дорог федерального значения в нынешнем году Росавтодору выделено более 130 миллиардов рублей. Анатолий Чабунин отметил, что на некоторых отремонтированных трассах выявляются дефекты. В рамках выполнения гарантийных обязательств по заключенным госконтрактам строительные организации должны ликвидировать недоработки за свой счет. Но не каждый подрядчик четко выполняет условия контракта, и поэтому нередко конфликтные ситуации решаются в судах. «К сожалению, судебный процесс слишком затянут, но пока идет разбирательство, мы прилагаем все усилия, чтобы недобросовестные подрядчики больше не появлялись на федеральных объектах. Для повышения качества строительства дорог необходимо изменить систему проведения торгов и принять закон о федеральной контрактной системе, который создаст механизмы для привлечения добросовестных исполнителей», — уверен глава Росавтодора. Изменение правил проведения государственных торгов позволит перевести дорожное хозяйство на систему контрактов жизненного цикла. В этом случае подрядчик будет и качественно строить, и отвечать за обслуживание трассы в последующие 10 лет.
Большие инновации
В отрасли постоянно появляются новые технологии. Сочинские стройки в этом смысле очень показательны. Например, на одном из участков впервые в России применяется уникальная технология проходки тоннеля, существенно ускоряющая процесс. Там же, в Сочи, применены новейшие нормативы по обеспечению пожарной безопасности сооружений. С точки зрения пожарной безопасности сочинские тоннели — самые передовые в мире. Глава Росавтодора оптимистичен: «Все федеральные дороги, построенные в последние несколько лет, соответствуют европейскому уровню и являются высокотехнологичным продуктом. Нам за них не стыдно. Но главная инновация, на мой взгляд, произошла в сознании людей — заказчиков, подрядчиков, пользователей. Прогресс в дорожно-строительной отрасли очень заметен, она быстро преображается».