Что мешает уральским перевозчикам стать более ответственными и добросовестными, а дорожному движению — безопасным? Об этом рассуждает начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора Сергей Назаров.

Что мешает уральским перевозчикам стать более ответственными и добросовестными, а дорожному движению — безопасным? Об этом рассуждает начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора Сергей Назаров.

«Российская газета»: Сергей Викторович, что сегодня больше всего угрожает безопасности автомобилистов и их пассажиров?

Сергей Назаров: Мы два года добиваемся создания постов весового контроля. Дорожное полотно разрушается не только из-за низкого качества строительства, но и из-за повышенной нагрузки. Это одна из самых злободневных проблем. Вспомним обрушение моста на федеральной трассе Пермь — Екатеринбург в ноябре, многочасовую задержку движения. Масса грузовика с прицепом, спровоцировавшего обрушение, была порядка 50 тонн. А по правилам должна быть не более 40. Поэтому даже если грузовик двигался со скоростью 70 километров в час, он за счет своей кинетической энергии просто выбил среднюю опору моста.

На территории Свердловской области нет и никогда не было ни одного стационарного поста весового контроля. А значит, нет и возможности доказать нарушение. Уральские грузовые компании чувствуют безнаказанность, так как до сих пор ни одну из них не удалось привлечь к ответственности за перегруз. Несколько лет назад была принята концепция строительства системы постов весового контроля на федеральных и региональных дорогах, но пока она в основном существует на бумаге. На федеральных трассах на территории Среднего Урала работают две весовые передвижные лаборатории, еще одна есть у областного управления автомобильных дорог. Этого катастрофически мало. В других регионах УрФО их тоже недостаточно: в Челябинской области один стационарный пост, в Тюменской и Курганской — по два.

РГ: Что же мешает создавать такие посты?

Сергей Назаров: Ограниченные финансовые возможности федерального дорожного агентства и субъекта Федерации. Мы получили первую передвижную лабораторию, только когда подняли этот вопрос перед руководством Свердловской области в 2009 году. А в марте 2010-го написали письмо в прокуратуру, которая вновь напомнила о проблеме губернатору. И только в июне 2011-го УралдорНИИ начал проектировать места размещения стационарных постов и вероятные места передвижения мобильных лабораторий. В Свердловской области предполагается разместить четыре стационарных поста и семь оборудованных площадок для передвижного контроля. Создание одного поста обойдется примерно в 3,5 миллиона рублей.

РГ: Каков механизм контроля? Все шоферы будут обязаны взвешивать свои машины?

Сергей Назаров: Нет. Сотрудники ГИБДД будут останавливать подозрительные большегрузы и направлять их на специальную площадку. Если контролеры зафиксируют превышение габаритных параметров, водителя заставят убрать лишнее. Кстати, мы предлагаем, чтобы штраф за превышение массы платил не водитель, а компания-грузоотправитель. Что касается ситуации с обрушением моста, известно, что водитель просто приехал на тягаче, взял уже загруженный прицеп и поехал в пункт назначения.

Наказать грузоперевозчиков непросто. В ходе проверки мы составляем акт с перечнем нарушений, выписываем предписание и даем срок на устранение недочетов. И только если при повторной проверке убедимся, что нарушения не устранены, имеем право обратиться в суд, который может наложить взыскание... лишь за невыполнение предписания. Санкции копеечные: полторы тысячи рублей. Компаниям проще платить штрафы и игнорировать предписания. Думаю, ситуацию поможет исправить качественный закон об автотранспортной деятельности.

РГ: Какие нарушения фиксируются при перевозке пассажиров?

Сергей Назаров: Организация транспортного обслуживания населения во многих муниципалитетах просто неудовлетворительная. В уставах некоторых муниципалитетов даже не предусмотрен контроль этой сферы, что ведет к нарушениям требований безопасности дорожного движения, недобросовестной конкуренции, конфликтам. Необходимо, чтобы муниципалитеты обеспечили не только организацию транспортного обслуживания населения, но и контроль. Должны быть документально прописаны правила работы и ответственность за оказание некачественных услуг. В полном объеме этого нет ни в одном муниципальном образовании области, хотя подвижки есть.
Иногда чиновники шлют жалобы на перевозчиков в наше управление. Но привлечь к ответственности компании мы можем только за нарушение лицензионных требований, которые они обычно соблюдают. Разрешать локальные конфликты должны местные власти. Пока это делают только 10 процентов территорий.

РГ: Ощутимое ли наказание несут перевозчики-нарушители?

Сергей Назаров: Приведу несколько примеров. За 2011 год в Свердловской области произошло 89 ДТП по вине водителей автобусов. Судами наложено на перевозчиков 531 тысяча рублей штрафов. То есть по 5-6 тысяч рублей на каждого. Копейки! Громкое июльское ДТП, когда междугородный автобус врезался в автобус пригородного сообщения: 19 человек травмированы, грубо нарушены правила лицензирования. Суд же переквалифицировал степень тяжести на более легкую и наложил штраф в размере 3000 рублей. Августовское ДТП под Нижним Тагилом: 5 человек погибли, 12 ранены. Решение суда: наказать руководство компании штрафом в 40 тысяч рублей — условно говоря, по 8 тысяч на погибшего. Мы же изначально просили приостановить деятельность этого юрлица на срок до 90 суток. Если бы за это время компания не устранила нарушения, могли бы ходатайствовать об аннулировании лицензии. Проблема в том, что забрать лицензию мы можем только по решению суда. За прошлый год этого не удалось добиться в отношении ни одной компании. Суды весьма лояльны к перевозчикам — срабатывает установка «не кошмарить бизнес». 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789