Восемь многофункциональных зон придорожного сервиса могут появиться на Кубани вместо десятков маленьких АЗС. Первую, стоимостью 200 млн рублей, строит ОАО «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт».
Восемь многофункциональных зон придорожного сервиса могут появиться на Кубани вместо десятков маленьких АЗС. Первую, стоимостью 200 млн рублей, строит ОАО «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт».
В сентябре 2011 г. компания выиграла конкурс, объявленный ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). В начале октября подписан инвестиционный договор о создании многофункциональной зоны дорожного сервиса (МФЗ) в Кореновском районе на 1264–м км федеральной автодороги М–4 «Дон» (станица Журавская).
«Многофункциональный комплекс разместится на участке площадью 3,6 га. Помимо заправки и автосервиса здесь построят гостиницу на 16–25 мест, мойки для автомобилей и грузовиков, организуют парковочные места для транспорта», — сообщили в «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт». Также здесь найдется место для магазина, кафе, павильона для розничной торговли. В планах компании завершить строительство МФЗ в конце 2012 г. Расчетная окупаемость такого объекта порядка 8 лет.
Согласно планам «Автодора», в ближайшие 5 лет на трассе М–4 «Дон» планируется построить 43 многофункциональные зоны, в том числе восемь — на территории Кубани. Если учесть, что каждая стоит не менее 200 млн рублей, то инвестиции в развитие сети придорожного сервиса в Краснодарском крае могут составить 1,6 млрд рублей. При этом, согласно планам министра транспорта РФ Игоря Левитина, расстояние между АЗС на трассах должно быть не менее 50 км, то есть в ходе реконструкции федеральных трасс количество заправок на них уменьшится в 10–15 раз. Сейчас, например, на трассе М–29 (Краснодар — Грозный — Махачкала) заправки и пункты питания стоят через каждые 3– 5 км. Левитин считает, что такая концентрация объектов придорожного сервиса повышает опасность на выезде с трасс, а также затрудняет расширение и обустройство дорог.
100 объектов закроют
Поэтому уже принято решение, что существующие на федеральных автодорогах объекты дорожного сервиса будут поэтапно преобразовываться в многофункциональные зоны. Сегодня в Краснодарском крае и Республике Адыгея вдоль трассы М–4 находится более 300 таких объектов. Как пояснил Алексей Скороходов, Краснодарское управление ГК «Автодор», реконструкция автодороги с увеличением числа полос приведет к тому, что около 100 объектов сервиса не получат доступ к автотрассе: они не смогут сделать съезд и выезд на нее (разгонные полосы).
«Это мотели, кафе, рынки, СТО, прежде всего, в районе станиц Пластуновской, Саратовской, Октябрьской. Наша задача — сократить количество выходов на дорогу М–4 «Дон», чтобы повысить безопасность дорожного движения», — говорит он. Тем самым количество объектов дорожного сервиса может сократиться на треть.
Владельцы придорожного сервиса не в восторге от появления МФЗ и инициатив «Автодора». В 2011 г. от них потребовали построить разгонные полосы: 180 м такой полосы стоит 10 млн рублей. В «Автодоре» сообщили, что около 100 объектов, в основном владельцы крупных АЗС, это сделали.
«Конечно же, появление МФЗ повлияет на мой бизнес, — сообщил директор гостиничного комплекса «Ё–мое» (г. Горячий Ключ) Александр Шляхов. — Свое дело создавал 20 лет, сейчас отрежут от дороги — и все начинай сначала. Разгонные полосы нужны, но не за такие же деньги».
Своим путем
Однако не все нефтяные компании, расширяющие свои сети АЗС, планируют строить дорогостоящие МФЗ.
В компании «ЛУКОЙЛ» сообщили, что принимать участие в конкурсах по строительству МФЗ не планируют.
«Несколько лет компания реализует собственную программу строительства многофункциональных трассовых АЗС (на федеральных автодорогах), в том числе олимпийского формата на трассе М–4 «Дон» и на автодороге «Москва — Санкт–Петербург. Строить рядом с заправочными и сервисными комплексами кафе и мотели невыгодно. Такие вложения не окупятся, а парковки вообще бесплатные», — пояснил руководитель пресс–службы компании Дмитрий Долгов. ЗАО «Газпромнефть–Юг» пока не собирается строить МФЗ. Сейчас компания занимается ребрендингом и реконструкцией под свой формат 21 АЗС, приобретенной в этом году у ООО «Октан–Юг».
ОАО «ТНК–BP» первую МФЗ построит на границе России и Белоруссии, на 448– м км трассы М–1 «Беларусь». Ее планируют закончить в I квартале 2012 г. О том, станет ли компания создавать МФЗ на Кубани, неизвестно.
Все, что за пределами зон дорожного сервиса, проредят и объединят
Программа по сокращению количества придорожных заправок может стартовать в России уже в 2012 г. Она будет проходить параллельно с реконструкцией федеральных автодорог.
Сейчас Министерство транспорта РФ ведет консультации с объединением «ОПОРА России» (союз предпринимателей) по поводу организации придорожного сервиса. По словам главы объединения Сергея Борисова, новая конфигурация дорог, придание им статуса скоростных магистралей требует более высокого уровня сервиса. Здесь нужны мотели, хорошие пункты питания с большой пропускной способностью. Держать станцию на каждом километре, по его мнению, неразумно.
Нефтяники сомневаются в целесообразности сокращения количества АЗС и считают, что таким образом министерство хочет заработать на объектах дорожного сервиса. Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша подчеркнул, что нормативы, заявленные главой Минтранса РФ (одна заправка через 50 км), касаются только новых федеральных трасс.
По его словам, сейчас ни один придорожный объект не находится в зоне возможного расширения трассы, каждый продавец топлива выполнил все требования по безопасности.
Владельцам придорожного сервиса до сих пор неясно, в каком направлении будет вестись реконструкция федеральных трасс и каким должен быть сервис вдоль них. Эксперты министерств транспорта РФ и Ростуризма считают, что будущее — за объединением объектов дорожного сервиса в единую сеть. К примеру, на дорогах Европы действует сеть мотелей «Формула–1», в США — «Мотель 6».
Препятствием на пути развития придорожного бизнеса является проблема защиты прав собственности на участок земли. Риск потерять собственность отпугивает возможных инвесторов.
Строить в границах полос отвода без разрешения владельца дороги (ГК «Автодор») запрещено. Свидетельство о праве собственности на эту землю не гарантирует, что государство не изымет ее под свои нужды. Это означает, что в ходе реконструкции объекты придорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода на трассе М–4 «Дон», могут быть снесены, а владельцы получат в лучшем случае деньги за землю по результатам госоценки, пишет «Деловая газета. Юг».