31 октября в Сочи в рамках рабочей поездки министра транспорта РФ Игоря Левитина и руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина состоялся пресс-тур по строящимся олимпийским объектам, в ходе которого речь шла о готовности дорожной сети к приему гостей Белой Олимпиады, о предстоящих работах и потенциале транспортного развития Краснодарского края.
- Время чтения: ~
31 октября в Сочи в рамках рабочей поездки министра транспорта РФ Игоря Левитина и руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина состоялся пресс-тур по строящимся олимпийским объектам, в ходе которого речь шла о готовности дорожной сети к приему гостей Белой Олимпиады, о предстоящих работах и потенциале транспортного развития Краснодарского края.
Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи дала импульс к формированию нового, современного уровня транспортной инфраструктуры всего региона. Уже построены сотни километров дорог, ведется реконструкция десятков объектов. Обеспечение удобства передвижения жителей и гостей реги¬она во время проведения Олимпиады — основная задача, которую ставит перед собой Федеральное дорожное агентство в рамках подготовки к главному спортивному событию планеты.
В автобусе журналистов сопровождали Анатолий Чабунин и первый заместитель директора ДСД «Черноморье» Сергей Щербак.
— Оценить гигантские масштабы и объемы того, что уже сделано, просто невозможно. Мы организовали этот пресс-тур, чтобы вы своими глазами увидели астрономическую работу, которая здесь проведена, и попытались осознать цифры, которые прозвучат, потому что они, мягко говоря, напрягают, — такими словами начал наш тур Анатолий Чабунин.
После проведения инструктажа по технике безопасности Сергей Щербак поделился общей информацией по программе строительства транспортной инфраструктуры при подготовке к Олимпиаде 2014 года.
— При строительстве олимпийских объектов всегда актуальны три основных риска: время, стоимость и качество. Еще несколько лет назад уровень инфраструктурного развития Сочи был таков, что перечисленные риски оценивались как запредельные. Однако убедительная динамика предолимпийского строительства позволяет рассчитывать на то, что все инфраструктурные объекты будут построены вовремя, качественно и без «раздувания» смет. Более того, стоимость строительства отдельных из них уже существенно снижена благодаря оптимизации проектных и конструкторских решений, применению современных технологий и проведению тендеров.
Еще несколько лет назад о колоссальных транспортных и инфраструктурных проблемах Сочи можно было судить по состоянию дорожной сети. Международный олимпийский комитет (МОК) предписал уложить к Олимпиаде «свежее дорожное покрытие». Однако фактически сочинскую дорожную сеть пришлось не асфальтировать, а полностью перестраивать, а некоторые объекты — создавать с нуля. Основной объем работ по обновлению транспортной инфраструктуры Сочи выполняется на участках федеральных дорог. Общую координацию осуществляет Федеральное дорожное агентство, а заказчиком строительства выступает подведомственное ему учреждение — ФГУ «Дирекция Черноморье», о работе которого мы подробно рассказывали в октябрьском номере журнала.
Одним из первых звеньев новой автодорожной сети города стал построенный в 2009 году обход Сочи, благодаря которому из центральной части города-курорта были выведены существенные транзитные потоки. Это автострада протяженностью 17,1 км, включающая пять тоннелей, 15 эстакад, пять транспортных развязок. Стоимость проекта — 26 млрд рублей. Продолжается старто¬вавшее в 2009 году строительство дублера центральной автомагистрали Сочи (Курортного проспекта), реконструируются отдельные участки автодорог, строятся транспортные развязки. Всего в активной стадии строительства находятся автодороги общей протяженностью около 25 км, а также пять новых транспортных развязок («Адлерское кольцо», «Голубые дали», «Стадион», «Виноградная-Донская», «Аэропорт»).
Из всех автодорожных проектов, которые финансируются из федерального бюджета, строительство дублера Курортного проспекта — самое сложное и капиталоемкое. Протяженность этой трассы составит 16,59 км, а общая стоимость превышает 80 млрд рублей (для сравнения: всего на строительство федеральных дорог выделено около 120 млрд рублей). Внушительный инвестиционный бюджет объясняется отнюдь не щедростью федеральных властей и не избыточными аппетитами подрядчиков, а уникальностью сооружения: из почти 17 км автотрассы на «дорогу» в классическом понимании приходится всего 2 км. Остальное — это девять тонне¬лей, 11 эстакад, восемь транспортных развязок. Частью дублера Курортного проспекта станет мост через реку Сочи. Он спроектирован таким образом, что в русле реки нет промежуточных опор. Проектировщики попытались придать сооружению образ висячего моста за счет конструктивных особенностей — легких арочных металлических пилонов, каната, стержневых подвесок.
Ввиду всех этих обстоятельств в первую очередь нас повезли знакомиться с дублером. Вот и первый объект — тоннель № 2. Нам предложили в обязательном порядке надеть каски и в шутливой форме предупредили о не очень приятных ощущениях для тех, кто страдает клаустрофобией. И вот мы храбро вступили под своды тоннеля длиною в 1400 метров. А впереди нас ожидало еще более экстремальное испытание — подъем на лифте без лифтовой шахты на высоту 30 метров, туда, где строится одна из эстакад дублера, чтобы пройти по строящейся дороге, на которую, по словам Сергея Щербака, «еще не ступала нога журналиста». Готовность эстакады на сегодняшний день составляет 80%, на ней еще практически нет асфальтобетонного покрытия. Здесь, наверху, мы получили подробную информацию о строительстве дублера от Сергея Щербака и Анатолия Чабунина. Без преувеличения, сочинские стройки стали плацдармом для применения современных технологий и инноваций, передовой строительной техники.
— В Сочи впервые в России применена новая технология проходки тоннелей, которая позволяет комбайну вырабатывать весь периметр будущего тоннеля в отличие от традиционной проходки, при которой комбайн сначала вырабатывает верхнюю часть тоннеля, затем она укрепляется, после чего вырабатывается нижняя часть. Новый способ позволяет существенно сократить сроки строительства, — рассказал Анатолий Чабунин.
Острой необходимостью применения в Сочи таких технологий продиктовано внедрение в практику специальных технических условий, которые позволили обойти ряд ограничений, содержащихся в устаревших строительных нормах.
Строительство дорог в Сочи — дело затратное, потому что приходится выполнять много дополнительных работ: укрепление склонов (противооползневые работы), устройство шумозащиты, не говоря уже о природоохранных мероприятиях, которым в Сочи придается очень большое значение из-за уникальности флоры и фауны. Только при строительстве дублера было вырублено 10 тысяч кустов и деревьев, но до конца строительства будет посажено 40 тысяч. Кроме того, денежная компенсация в бюджет города составит 10 млн. рублей, а сами посадки обойдутся еще в 100 млн. рублей.
Строительство тоннелей тоже связано с дополнительными расходами. Если длина тоннеля превышает 300 метров, то через каждые 300 метров обязательно должны быть устроены вентиляционные и эвакуационные штольни, отвод дренажных вод. Кроме того, повышенная сейсмичность района, которая рассчитывается не менее чем на 9 баллов, требует увеличения количества железобетона для усиления надежности объектов.
При посещении еще одного, уже эксплуатирующегося, тоннеля специально для участников пресс-тура были проведены показательные учения пожарных бригад. Слаженность, стремительность и масштабность противопожарных действий впечатляют.
В здании дирекции «Черноморье» нам показали работу лаборатории по испытаниям строительных материалов. Здесь проводят исследования органических вяжущих, асфальтобетона, цементобетона, металлов.
В пресс-конференции, состоявшейся в рамках пресс-тура, приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин и вице-губернатор Краснодарского края Александр Саурин.
Журналистов интересовало, будут ли соблюдены сроки ввода олимпийских объектов в эксплуатацию?
Министр ответил, что есть два элемента, которые влияют на сроки, но нельзя сказать, что это носит сдерживающий характер. Одна из основных трудностей при проведении строительных работ состоит в том, что территория, по которой должны пройти новые транспортные коридоры, плотно занята разнообразными объектами недвижимости. Часто подрядчикам приходится вести работы в условиях плотной городской застройки. Около 7,7 млрд. рублей потрачено на подготовку площадок, снос существующих зданий, перенос коммуникаций, рекультивацию земель. Размер выплаченных землевладельцам компенсаций колеблется от нескольких миллионов до 1,7 млрд. рублей. Самые крупные выплаты осуществлены при строительстве участков Адлер — Веселое (1,39 млрд. руб.) и дублера Курортного проспекта (1,7 млрд. руб.). Еще около 18 млрд. рублей вложено в строительство жилья взамен изъятой недвижимости.
Следует отметить, что в Сочи впервые в России применен специальный, ускоренный режим изъятия земельных участков для инфраструктурного строительства. В частности, с одного года до трех месяцев сокращен период ожидания согласия собственника на выкуп земельного участка. По истечении этого срока заказчики вправе обратиться в суд. Но даже при такой оптимизированной процедуре процесс изъятия иногда затягивался на несколько месяцев, сроки выполнения госконтрактов приходилось корректировать, а затем наверстывать упущенное время. Примерно 20% дел пришлось разбирать в судебном порядке. Связано это было в основном с отсутствием документов у собственников. Мы живем в правовом государстве, поэтому все было сделано законно.
Вторая проблема — это завоз строительных материа¬лов (порядка 100 млн. тонн!) теми организациями, которые занимаются строительством. Дело в том, что не все подрядчики начали завоз вовремя, что впоследствии сказалось на темпах строительства: городу ведь тоже нужны транспорт и дороги для завоза материалов как для строительства, так и для поддержания жизнеобеспечения. Мы рассчитывали на объем 15 млн. тонн ежегодно, но уже в текущем году эта цифра возросла до 25 млн., а на следующий год планируется уже 28 млн. тонн. На железнодорожные перевозки планировалось отвести 10 ниток поездов, но их уже 15. На порт в следующем году нагрузка тоже возрастет в два раза. И, конечно, основные объемы перевозок ложатся на автомобильный транспорт. Здесь тоже есть проблемы: особенно беспокоит автострада М-27. Мы уже ограничили там движение автомобилей, ведь некоторые металлические конструкции не укладываются в нормативы, что создает угрозу легковым автомобилям и пассажирам.
Задача перед нами поставлена — ее надо выполнять. В этом году мы практически справились, в следующем будет сложнее, придется ранжировать приоритеты, и предпочтение будет отдаваться тем объектам, которые надо сдать раньше. Но особых «подводных камней» по транспортному строительству я не вижу. В целом ожидается, что сроки ввода объектов в эксплуатацию будут опережать назначенные.
На вопрос, планируется ли реконструкция трассы «Дон» к открытию Олимпийских игр в Сочи, министр ответил, что к 2014 году полностью перестроить дорогу не получится, но такая задача и не ставилась. 700 км из 1500 к 2014 году будут реконструированы и расширены, а остальную часть приведут в нормативное состояние.
В России федеральные дороги строятся по самым высоким стандартам и в кратчайшие сроки. А как быть с местными дорогами, ведь некоторые из них должны соединяться и с обходом, и с дублером Курортного проспекта? В основном пробки возникают именно на них, так как они по стандартам не совпадают с федеральными.
Министр сообщил, что по этому вопросу с администрацией края достигнута договоренность, согласно которой все дороги, выходящие на федеральные трассы, должны быть четырехполосными. Они будут готовы к 2013 году, и вот тогда будет сдан и красавец-дублер, хотя готов он будет раньше. В дальнейшем же в Сочи планируется центр города отдать только общественному транспорту, весь остальной трафик пойдет в обход. По словам Игоря Левитина, прорабатывается даже вопрос о сооружении в Сочи метро, но это в будущем.
Однако если в центре города не будет парковок, то опять появятся пробки. Запланировано ли их строительство?
«К началу Олимпиады Министерство транспорта РФ построит семь спецавтопарков», — пояснил министр. Это площадки примерно по 4–5 га, где будут находиться автобусы, необходимые для подвоза гостей и участников соревнований к спортивным сооружениям. Минтранс предложил городу впоследствии не застраивать эти площадки, а превратить их в паркинги. Кроме того, на улице Пластунской строится здание логистического центра, откуда будет осуществляться управление всеми светофорами города. Проект предусматривает установку системы видеонаблюдения за движением в городе, при этом автоматическая модель покажет, куда надо перенаправить движение в случае аварии или другой непредвиденной ситуации. Этот опыт хотелось бы распространить на другие города России.
Подрядчиков, обновляющих инфраструктуру олимпийского Сочи, нередко критикуют за пренебрежительное отношение к экологии. Между тем к автодорожным проектам предъявляются весьма жесткие требования. Во-первых, все они прошли экологическую экспертизу. Во-вторых, согласно условиям госконтрактов строительные организации обязаны выполнять эти требования: огораживать стройплощадки, применять изолирующие покрытия, предотвращающие попадание загрязнений в воду, выполнять комплекс природоохранных мероприятий, связанных с водопользованием, компенсационным озеленением. Искусственные объекты (эстакады, развязки) оснащены локальными очистными сооружениями, тогда как раньше в реку, а затем и в море попадали неочищенные стоки. Повышение скорости движения по городским дорогам за счет ликвидации пробок позволит в несколько раз снизить объемы выбросов от автотранспорта в атмосферу.
Завершая пресс-конференцию, министр отметил, что по уровню сложности, количеству тоннелей и эстакад, а часто и стоимости некоторые сочинские проекты со¬поставимы с магистралями, построенными в горных районах Италии или Швейцарии. Однако масштабное строительство в Сочи ведется в принципиально иных, более сложных климатических условиях. В отличие от европейских Альп в Сочи вместо скальных пород преобладают известняковые. Повышение интенсивности движения провоцирует оползневые процессы. Чтобы защитить дороги, подрядчикам приходится выполнять колоссальный объем укрепительных работ, применять уникальные технические решения по укреплению откосов насыпей и выемок верховыми и низовыми подпорными стенками, использовать современные синтетические материалы и решетчатые типы конструкций из сборных элементов.
Осуществлять столь масштабное по своему размаху инфраструктурное строительство силами только краевого стройкомплекса, не говоря уже о местных подрядчиках, было невозможно. Поэтому для реализации проектов в сфере дорожного строительства в Сочи мобилизованы ведущие строительные компании страны. Стратегическим партнером государства выступил пул крупнейших универсальных и специализированных подрядчиков: Мостострой-11, Мостотрест, Корпорация «Инжтрансстрой», Волгомост. Обширный фронт работ получили ведущие проектные институты страны: Гипротрансмост, ГипродорНИИ, НПО «Мостовик». Ставка государства на крупные российские корпорации, располагающие обширными инженерными компетенциями и строительными мощностями, оказалась оправданной.
Пик ввода новых и реконструированных федеральных дорог и искусственных сооружений придется на 2012–2013 годы. К этому времени транспортная инфра¬структура города кардинально изменится. Нет никаких сомнений в том, что спортивные объекты будут востребованы спортсменами и туристами. Что же касается развития «индустрии гостеприимства», то многое зависит от активности среднего и малого бизнеса. Одно можно сказать точно: заложен инфраструктурный фундамент комфортного для туризма и отдыха города.
Более того, сочинская стройка может стать стимулом, плацдармом для тиражирования инфраструктурных мегапроектов в масштабах всей страны. О востребованности именно такого сценария говорят не только российские, но и иностранные специалисты. «Мне кажется, что у вас совершенно потрясающее видение ситуации, очень сбалансированный подход, потому что вы рассматриваете все проблемы в комплексе, — заявил недавно глава Федеральной дорожной администрации США Виктор Мендес, посетивший Международную выставку-форум «Дорога-2011». — Я уверен, что все ваши концепции претворятся в жизнь. Во всех странах мира проблемы аналогичны, поэтому стремление построить и содержать современную транспортную систему является универсальным. Именно для этого необходимы масштабные инвестиции в инфраструктуру».
Наш тур закончен. Все увиденное позволяет с уверенностью сказать, что дорожники на 100% справятся с поставленной задачей. В этом убеждает и тот факт, что при участии Росавтодора, территориальной дирекции Олимпстроя удалось выстроить жесткую административную вертикаль, позволяющую не только управлять строительным процессом, но и контролировать качество выполненных работ. Впервые в стране в Сочи создана многоступенчатая система контроля качества. А там, где есть контроль — есть и результат, пишет журнал «Автомобильные дороги».