Через три года в России откроется первая часть новой федеральной платной дороги по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Вся трасса длиной 669 километров пройдет параллельно Ленинградскому шоссе. Главный участок строит франко-русская компания. Авто.Вести.Ru изучили технологию укладки дорожного пирога.

Как строят платную трассу Москва — Питер?

Через три года в России откроется первая часть новой федеральной платной дороги по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Вся трасса длиной 669 километров пройдет параллельно Ленинградскому шоссе. Главный участок строит франко-русская компания. Авто.Вести.Ru изучили технологию укладки дорожного пирога.

За возведение самого важного участка новой трассы взялась специально созданная для этого в 2007 году «Северо-Западная концессионная компания». Но такое сложное название на самом деле объединяет в себе французских строителей из группы Vinci и группу российских инвесторов, каждая из сторон владеет 50%-ой долей в СЗКК. Этот тандем нанимает рабочих, закупает материалы и строит дорогу на самом интересном участке, с 15 по 58 километр. По словам строителей, технологии и контроль качества сильно отличаются от привычных российских реалий.

Долгожданная альтернатива

Идея этого проекта родилась еще в 70-ых годах XX века. Главные цели — развитие экономического сотрудничества между двумя российскими столицами, ускорение развития аэропорта Шереметьево, а также облегчение трафика на Ленинградке (М-10). Правительство РФ запустило этот проект в новой для страны форме — государственно-частного партнерства. Это первая платная дорога в России, которая строится на принципах ГЧП. Что из этого выйдет, пока непонятно. Ясно одно — компания-строитель вкладывается в дорогу и потом получает с нее дивиденды в течение 30 лет, расплачиваясь с кредиторами. Государство же получает налоги с прибыли в виде платы за проезд.

 


Так выглядит полная карта новой платной трассы М-11 (Москва — Санкт-Петербург). Ее длина составляет 669 километров.

Нет никакого секрета, что Ленинградка, особенно на участке от МКАД до аэропорта Шереметьево — одна из самых сложных и загруженных трасс. В соответствии с российским СНиПом, пропускная способность четырех полос этой дороги составляет 40 тысяч автомобилей в сутки. Но в отдельные дни на указанном выше 12-километровом участке интенсивность движения составляет до 135 тысяч автомобилей в сутки. А доля грузового транспорта в потоке машин на М-10 за последние годы выросла на 40%, что, конечно, очень негативно сказалось на качестве покрытия. Прошлогодний транспортный коллапс из-за ремонта путепровода на подъезде к повороту на аэропорт Шереметьево наглядно продемонстрировал локационный провал данной трассы. На сегодняшний день проезд по участку от МКАД до Шереметьево в час пик может занять у водителя два-три часа. Новая трасса обещает автомобилистам преодоление данного пути за 20 минут.


Трасса включит в себя пять мостов, семь развязок и 32 больших и маленьких путепроводов.

Отдельно представители СЗКК высказываются о скоростном режиме новой трассы. Законодательно самая высокая допустимая скорость в России на федеральных дорогах — 110 км/ч. М-11 разработана с тем, чтобы позволить движение со скоростью до 150 км/ч. В данный момент строители ведут диалог с российскими властями, чтобы установить скорость движения на новой трассе хотя бы на 130 км/ч, аналогично европейским автобанам.

Итак, строительство новой платной трассы уже идет. Несмотря на скандалы, связанные с вырубкой Химкинского леса, работы все-таки начались и строители уверяют, что в состоянии закончить дорогу в установленные сроки. На всем протяжении трассы будет стоять высокий забор, чтобы избежать выхода на проезжую часть животных и людей. Пройти на другую сторону дороги можно будет только по специальным путепроводам.

Финансированием проекта занимается как государство, так и частная компания, однако на долю последней приходится намного больше затрат. А именно, правительство РФ выделило на дорогу из Инвестиционного фонда около 23 млрд рублей. Более 8 млрд рублей пришли из собственных средств акционеров, 29,2 млрд рублей — привлеченные заемные средства (банковская кредитная линия Сбербанка и Внешэкономбанка) и еще 10 млрд рублей — долгосрочные проектные облигации.


В этом месте как раз начинается территория скандально известного Химкинского леса. В кулуарах часто обсуждают, что это и не лес вовсе, а лесопарк. Упоминаются и химические предприятия, которые базируются рядом и уже давно подпортили экологию лесной зоны.

Дорожный пирог

Подготовительными работами по строительству дороги занимается государство. Это обработка маршрута и подготовка территории. «Вырубает деревья и готовит участок государство. СЗКК приходит на расчищенную просеку и занимается только строительством», — объясняет генеральный менеджер СЗКК Пьер-Ив Эстрад. Поэтому все вопросы относительно скандального Химкинского леса решаются на уровне правительства, а на строителях это может откликнуться только срывом сроков и многомиллионными убытками.

Но мало-мальское соглашение с экологами государством все же было достигнуто, несмотря на то, что кое-где еще вспыхивают волны недовольства. Власти пообещали высадить на месте 100 вырубленных гектаров леса 500 гектаров редких деревьев. Заниматься этим будет Росприроднадзор. Когда это случится и случится ли вообще, неизвестно, пока все на уровне разговоров. По срокам высадки пока информации нет. Но обещание было дано и сами строители готовы, если понадобиться, принять участие в облагораживании территории леса.

Сейчас строительство дороги ограничено только подготовкой земляного полотна, а именно выемкой земли и созданием насыпей, так как асфальт в холодных погодных условиях класть нельзя. Но на четырех километрах участка первый слой асфальта положить успели. Технология укладки дорожного пирога трассы отличается европейскими схемами. Сперва идет земляное полотно (минимум 80 см) — из выемки грунт перемещают в насыпь, чтобы достичь оптимальной влажности. Потом идет слой песка для отвода воды, за ним слой щебня, а следом три слоя асфальта — базовый, промежуточный и само покрытие. Слой щебеночно-песчаной смеси составляет 40 см. Первые два слоя асфальта имеют толщину 15 и 10 см, отличаются более крупным щебнем. А верхний слой покрытия типа А с добавлением полимеров имеет толщину 5 см.


Это первый слой асфальта — базовый. Сверху на него лягут еще два, промежуточный и само покрытие. Базовый слой отличается более крупной щебенкой.

«Официальный гарантийный срок этой дороги — 18 лет, на самом же деле с такими технологиями дорога должна простоять все 30 лет. Верхний слой — слой появления колейности и износа от шипов, который будет ремонтироваться по мере порчи. При строительстве мы решили отказаться от бетона, так как при укладке асфальта на бетоне появляются трещины. Мы пошли по европейским стопам, применяем щебеночно-песчаную смесь. Материалы закупаем у российских поставщиков. Когда приходит некачественное сырье, отправляем обратно, на замену. У нас есть своя экспертиза, все приходящие материалы мы проверяем», — рассказал руководитель дорожного строительства трассы Леонид Цветков.

Проверку качества дорожного покрытия осуществляют сразу пять компаний, две из которых государственные («Автодор» и Ростехнадзор). В воздухе витает вопрос о коррупционной составляющей проекта, учитывая немалое количество «проверяющих» чиновников, каждому из которых несмотря на идеальное состояние покрытия качество дороги, по старой русской традиции, может и не приглянуться. Затягивание сроков строительства — взятки, новые экспертизы и проверки — взятки. Но руководство СЗКК моих сомнений не разделяет.

«Коррупционная составляющая очень мала, так как до чиновников качество асфальта проверяется сперва генподрядчиком работ компанией «Мостотрест», потом нашими специалистами, а также и независимым техническим экспертом AECOM из Великобритании. И в случае каких-либо недочетов, нести убытки и платить штрафы будем мы — СЗКК. Поэтому наша заинтересованность в качестве очевидна», — объяснил г-н Эстрад. Но никто не оспаривает факт, что французы будут стараться делать хорошо. Сдается мне, что иностранные строители просто еще не знакомы с отечественными схемами «работы» в дорожной отрасли. Время покажет, но хочется быть оптимистом и верить, что именно эта дорога будет сделана так как надо и когда надо.


Вырубкой деревьев и чисткой территории для строителей занимается государство. СЗКК приходит уже на готовую для работ просеку.

Как есть

Оценить масштабы трассы сейчас сложно. Пока будущий хайвей представляет собой вырубленную и выровненную лесную просеку, кое-где уже запорошенную снегом и покрытую наледью. В некоторых местах, конечно, полным ходом идет воздвижение опор и мостов, этим работам холод не мешает. Но, как уже упоминалось, зимой основные работы прекращаются из-за холодов.

Одними из самых интересных проектов, которые войдут в участок трассы на 15-58 км станут реконструированная Бусиновская развязка на пересечении с МКАД и новый мост через канал имени Москвы. Строительные работы на первом этапе будут вестись в течение трех лет. Учитывая то, что открытие участка трассы 15-58 км запланировано на второе полугодие 2014 года, работы должны начаться уже в самое ближайшее время (вся дорога до Питера будет открыта в 2018 году). Ситуация осложняется тем, что данная развязка и без того загружена. «Движение не будет останавливаться. Но временные трудности, безусловно, возникнут. У нас есть опыт строительства в таких сложных условиях, сейчас как раз идет анализ транспортного состояния этой территории», — объяснил генеральный менеджер СЗКК.


Вот так будет выглядеть новая развязка на пересечении М-11 с МКАД. Съездов с кольцевой будет два, там же построят и пункт оплаты проезда.

Что касается нового моста, то работы по его возведению начнутся уже в феврале 2012 года. А сейчас строители готовят первую часть моста — продольная надвижка, которую после будут двигать к воде. Ее размеры 330х50 метров, она включает 36 свай на каждой опоре. Когда работы по установке моста начнутся, Авто.Вести.Ru обязательно осветят данное событие более подробно. Всего же на участке М-11, строительством которого занимается СЗКК, будет построено 5 мостов и 7 развязок (включая Бусиновскую, с Международным шоссе, с Шереметьевским шоссе и с большим бетонным кольцом).

Количество полос движения на данной дороге будет меняться. На участке от МКАД до Шереметьево-1 будет 10 полос, по пять в каждую сторону. Меньше полос планируют сделать только на участке от Зеленограда до примыкания к М-10 на 58 километре (по четыре в каждую сторону). Ширина полосы движения — 3,75 метра. Количество искусственных сооружений на участке с 15-58 км составит 41 штуку, туда входят пять мостов, 32 путепроводов, 5 проходов для животных и 11 путепроводов для соединения разобщенных территорий.

Кроме того, когда данная часть дороги уже начнет функционировать, на ней появятся девять пунктов оплаты, пять площадок для отдыха и несколько заправок (точное число пока неизвестно). На данный момент установленная стоимость проезда по М-11 составляет 3,62 рубля за один километр пути. То есть преодоление участка от МКАД до Шереметьево обойдется в 65,16 рублей. Совсем ничего, учитывая экономию времени, проведенного в пробках на Ленинградке.

А вот в рамках дороги до Питера, сумма получается совсем неинтересная — 2 421,78 рублей (669 км умножить на 3,62 рубля на 1 км). Эти деньги равны стоимости билета на «Сапсан» в один конец, который проходит данное расстояние за три часа. Конечная стоимость еще не утверждена, но если она останется такой, то совсем не факт, что Ленинградское шоссе удастся разгрузить даже от фур. Правда, есть вероятность, что на госудраственных участках стоимость проезда будет ниже — 1 рубль за километр. Поэтому финальная цифра стоимости проезда до Питера может оказаться меньше, пишут Авто.Вести.Ru.

На сайте Авто.Вести.Ru также можно посмотреть обширную фотогалерею строительства.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789