Не секрет, что проблем в Краснодарском крае — не счесть. И о некоторых из них мы задумываемся далеко не всегда. К примеру, мы привыкли думать, что дороги Кубани — весьма хорошего качества. Во всяком случае, в остальных регионах — еще хуже. Так ли это?

Не секрет, что проблем в Краснодарском крае — не счесть. И о некоторых из них мы задумываемся далеко не всегда. К примеру, мы привыкли думать, что дороги Кубани — весьма хорошего качества. Во всяком случае, в остальных регионах — еще хуже. Так ли это?

Выясняется, что согласны с такой трактовкой далеко не все. Вот мнение первого заместителя министра внутренних дел Михаила Суходольского: «Дороги ужасные: с ямами, поперечными и продольными трещинами, выбоинами; над проезжей частью нависают деревья — ни светофоров, ни знаков не видно; тротуаров, пешеходных дорожек нет, впрочем как и разметки. Ситуацию нужно срочно менять. Сейчас в стране реализуется программа «Повышение безопасности дорожного движения». Необходимо обеспечивать сохранность транспорта в местах отдыха. Ведь отсутствие достаточного количества стоянок увеличивает статистику угонов и краж машин».

Вместе с тем на улучшение ситуации формально выделяются огромные суммы. По официальным данным, за 2011 год были выполнены ремонтные работы на множестве трасс: М-27 «Джубга — Сочи», 1Р-253 «Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск», М-25 «Новороссийск — Керченский пролив», М-29 «Кавказ», Краснодар — Новороссийск и так далее.

И дальше — больше. В минувшем сентябре было заявлено, что администрация Краснодарского края планирует удвоить расходы на реконструкцию автомобильных дорог. В следующем году они должны составить 16 млрд рублей. Как сообщается, эти средства пойдут не только на ремонт трасс федерального назначения, но и на небольшие муниципальные дороги. По словам губернатора Кубани Александра Ткачева, уже в этом году на развитие краевых трасс потратят 7 млрд рублей. Еще 2 млрд пойдет на ремонт районных дорог, сообщается на сайте краевой администрации. На ремонт небольших муниципальных дорог в этом году из краевого бюджета выделили около 1 млрд руб. А вообще, еще в мае Владимир Путин пообещал, что на всех федеральных трассах юга пройдет капитальный ремонт. На эти цели, по его словам, в 2011 и 2012 году из бюджета страны направят 85 млрд рублей. Наш регион получил 3 млрд руб. из федерального бюджета на софинансирование работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог.

И как в итоге проводится ремонт? То есть куда идут все эти миллиарды? Очевидно, что порой они просто зарываются в землю или растаскиваются по карманам (по рейтингу коррупции в регионах, составленном в этом году Общественной палатой РФ, Краснодарский край, кстати, занимает почетное второе место, лишь слегка уступая Москве).

Вот живой пример: в этом году Прокуратурой Краснодарского края совместно с краевым управлением ФСБ в ходе проверки законности использования бюджетных средств, выделенных на проведение работ по реконструкции автомобильной дороги в Краснодаре в районе улиц Российской и Пригородной, были выявлены серьезные нарушения. «Проверкой установлено, что руководителями подрядной организации с целью хищения в особо крупном размере бюджетных средств, выделенных на проведение строительно-монтажных работ, были умышленно завышены объемы выполненных работ, искусственно завышена стоимость использованных механизмов и материалов. Также была грубо нарушена технология строительства и требования строительных норм и правил, что, в свою очередь, повлекло неправомерное получение подрядной организацией денежных средств на общую сумму более 67 млн рублей», — рассказали в пресс-службе краевой прокуратуры. Материалы проверки, проведенной Прокуратурой Краснодарского края совместно с управлением ФСБ, послужили основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») в отношении руководителей подрядной организации, допустивших хищение бюджетных средств.

И это — не федеральная дорога, куда идут основные массы средств. Это, скажем так, дороги местного значения. Хоть проект реконструкции улицы Российской и был широко распиаренным, до, к примеру, многострадальной «олимпийской» трассы Джубга — Сочи ему еще далеко.

Понятно и то, как у нас чаще всего осуществляется ремонт дорог. Вот мнение одного из многочисленных очевидцев: «В большинстве случаев асфальтобетон просто бросают в выбитые машинами ямы, и, не устанавливая ограждений, ремонтники уезжают. Первые же машины выдавливают его из этих ям, в результате дороги похожи на стиральную доску. Пример — улицы 2-я Пятилетка, Шевченко, Новороссийская, МОПРа, Спортивная, Щорса и, думаю, еще 1000 улиц в нашей «южной столице». Мнение здравое, тем более что «ямочный ремонт» в самом деле стал притчей во языцех. А вот еще одно мнение: «Дороги в России стараются делать некачественными: чем быстрее будет разбита дорога, тем быстрее будет тендер на ее реконструкцию, который выиграет правильная компания, и тем быстрее придет откат из бюджетных средств, которые направили на реконструкцию этой дороги. А еще, после того как положат новый асфальт, вспоминают, что нужно и бордюры поменять, а потом и трубы проложить, а как все работы закончат, уже и дорогу целиком ремонтировать надо. Ведь сразу нельзя все сделать правильно: и трубы положить, и бордюры, а потом асфальт. Иначе дорожники останутся без работы, а чиновники без откатов».

Александр Ткачев еще весной проинспектировал состояние дорожного полотна на улице Промышленной и отметил плохое состояние дороги, «обратив внимание мэра краевой столицы на многочисленные трещины и выбоины на дорожном покрытии». Трещины и выбоины здесь можно увидеть и сейчас.

Зато прожектов (которые тоже кто-то разрабатывает и получает за это немалые деньги) у нас всегда в избытке. Из кое-как реализованных — уже упомянутая реконструкция улицы Российской и то открываемая, то закрываемая развязка на северном выезде из города. К счастью, о переносе железной дороги пока что вроде позабыли. Зато провести нормальную трассу к новым кварталам властям, похоже, не под силу: поступает много жалоб на бездорожье в районе широко разрекламированного квартала в районе улиц Восточно-Кругликовской и Черкасской. Мэр Краснодара Владимир Евланов утверждал, что дорогу начнут строить до конца этого года. Уже ноябрь. Работы будут вестись в морозы?

Между тем на днях Кубань посетил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Сложилось ощущение, что визит был посвящен именно критике наших региональных властей. По крайней мере, о проблемах говорилось, пожалуй, больше, чем о достижениях, а некоторые формулировки оказались весьма жесткими. Признал недостатки и сам Александр Ткачев. По его словам, сейчас необходимо реконструировать транспортные узлы Новороссийска, Туапсе и Ейска, найти решение проблем движения на автодорогах Краснодар — Новороссийск и Джубга — Сочи. «Необходимость реконструкции наших главных приморских трасс возникла в связи с тем, что на них стали привычными пробки, аварийность и есть масса участков под угрозой оползней. Причина этого — объемы роста экономического потенциала региона. С того времени, как строились и проектировались эти дороги, мы ничего радикального на них не сделали, в то время как по количеству транспорта давно «выросли из этих штанишек». При пропускной способности дорог около 12 тыс. машин в сутки по ним проезжает до 45 тысяч, а во время пиковой нагрузки — более 50 тыс. автомобилей ежедневно», — уточнил глава края. Говоря о проблемах в городах Новороссийске, Туапсе и Ейске, глава края отметил слабую пропускную способность городских дорог, в связи с чем порты, находящиеся в этих городах, имеют недостаточные возможности для развития. Решить проблему, по словам главы края, сможет строительство объездных дорог, в том числе напрямую в порты, а также реконструкция уже существующих объектов.

Между тем эксперты обнаружили на автодороге Джубга — Сочи 280 оползневых участков, из которых 41 признан крайне опасным. Причем эксперты утверждают, что ремонтные работы на автодороге не увеличат ее пропускной способности. Кроме того, достигнута несущая способность серпантинных полок. Ситуация выглядит тупиковой.

Есть ли выход? Вероятно, есть. Не воровать. Использовать современные технологии. Побольше думать и поменьше говорить. Мы это знаем. Знают это и чиновники, утверждает «МК Краснодар».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789