Российский автомобильный рынок уже в 2015–2016 годах может стать крупнейшим в Европе. Такой прогноз озвучил в понедельник премьер-министр Владимир Путин. Однако эксперты уверяют: дорожное хозяйство скоро станет тормозом не только для автопрома, но и для всей экономики. Из новостных сводок следует, что дороги рушатся буквально на глазах. И бюджетное финансирование дорожной отрасли пока не приводит к заметному улучшению.
«Мы серьезно поддержали наш автопром в период кризиса. В результате ни один из крупных проектов не был свернут. В прошлом году производство легковых автомобилей увеличилось в России в два раза. По итогам шести месяцев текущего года рост 76%, — сообщил в понедельник на конференции в Череповце Путин. — И если в 2009 году доля машин отечественной сборки в структуре продаж едва превышала 50%, то сейчас это уже почти 70%. По оценкам экспертов, уже в 2015–2016 годах российский автомобильный рынок способен стать крупнейшим в Европе. Это хороший стимул как для самого автопрома, так и для его многочисленных смежников, включая металлургов, а за ними и горняков».
Однако у автопрома есть еще одна смежная отрасль, влияющая на конечный спрос на автомобили. Речь идет о дорожном хозяйстве, которое может подорвать базовые условия развития автопрома. Пробки в мегаполисах и полное отсутствие дорог в деревнях нередко делают покупку автомобиля практически бессмысленной.
Согласно статистике Росавтодора и Росстата, протяженность дорог с твердым покрытием (асфальтовым, бетонным, щебеночным, гравийным) в России составляет около 505 тысяч км, из них 50 тысяч км — дороги федерального значения и 455 тысяч км — регионального. Для сравнения: протяженность дорог в Китае — более 3 млн. км, в США — около 4,4 млн. км, во Франции — свыше 1 млн. км. Далеки от идеала и темпы дорожного строительства: за год Россия строит дорог меньше, чем Китай за неделю. «В 1992 году в России построили более 25 тысяч километров новых дорог. А в ближайшие пять лет планируется построить лишь 10 тысяч километров», — комментирует управляющий активами группы БКС Николай Солабуто. «Нормальных магистральных дорог у нас очень мало. Трасса Москва–Петербург — это не магистраль, а местами сельская улица, по которой идет почти половина всех грузов из Европы», — добавляет директор по оперативному маркетингу «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Для улучшения ситуации нужно строить хотя бы 5–10 тысяч км новых дорог ежегодно, считает эксперт.
Наличие дороги с твердом покрытием не гарантирует, что до населенного пункта можно добраться. Например, вчера в Якутии было размыто дорожное полотно автодороги «Колыма». Аварийный участок не имеет объезда, поэтому на трассе пришлось полностью закрыть движение.
Дорожное строительство в РФ катастрофически отстает от темпов автомобилизации. Количество автомобилей в расчете на 1 км федеральных и региональных дорог за последние 10 лет выросло в 1,72 раза и продолжает быстро увеличиваться. «Плотность сети дорог в России — 37 километров на 1 тысячу квадратных километров территории. Это лишь 33% от уровня Канады и около 10% от Китая и США. По километражу дорог общего пользования в расчете на тысячу жителей мы уступаем Канаде в 14 раз», — рассказывают дорожники.
«Низкое качество дорог, а также пробки являются сдерживающими факторами для большинства отраслей экономики, так как они увеличивают логистическую составляющую в себестоимости продукции и снижают ее конкурентоспособность. То же касается и автопрома, — считает гендиректор компании AsstrA Transport Олег Гребенько.
«Сейчас Россия значительно отстает от США, Европы, Китая по протяженности скоростных дорог и по темпам строительства. В последнее время правительство уделяет большое внимание развитию автомобильных дорог, однако, с моей точки зрения, этого внимания недостаточно», — заявил первый заместитель главы ГК «Автодор» Сергей Кельбах. «Мировые автопроизводители никогда не придут на рынок с недостаточным спросом на их продукцию. Таким образом, на данный момент дороги не стали препятствием для развития автопрома», — добавляет Кельбах, пишет «Независимая газета».