Огромная территория России обуславливает значимость качественного транспортного сообщения. Пока отечественную дорожно-строительную отрасль сложно назвать на 100% эффективной и технологичной. Но изменения к лучшему уже происходят. Динамичное развитие этого сектора экономики создает благоприятные условия для привлечения бюджетного финансирования и частных инвестиций в развитие дорожно-транспортной системы России.
Огромная территория России обуславливает значимость качественного транспортного сообщения. Пока отечественную дорожно-строительную отрасль сложно назвать на 100% эффективной и технологичной. Но изменения к лучшему уже происходят. Динамичное развитие этого сектора экономики создает благоприятные условия для привлечения бюджетного финансирования и частных инвестиций в развитие дорожно-транспортной системы России.
В 2011 году объем выполняемых дорожниками работ может резко вырасти. Связано это с тем, что по сравнению с 2010 годом, существенно вырастет объем средств на дорожное хозяйство. Из федерального и местных бюджетов будет потрачено более 700 млрд рублей. По данным заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, в 2011 году планируется построить 192 км федеральных дорог и 552 км региональных дорог с участием субсидий из федерального бюджета.
Всего на реконструкцию и строительство федеральной сети должно быть потрачено более 300 млрд рублей, из них на ремонт и содержание — 88 млрд рублей. Еще 11,7 млрд получит госкомпания «Российские автомобильные дороги».
Больше всего, по данным Росавтодора, с выделением средств «повезет» ключевым транспортным узлам Владивостока, Сочи и Москвы. Как отмечают эксперты, изменится структура трат. Если еще в прошлом году финансирование шло в основном на ввод в строй новых дорог, то в 2011 году гораздо больше, чем в предыдущие годы, денег будет расходоваться на капитальный ремонт существующей сети. Этот подход более соответствует нуждам автомобилистов, поскольку способствует снижению аварийности и уменьшает количество «узких мест», где регулярно выстраиваются пробки.
По данным Росавтодора, планируется провести капитальный ремонт на 642 км федеральных дорог (на 10% больше, чем в 2010 году), ремонт на федеральных дорогах в объеме 4891 км (больше на 33,8%). Ремонту подвергнутся мосты и путепроводы. На этот год запланирован капитальный ремонт на 3874 погонных метрах (больше на 6,8% по сравнению с прошлым годом) искусственных сооружений, а также текущий ремонт на искусственных сооружениях в объеме 8812 погонных метров (больше на 2,9%).
При видимом росте объемов работ стоит признать, что они недостаточны, поскольку, по словам начальника управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игоря Астахова, после зимы в ненормативном состоянии находится две трети федеральных дорог. С учетом такой оценки излишне оптимистичным выглядит и прогноз относительно сроков завершения ремонтных работ по исправлению «зимних» повреждений — они закончатся 1 июня, а в Сибири и более северных регионах — к 1 июля, пишет
Одним из главных достижений отрасли эксперты называют возрождение института дорожных фондов. Объем финансирования Федерального дорожного фонда в 2011 году составит, со слов руководителя Росавтодора Анатолия Чабунина, не менее 330 млрд рублей.
Порядка 254 млрд рублей поступит из федерального бюджета, а около 80 млрд рублей — за счет акцизов на топливо, использования имущества, входящего в состав федеральных автомобильных дорог общего пользования, передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода, сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и т. д.
Среди преимуществ дорожных фондов эксперты Росавтодора отмечают стабильность финансирования, увеличение объемов финансирования региональных дорог и переход неиспользованных остатков фонда на следующий год.
Эксперты напоминают, что у нашей страны уже есть опыт дорожных фондов, которые получали средства от налогов на горюче-смазочные материалы и транспортного налога. «Насколько эффективно будут расходоваться средства теперь, станет ясно после того, как фонды будут созданы и отработают минимум год, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Возможность эффективно расходовать средства дорожных фондов и использовать их по назначению есть, надо лишь организовать нормальный контроль расходования средств фонда».