В России может кардинально измениться принцип проведения торгов при заключении контрактов на строительство дорог. Если сейчас конкурс выигрывает компания, предложившая наиболее низкую цену, то впредь тендер будут отдавать по критерию «качества». Однако это не решит проблемы коррупции и плохих дорог.


В России может кардинально измениться принцип проведения торгов при заключении контрактов на строительство дорог. Если сейчас конкурс выигрывает компания, предложившая наиболее низкую цену, то впредь тендер будут отдавать по критерию «качества». Однако это не решит проблемы коррупции и плохих дорог.

Депутаты Госдумы намерены обратиться в правительство с предложением изменить систему проведения тендеров на строительство и реконструкцию дорог. В частности, парламентарии вместе с представителями бизнеса говорят, что необходимо увеличить значимость критерия «качества» и понизить значение «цены контракта» при заключении контрактов с дорожниками.

Так, в конкурсной документации появится норма о применяемых материалах. При этом цена такого контракта будет определяться с учетом «долгосрочных расходов на эксплуатацию автомобильных дорог». Так говорится в официальных рекомендациях правительству, подписанных главой комитета по транспорту единороссом Сергеем Шишкаревым. В Госдуме считают, что это позволит внедрять инновационные технологии в строительство, которые стоят недешево.

Сейчас основной критерий выбора подрядчика при проведении конкурсов на строительство и ремонт дорог составляет цена. Фирма, которая попросит за выполнение работ наименьшую сумму, выигрывает тендер.

Из-за этого контракты стали получать мелкие подрядчики, которые демпинговали на аукционах, а затем не соблюдали условия договора и строили дороги низкого качества. Кроме того, на рынок стали проникать фирмы-однодневки, которые, выиграв конкурс благодаря низкой цене, после строительства дорог на скорую руку разваливались и не выполняли гарантийные обязательства.

На негибкость законодательства при проведении тендеров неоднократно жаловались сами заказчики. «В итоге дорогу они расковыряют, бросят, а мы начинаем с ними судебное разбирательство. Потом контракт разрывается, назначается новый аукцион и это затягивается на годы. Дороги же тем временем остаются в непригодном состоянии», — рассказывали в ГУ «Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области»

Однако независимые специалисты в области госзаказа настаивают, что возможность демпинга позволяет в первую очередь самим заказчикам отдавать контракты собственным подрядчикам. «У госзаказчика есть свой поставщик, который для победы предлагает минимальную цену, — говорит эксперт в сфере госзакупок Иван Бегтин. — Также подрядчику надо еще откатить чиновнику, поэтому с оставшимися средствами сделать дорогу нормального качества уже невозможно. Чтобы закрыть контракт, подрядчик договаривается с заказчиком на то, чтобы закрыть его по бумагам и отбиться от проверяющих».

Так, на этой неделе в Краснодарском крае было возбуждено уголовное дело в отношении чиновника Росавтодора, который помог выиграть тендер в 1,5 млрд рублей на ремонт трассы М-29 «Кавказ» фирме, принадлежащей его родственнику.

Впрочем, изменения процедуры проведения аукционов от договорных тендеров не избавит. В конкурсной документации чиновники смогут подробно прописывать, какие материалы необходимо использовать при строительстве. Так сейчас детально описывается техзадание при закупке автомобилей под конкретную модель.

Как стало известно, предложение изменить законодательство, чтобы подрядчика выбирали по критерию качества, и в строительстве дорог можно было активнее применять инновационные технологии, лоббирует компания ООО «Сибур», входящая в крупнейший нефтехимический холдинг в России и Восточной Европе ЗАО «Сибур Холдинг». Представитель «Сибура», выступая в Госдуме, предложил строить дороги по инновационным технологиям с использованием модифицированных полимерных вяжущих битумов с добавлением СБС-полимеров, изготовлением которых занимается компания.

Однако никакие инновационные материалы не избавят Россию от дорог низкого качества.

Дорога в Сколково также строилась по самым современным технологиям, о чем заказчик — ГУ управление дорожного хозяйства Московской области — сообщал на своем сайте. 5,4 км трассы построили за 5,75 млрд рублей. Многочисленные проверки нарушений не выявили. Однако менее чем через год дорога покрылась трещинами и уже требует серьезного ремонта.

Эксперты в области госзакупок уверены, что проблема плохих дорог не в конкурсной процедуре, а в отсутствии прозрачности процесса строительства. Только жесткий контроль со стороны надзорных ведомств, со стороны общества и СМИ может как-то изменить ситуацию.

«Должна полностью раскрываться информация о субконтрактах, проводиться мониторинг строительства, а информация полностью публиковаться на сайтах подрядчиков; также необходимо установить круглосуточную видеотрансляцию строительства», — настаивает Бегтин, пишет Газета.Ру.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789