Всемирный банк представил доклад об экономике РФ, большой раздел в нем посвящен дорогам. Эксперты ВБ назвали российские трассы самыми дорогими. Глава Росавтодора Анатолий Чабунин назвал сделанные сравнения некорректными, так как анализ проводили финансисты московского представительства ВБ, далекие от специфики российской статистики.
Время чтения: ~
Во всем виновата статистика
Всемирный банк представил доклад об экономике РФ, большой раздел в нем посвящен дорогам. Эксперты ВБ назвали российские трассы самыми дорогими. Глава Росавтодора Анатолий Чабунин назвал сделанные сравнения некорректными, так как анализ проводили финансисты московского представительства ВБ, далекие от специфики российской статистики.
«Из 50 тысяч км федеральных автомобильных дорог менее трети подходят под нормативные требования. Более половины им не соответствуют по ровности и прочности покрытия...», — сказано в докладе Всемирного банка.
Из-за плохого покрытия расходы на перевозку грузов возрастают в 3 раза (увеличиваются потери моторного топлива, расходы на ремонт из-за ускоренного износа автомобилей, удлиняется период доставки грузов), «что обуславливает рост цен на перевозимые товары».
Кроме того, эксперты ВБ назвали российские трассы самыми дорогими. Это связано с «отсутствием конкуренции в дорожной индустрии, утечкой средств и коррупцией». В докладе эксперты сравнили стоимость содержания дорог у нас и в Финляндии: в 2007 году 1 км дорог обходился нашему соседу в 3-5 раз дешевле, чем в РФ.
Нельзя не прислушаться к специалистам со стороны, тем более после столь шокирующих цифр. Сотрудники Федерального дорожного агентства (Росавтодор) стали изучать, что привело к вышеозначенным выводам. И обнаружилось, что анализ проводили финансисты московского представительства ВБ, далекие от специфики российской статистики. А данные они брали исключительно из открытых источников. Но ведь аналитику для них составляют в расчете на массового читателя: в ней, как правило, не детализируют, что за той или иной цифрой.
Глава Росавтодора Анатолий Чабунин назвал сделанные сравнения некорректными. Данные по Финляндии взяты средние — по всей дорожной сети, включающей и федеральные, и региональные, и сельские дороги, а также паромные переправы. Цифры же по РФ — только те, что касаются федеральных трасс, а они самые затратные и в строительстве, и в содержании. Если же подсчитывать среднюю стоимость обслуживания российских дорог всех категорий, то она упадет до «финского» уровня.
А то, что очень мало тратим на уход за дорожным хозяйством, правда: дорожная отрасль России финансируется менее чем на половину от того, что требуют нормативы. Однако большие суммы бюджет выделить не в состоянии.
Раз специалисты упомянули о заоблачной дороговизне дорог, значит, подтвердили существование в стране «асфальтовой» мафии. Эта «жареная» тема регулярно всплывает и муссируется. Настолько часто, что Анатолий Чабунин устал отвечать на связанные с ней вопросы. А сравнительно недавно некое иностранное, опять-таки, издание плеснуло в костер бензинчика — выложило свои расчеты. Мол, строители автодорог в регионе олимпийского Сочи запросили такие суммы, что на эти деньги можно не только укатать в асфальт все побережье, но и намазать его толстым-толстым слоем арахисового масла.
Глава Росавтодора объяснил, что «журналисты-дилетанты пошли в лобовую: сравнили взятую из статистики стоимость 1 км дороги у себя на родине и в России. Но эти стоимостные показатели у нас и у них подсчитываются по-разному. В большинстве стран это цена материалов, работ — и все. У нас же сюда входит стоимость пробивки тоннелей (тем более, если речь идет о горной местности Сочи), очень затратная вещь — перекладывание коммуникаций (демонтаж старых, земляные работы, покупка новых материалов, трассового оборудования, их монтаж, наладка). Нередко, если по-другому невозможно, приходится переселять людей из жилищ (из-за чего следуют компенсационные выплаты или строительство жилья в новых местах, оплата имущественных и неимущественных потерь)».
«Когда приходится связываться с организациями, затраты еще выше, — продолжает Чабунин. — По действующим в стране законам и подзаконным актам, они вправе выдвигать чуть не любые требования, а дорожники, хотя и пытаются их оспаривать в арбитражных судах, вынуждены соглашаться. Например, владельцы теплотрасс могут вписать в техусловия требование установить вместо проржавевших труб и запорных устройств трубы чуть не из нержавейки, а запоры с самой совершенной автоматикой и электронным регулированием. На практике так случается довольно часто. В итоге дорога, действительно, становится если не золотой, то «намазанной арахисовым маслом», пишет «За рулем».