Дорожные фонды, которые планируется возродить, в 2001 году были расформированы за коррупционность. В докладе Счетной палаты сообщается, что только в 2000 году чиновники разворовали не менее 1,5 млрд рублей из фондов, а количество ДТП из-за разбитых дорог возросло на 85%.

Деньги из дорожных фондов шли мимо дорог

Дорожные фонды, которые планируется возродить, в 2001 году были расформированы за коррупционность. В докладе Счетной палаты сообщается, что только в 2000 году чиновники разворовали не менее 1,5 млрд рублей из фондов, а количество ДТП из-за разбитых дорог возросло на 85%.

Кабинет министров внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, регламентирующий возобновление института дорожных фондов, которые будут аккумулировать средства на строительство и ремонт дорог.

Институт дорожных фондов был создан в России еще в 1991 году, однако спустя десять лет власти ликвидировали его. Последнюю проверку формирования и использования средств Федерального дорожного фонда, который находился в ведении Российского дорожного агентства (Росавтодор), провела в 2001 году Счетная палата.

В ходе проверки Счетная палата выявила многочисленные факты нарушений законодательства, нецелевого, неэффективного и непропорционального расходования средств, а также нарушения при заключении контрактов.

Согласно официальным данным из отчета Росавтодора, остаток средств дорожного фонда по состоянию на 1 января 2000 года составлял 372,43 млн рублей, говорится в докладе Счетной палаты. В эту сумму была включена дебиторская задолженность организаций перед ведомством в сумме 235,13 млн рублей, которая в итоге была просто списана, потому что истек срок исковой давности, а также часть задолженности была признана нереальной для взыскания. Таким образом, остаток уже составлял всего 137 млн рублей. «Эти долги остаются дырой в бюджете и в подобных ситуациях они гасятся за счет бюджетных средств», — комментирует ситуацию глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Ряд соглашений дорожники заключали в обход Министерства по налогам и сборам (МНС).

«В нарушение утвержденного порядка соглашения подписывались Росавтодором без подписания МНС России, — говорится в докладе Счетной палаты. — Без согласования с территориальными органами МНС России заключены соглашения на общую сумму 200 млн рублей».

Вместе с тем Росавтодор финансировал бюджетные назначения с отклонениями от утвержденных показателей, сообщает аудитор Счетной палаты, проводивший проверку. Без документов, подтверждающих факты чрезвычайных ситуаций (сведения о причиненном дорожному объекту ущербе, справки Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и т. д.), Росавтодор выделил деньги в размере 66,56 млн рублей.

В отчете отражены многочисленные нарушения, совершенные муниципальными органами власти. Зачастую отчеты о выполнении объемов дорожных работ за счет средств федерального фонда субъектами федерации в Росавтодор просто не предоставлялись. Сам Росавтодор финансировал бюджетные назначения с существенными отклонениями от утвержденных показателей. Так, на субвенции, субсидии и дотации субъектам на развитие, содержание и ремонт дорог общего пользования в 2000 году Росавтодор недофинансировал затраты на сумму 1913,65 млн рублей. Кроме того, в нарушение статьи 81 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» Росавтодор не приостанавливал перечисления средств федерального фонда субъектам, допустившим нецелевое использование средств территориальных дорожных фондов.

Превышались расходы из средств дорожных фондов на содержание аппарата Росавтодора. «Общее финансирование расходов составило 86,74 млн рублей, в том числе фонд оплаты труда профинансирован в сумме 23,65 млн рублей, что превышает утвержденные Минфином России бюджетные назначения на сумму 9,65 млн рублей, или на 68,9 процента», — говорится в отчете.

Еще одной загадкой в отчете остается неоплаченная в 2000 году Росавтодором продукция, поставленная дорожным организациям, на сумму 374,9 млн рублей. Эта задолженность даже не отражена в бухгалтерском учете за 2000 год, пишет Газета.Ру.

Тем временем расходы по содержанию и ремонту действующей сети федеральных дорог в 2000 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 72,5%. За этот же период число ДТП из-за разбитых дорог увеличилось практически вдвое — на 85%.

Как подсчитал Национальный антикоррупционный комитет, всего за этот год из фонда было украдено не менее 1,5 млрд рублей. «Неэффективное и нецелевое использование — это стандартная формулировка Счетной палаты, потому что она не может давать правовую оценку, — говорит Кирилл Кабанов. — По факту выявленных нарушений Счетная палата отправляет материалы в правоохранительные органы, которые уже решают, почему исчезли деньги».

Однако ни одного уголовного дела возбуждено не было. В этом же году глава Счетной палаты Сергей Степашин сетовал, что «результаты наших аналитических усилий, похоже, мало кого интересуют».

В законопроекте правительства, которым предлагается воссоздать институт дорожных фондов, о контроле за расходованием средств на строительство и ремонт дорог речи не идет, пишет «Газета.Ру».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789