199034 +7(812)2450568

Обременение транспортной стратегии

Министерство транспорта РФ опубликовало новую редакцию Транспортной стратегии России до 2030 года. Первый раздел документа посвящен оценке состояния и комплексным проблемам развития транспортного комплекса. Министерство делает печальные выводы: необходимо срочно модернизировать систему. В противном случае экономическая безопасность государства окажется под угрозой.


Проект Транспортной стратегии до 2030 года впервые был опубликован в сентябре 2008 года. В документе сообщалось, что транспортный комплекс России нуждается в модернизации, и его развитие напрямую сопряжено с экономическим и социальным благополучием страны. Он также включал цели и задачи на долгосрочную перспективу. Редакция 2013 года отличается конкретикой. Документ начинается с оценки состояния транспортного комплекса. Описание проблем заняло полтора десятка листов, после прочтения которых, становится жутковато. Суть первой части хорошо отражена в следующем: «существенные ограничения роста экономики», «недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и транспортной системы России в целом», «снижение экономической безопасности страны».

От степени развития транспортной инфраструктуры напрямую зависит экономика государства. Дороги, соединяя все регионы страны, обеспечивают ее целостность. Выходя за границы государства, магистрали способствуют развитию международных внешнеэкономических связей и способствуют интеграции в глобальную экономическую систему. От качества коммуникаций напрямую зависит уровень социально-экономического развития, конкурентоспособность на внешних рынках. У России, благодаря выгодному географическому положению, есть возможность зарабатывать на транзите грузов. Но пока государство несет миллиардные убытки из-за неудовлетворительного состояния транспортных коммуникаций. 



Стоимость продукта включает транспортные издержки. По сравнению с развитыми странами в России они значительно выше. Цены на пассажироперевозки значительно снижают мобильность населения, а для людей с небольшими доходами поездки остаются просто недоступными. Это также отрицательно влияет на экономические показатели. Негативный отпечаток на экономике оставляет и низкая скорость передвижения по стране. Важную роль играют экологичность и безопасность транспортной системы. От качества и степени развития дорог зависит обороноспособность страны, обусловленная ростом требований к мобильности вооруженных сил. 

Начало модернизации

Транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. Нормальное развитие страны невозможно без соответствующей модернизации транспортной сферы. Начало двухтысячных годов было тяжелым периодом для отрасли. Упразднение дорожных фондов способствовало резкому снижению финансирования дорожного хозяйства. В большинстве случаев выделенных средств хватало лишь на поддержание состояния полотна. О капитальном ремонте или реконструкции в масштабах страны не было и речи. Однако именно в это время был запущен процесс модернизации. Он проходил медленно, в недостаточном объеме, но это позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.


С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России на 2002 – 2010 годы". В том числе, выполнялся комплекс работ по подготовке к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года в Сочи, продолжалась реализация подпрограммы «Развитие города Владивосток как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе». Затем стартовала ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы".


За эти годы было построено и реконструировано 24 тысячи км автомобильных дорог федерального и регионального значения, отремонтировано – более 137 тысяч. Капитальный ремонт был проведен на 8,3 тыс. федеральных трасс. В полном объеме введена в эксплуатацию автодорога Р-297 «Амур» (Чита – Хабаровск). Велась работа по развитию автомобильных дорог федерального значения, включая строительство обходов населенных пунктов и новых участков. Федеральный бюджет субсидировал региональные проекты по строительству автомобильных дорог.


Но этого было явно недостаточно. Отрасль практически на протяжении десяти лет находилась в состоянии хронического недофинансирования. Фактические расходы по федеральной программе модернизации транспортной системы за 8 лет составили всего 4,5 трлн рублей. В их числе федеральных средств порядка 33% – 1,5 трлн рублей. В 2010 – 2011 годах на финансирование программы "Развитие транспортной системы России» было потрачено 492,3 млрд рублей. На сегодняшний день из-за хронического недофинансирования лишь 38,7% всех федеральных дорог соответствуют нормативам.


Чтобы изменить ситуацию и приступить к эффективному созданию автомагистралей нового поколения, в 2009 году была создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». По состоянию на 1 января 2012 года, в доверительном управлении Госкомпании находилось 2 601,7 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Главной целью «Автодора» было привлечение в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников и применение инноваций в отрасли. В декабре 2011 года был заключен договор на строительство, содержание, текущий и капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 258 - км 334 (обход Вышнего Волочка) с использованием механизмов контракта жизненного цикла.


Реализация крупных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства началась с 2008 года. В этих проектах также были задействованы средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Среди них реализация транспортных составляющих проектов комплексного развития Нижнего Приангарья, Южной Якутии, города Новомосковска, проектов по развитию транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов на юго-востоке Забайкальского края, первого участке скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург, нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск.


Но без активного продолжения и ускорения модернизации отрасли, государство понесет огромные убытки. Не только экономического характера.


Обременение временем


В начале 2012 года протяженность автомобильных дорог общего пользования в России составила 903 тысяч километров, из них 711 тысяч - с твердым покрытием. Вместе с тем Минтранс отмечает, что до сих пор не сформирована опорная сеть федеральных трасс, которая бы связывала все регионы России. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха, Магаданской области, Чукотском автономном округе. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.


Почти 15 млн человек каждую весну и осень во время распутицы остаются отрезанными от мира бездорожьем. А это 10% населения страны. 46,6 тысяч населенных пунктов (в 260 проживают свыше 1000 человек), не имеют связи с основной сетью дорогами с твердым покрытием. Федеральные трассы исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27 процентов протяженности сети. Местная сеть не развита, и автомобилям приходится выезжать на федеральные трассы. В это же время автомобилизация страны лишь ускоряется. За 10 лет автомобильный парк в России вырос в 1,7 раза, а протяженность автомобильных дорог лишь на 15%. При этом в нашей стране до сих пор нет скоростных автомагистралей, соединяющих регионы и города.


Причины такой стагнации не только в недостатке средств. Рынок дорожно-строительных материалов практически монополизирован. Коммерсанты диктуют цены, вне зависимости от себестоимости. В конечном итоге затраты на материалы в общей смете дорожных работ могут достигать 60%.


Инновации тоже пока не спасают. В первую очередь, это связано с устаревшей нормативной базой, на основании которой, согласно российскому законодательству, следует строить дороги. Это фактически исключает использование современных материалов и технологий, благодаря которым можно было бы достичь значительной экономии при строительстве и эксплуатации. Но даже новые технологии, принятые на вооружение, далеко не всегда попадают к дорожникам. Например, сохраняется проблема производства битумных материалов. Поставщики до сих пор ориентированы на их производство, как остаточных продуктов. Совершенствование нормативно-правовой базы, которая даст толчок к использованию инноваций, остается одним из приоритетных направлений работы.


Это не все проблемы, накопившиеся в дорожной отрасли. Транспортная инфраструктура хронически недоинвестирована и не обладает резервами «долговременной устойчивости». Чтобы исправить ситуацию в течение 20 лет, до 2030 года, в отрасль планируется привлечь до 106,4 трлн рублей. Разработчики Стратегии предполагают два варианта развития: консервативный (энерго-сырьевой) и инновационный. Несмотря на некоторые принципиальные различия в подходах, цель у них одна – за два десятилетия поднять транспортную систему России на новый качественный уровень.


Илья Безручко, "ДорИнфо"

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
пїЅ