Нередко от жителей двух столиц, да и городов за пределами кольцевых, можно услышать что-то вроде того, что «Чем дальше от Петербурга — тем хуже, ведь дорог, как известно, в России нет — есть только направления для танковых ударов, а цивилизация заканчивается сразу за выездными постами ДПС крупных городов».
Нередко от жителей двух столиц, да и городов за пределами кольцевых, можно услышать что-то вроде того, что «Чем дальше от Петербурга — тем хуже, ведь дорог, как известно, в России нет — есть только направления для танковых ударов, а цивилизация заканчивается сразу за выездными постами ДПС крупных городов». Не скажу, что сам когда-то так думал, я, все же, оптимист-романтик, но так всерьез полагают многие мои знакомые — люди городские, передвигающиеся по России только в страшных снах, а в реальности, не выбирающиеся дальше дачи или аэропорта Пулково для перелета в дальние страны. Путешествие по Мурманской трассе — реальный способ определить, имеет ли право на существование подобная точка зрения, есть ли смысл передавать из поколения в поколения устный фольклор про ужасные дороги, или все не так уж плохо?
Петербург — Петрозаводск: прогулка горожанина
(Р-21 (М-18) «Кола»)
На самом деле (могу, правда, пока ручаться за участок трассы от Петербурга до Петрозаводска) все действительно не так уж плохо, я бы даже сказал — хорошо, а местами отлично. Дорожное покрытие в большинстве своем ровное, разметка читается легко и, страшно сказать, обочины в большинстве случаев приведены в порядок. Кстати, чем дальше от города, тем порядка и опрятности больше, а в Карелии, по крайней мере от границы с Ленобластью и до Петрозаводска, показатели чистоты зашкаливают (по привычным меркам), что, вкупе с красотами местной природы, делает передвижение культурным, самодостаточным и созерцательным, для пассажира, конечно, процессом.
Колдовские ели, сказочные озера, просвечивающие то слева, то справа от трассы сквозь деревья — успевай замечать! Замечать приходится действительно успевать, поскольку покрытие трассы отличное - пять баллов (только в районе Назии участок с 58 по 80 км трассы сохранился на четверку), машина мчится быстро и сказочные первозданные виды быстро проносятся перед взором. Вот, видишь берег тихой речки, лодочка привязана и только начнешь размышлять о том, как хорошо было бы прожить вот тут всю жизнь на чудном бережку, рыбачить и … как уже речка осталась где-то позади и перед взором билибинское болото с мертвыми белыми стволами елей и чудится избушка бабы Яги…
Споткнуться о некачественную дорогу пришлось пока только в двух местах: на 227 км шоссе трехкилометровый участок у Лодейного Поля и отворот на Петрозаводск на 420 км - заставили выставить тем, кто их содержит по троечке. Выбоины, заплаты, разметка отсутствует. С 356 километра по 397 ведутся активные дорожные работы. Скорость и удобство езды на этом отрезке снижаются, но назвать ремонтные работы недостатком язык не поворачивается.
Немного о безопасности. Будьте готовы, трасса, особенно на карельском участке, довольно извилиста, а учитывая, что начиная с 73 км и далее на всем протяжении она двухполосная (по одной на каждое направление), то при наличии в противоположном потоке «спортсмена-обгонщика», вам обеспечены острые ощущения вида: «несется, гад, прямо в лоб». Разделители полос после тех же 73 км отсутствуют далее повсеместно. Я затруднился в выборе оценки для такого положения вещей. Просто потому, что любят острые ощущения в нашей стране многие и для кого-то это может показаться притягательным - глядеть в лицо судьбе, а точнее в лицо водителя фуры, несущейся на тебя и уходящей на свою полосу, в последний момент, завершив обгон. Поднимают настроения отбойники, заботливо установленные по всей трассе в поворотах и в низинах. Подводя к концу эту часть путевых заметок, я хотел бы порадовать любителей цивилизации и технического прогресса - заправок и кафе на трассе предостаточно. Примерно каждые 15-20 км, в дороге это изобилие стало для нас настолько привычным, что когда на одном из протяженных (с 254км по 383 км) отрезков кафе нам попались только дважды - у Мергеры и Коверы (269 и 305 км трассы соответственно), а заправок не оказалось практически совсем, мы были крайне удивлены.
Когда въезжали в Петрозаводск, невольно подумалось, что в сравнении с «Колой» дорожная инфраструктура этого замечательного города переживает не самые лучшие времена — заплатки, трещины, выбоины, разметка отсутствует, обочины поросли дикой бурьян-травой зелено-серого цвета. Набор качеств, от которых успели отвыкнуть, двигаясь по федеральной трассе. Сам город произвел приятное впечатление - уютные улочки, много зелени, невысокие домики. Но проблемы предыдущих двадцати лет, крепко ударившие по всей нашей стране, не обошли краем и этот милый городок. Уличная инфраструктура изношена, ямы на тротуарах, пошарпаные фасады домов. Газоны либо вытоптаны, либо заросли сорняками. Частный сектор, преимущественно, тоже носит признаки депрессии- покосившиеся некрашенные заборы, сделанные из чего попало, за ними грязноватые домики. Но ничего непоправимого мы не увидели, уверен, настанет время, отойдет народ от спячки, выйдут на большой субботник и всё поправят.
Тем более что деятельные и хозяйственные люди в городе есть. И пример тому небольшая уютная гостиница, в которой мы остановились. За небольшую плату получили чистенький двухместный номер с санузлом (туалет, душ), телевизором и беспроводным интернетом. На этаже небольшой буфет с кофе за 50 рублей. Девушки из персонала были милы и любезны, почувствовалось, что хозяева гостиницы люди неравнодушные, раз смогли так замечательно всё организовать.
Заселившись, имея еще силы на небольшую прогулку, решили поужинать в городе. Одиннадцать вечера понедельника - это время пустых улиц и замершей жизни в любом городе мира, Петрозаводск не исключение, но кафе для позднего ужина найти удалось - с музыкой и танцполом. Заплатили за ужин вполне сопоставимые с Питером деньги, никаких чудес вида : "даешь сто рублей за все, а тебе еще и сдачу отсчитывают", так что на дешевизну рассчитывать лучше не стоит.
Переночевали без происшествий и на следующее утро, легко позавтракав в вышеупомянутом гостиничном буфете, отправились в Мурманск.
Петрозаводск — Мурманск: в погоне за солнцем
(Р-21 (М-18) «Кола»)
Хочу сразу обратиться к тем, кто соберется ехать в Мурманск по нашим стопам. После 514 километра целых 200 километров (до столбика с цифрой 716) мы не заметили ни одной заправки, может, конечно, проглядели, но на всякий пожарный случай будьте готовы - все баки должны быть наполнены, а так же рекомендую заранее удовлетворить свои культурные потребности - кафе нам на этом участке попалось всего одно — в Медвежьегорском районе на 609 версте.
Покрытие дорожного полотна нас порадовало — до Олонги (837 км) выставили чистую пятёрку - разметка новенькая, ни трещинки, обочины чистые. После Олонги качество покрытие снижается до четверки, а на 867 километре исчезла разметка. Мы скептически решили, что всё , «сказки - быль» и дальше будет только хуже, но на 888 км обнаружились сотрудники дорожных служб, запахло свежей краской и на душе стало легче - разметке быть, просто нам не повезло успеть её оценить. Кстати, это красивое число «888 км» является также границей зоны активного ремонта трассы. До 1127 столбика мы насчитали шесть километровых отрезков с полностью демонтированным полотном, пылью и экскаваторами. Не знаю, зависит ли одно от другого, но в пределах тех же столбов (888-1127) трасса, даже на участках, где не ведется ремонт, имеет ярко выраженную ухабистость — на 100 км/ч подбрасывает — будь здоров!
Начиная с 1127 км и вплоть до Мурманска уже ничто нас не тревожило. Ехали ровно и быстро. Машин попадалось крайне мало и двухполосность трассы нисколько нас не ограничивала (кстати, видимо в этом и была причина, почему её запроектировали именно в таком виде).
Природа в этих местах, конечно, замечательная, но на части пути приходится долго ехать, имея справа и слева только плотные стены деревьев и после 100 километров езды в таком коридоре начинаешь впадать в транс и кроме дороги ни на что не глядишь. Но где-то после 490 километра начинается буйство северной природы. Бесчисленное количество озер проносится по сторонам, дорога всё чаще идет через ущелья в каменных породах, а подчас и озера и каменные образования предстают симбиозом - из ровной глади озера торчат каменные стены с каскадами кубических обломков у подножия, словно ступени огромной лестницы.
Тут надо сказать пару слов об уважении природы со стороны наших сограждан. Иногда создается неправильное ощущение, что это уважение отсутствует вовсе. Мне, как жителю Санкт-Петербурга, приходится постоянно видеть загаженные берега загородных водоемов, россыпи пластиковых бутылок, битого стекла повсеместно, уже привычно спотыкание во время прогулок об оставленные отдыхающими одноразовые мангалы. Но как удалось принести все это на Север - не пойму! Это же далеко и сложно - активно гадить в этих краях! В чудесных каменных ущельях, на скалах по сторонам дороги не оставлено почти ни одного живого места, все пестрит надписями типа "Киса и Ося были тут". Особенный привет хотелось бы передать некоему Грише из Одессы, который поставил своеобразный рекорд, отметившись почти на каждом каменном массиве.
Пересечение Полярного круга обозначено одноименным монументом. Повод остановиться и сфотографироваться. Порадовала чистота окружающей территории, сам монумент свежевыкрашен. По устоявшейся, не ясно с какой стати, традиции, деревья рядом с монументом увешаны повязанными ленточками. После краткого зрительного анализа , с радостью могу констатировать, что туалетную бумагу или полиэтиленовые пакеты никто повязать не догадался, хотя, например, в Крыму это постоянная практика в достопримечательных местах.
Вообще, езда по мурманской трассе на Север - это погоня за солнцем, на самом деле, едешь три часа, вроде на часах стало позднее, а солнце на небосклоне стало выше, после пересечения Полярного круга этот занимательный "феномен" наблюдается еще сильнее и в районе Мурманска упираешься в тот факт, что на часах два часа ночи, а солнце и не думает садиться - светит себе и не прячется не то что за горизонтом, а даже и за недалекими деревьями. Разумеется, о полярном дне я читал и слышал многократно, но всегда, честно говоря, невольно закрадывалась мысль: "а вдруг врут или приукрашивают". Так что лично смог во всем убедиться - действительно полярный день - это день. Благодаря такой особенности, комфорт путешествия не завист от дня или ночи ( в это время года) и в районе Мончегорска, где дорога идет то вниз, то вверх, в любое время суток (опять же, речь идет о лете) можно наблюдать величественные панорамы - горы Мончатундра, озеро Большая Имандра, Хибины вдалеке. Деревья в этих краях низенькие, сухонькие и обзору нисколько не вредят. Мончегорск знаменит и своим комбинатом, серые корпуса которого прекрасно видны с трассы на фоне циклопических терриконов. Прибавьте сюда еще каменистую почву, почти голую, малое количество людей и постапокалиптический сюжет готов.
В Мурманск добрались ровно в полночь, в темных очках и с опущенными солнцезащитными козырьками, поскольку солнце светило крайне ярко. На въезде в город кипит большая работа — строят современные развязки, модернизируют дорожное полотно. Сам город в это время суток очень даже людный, машин много и пару раз попали в подобие пробки. Инфраструктура города, приходится признать, весьма изношена. Можно под копирку брать все написанное про Петрозаводск, расхождений не будет - ямы, отсутствие разметки, разбитые тротуары. Архитектура тоже не порадовала. Панельные дома полярных проектов словно вышли из боя, не удивительно, климат тут суровый и стены домов, особенно обращенные к северу, такое ощущение, что посечены шрапнелью — ни краска, ни штукатурка не выдерживают холодных полярных ветров (наверное дело в них). Дома более старой постройки так вообще стоят в большинстве с осыпавшейся штукатуркой, демонстрируя дранку на местах обрушения и деревянные основания карнизных тяг. Тем не менее в Мурманске на лицо признаки кипящей деловой жизни. Большое количество автосалонов престижных марок, тут и там стоят современные торговые и бизнес-центры.
Переночевать мы остановились в мини-отеле, чем остались крайне довольны. Комфортный номер, бесплатные чай и кофе, радушие и вежливость персонала (опять можно копировать отзыв о посещении Петрозаводска, забегая вперед, хочу сказать, что за весь автопробег и в дальнейшем проблем с гостиницами у нас не было). На следующий день в планах у нас было посещение атомного ледокола "Ленин", ознакомительная поездка по Мурманску, а также поездка в Североморск - хотелось поглядеть на боевые корабли, на флагман ВМФ ТАКР " Адмирал Кузнецов". Правда, по поводу Североморска нас сразу же остудили - город режимный и без специального пропуска туда не пускают. Поэтому оставалось сконцентрироваться на первых двух пунктах программы, которые вполне удачно осуществили. Сфотографировались у ледокола, покатались по Мурманску, проехались через мост через Кольский залив и в районе поселка Мишуково, собираясь развернуться для возвращения в город, на противоположном берегу Кольского залива увидели ТАКР " Кузнецов", стоявший у причальной стенки завода " Севморпуть", неожиданно реализовав частично и третий пункт программы. Там же полюбовались и на флот атомных ледоколов "Росатома".
Намеченные цели были достигнуты и мы довольные отправились обратно в Петрозаводск - нас ждал Архангельск, а из Мурманска прямой дороги через Хибины и Белое море в этот замечательный город пока не проложили.
Петрозаводск – Архангельск: дорогой Ломоносова
(М-8 «Холмогоры» )
Второй раз выезжаем из Петрозаводска (только в данном случае в направлении Архангельска) и второй раз ставим тройку труду местных дорожников - те же ямы, ухабы, бурьян цвета вулканической пыли по обочинам. Разметка казенная отсутствует, но ее с успехом заменила вдавленная колея, да следы внезапного торможения на сложных участках, оставленные безымянными героям-первопроходцами. Глянув на карту, для оценки предстоящего маршрута, мы с удовольствием заметили, что вплоть до Вытегры дорога тянется вдоль Онежского озера, ну как же, живописные места, рыбачьи лодки! На поверку же львиная доля пути прошла в плотном коридоре из деревьев, которые, не в пример заполярным, растут в этих местах довольно высокими, а учитывая, что начиная с 90 км пути началась разбитая тракторами гравийная дорога, то и вовсе вплоть до 117 км единственным приятным занятием для взора было разглядывание знаков «осторожно, дикие животные» (с изображением прыгающего оленя), которые выставлены через каждые два-три километра. Надо сказать, что после Шокшы, а это 56 км от Петрозаводска, вплоть до 160 км хорошей дороги нами обнаружено не было - асфальт, заботливо присыпанный песком - это лучшее, что смогли предложить местные дорожники, за что им, конечно, спасибо, потому что без песка пришлось бы совсем туго, а так даже удавалось достичь крейсерской скорости в 60 км/ч, правда с осторожностью, частенько попадались отрезки, где трасса закручивается на манер пропеллера (в горизонтальной плоскости), а это никаким песком не устранить, и на 60 км/ч машина по такой дороге скачет как мячик от обочины до обочины. Хочу отметить, что своими глазами видели в районе Мегры рабочих, постригающих траву вдоль дороги. И дальше они попадались нам на глаза не раз. Порадовало, честно скажу!
Из радостного также стоит отметить, что на 117 км наконец-то мы увидели Онежское озеро, а так же стали попадаться то слева, то справа деревянные церквушки, жизнь закипела, пошли, одна сменяя другую, деревеньки (весьма опрятные), проехали замечательный населенный пункт Ошта, который с точки зрения культуры быта его жителей можно поставить в назидательный пример другим. А как же! Обочины убраны, заборчики аккуратные стоят, домики чистенькие, а посреди поселка на почетном месте, сверкающее свежей краской, здание с надписью скромной, но сильной :«Книги»!. И вроде не видно каких-то диких миллионов, вложенных в благоустройство - все как везде, но ухоженное. Чувствуется, что жители не проходят мимо лежащего сора, покосившиеся заборы вовремя поправляют и не жалеют двухсот рублей в год на банку краски, чтобы подкрасить свой забор.
Но важнейшей достопримечательностью тех мест является, без сомнения, паромная переправа через реку Свирь в селе Вознесенье. Стоит это удовольствие 170 рублей (за машину) и длится, вместе с очередью на погрузку, минут 10-15. Перемещаются на пароме автомобилисты и пешеходы, поэтому перекинуться парой слов, при желании, будет с кем, учитывая, что местные жители доброжелательны. Идиллия старинного уклада в чистом виде, будто кадры из фильма " Любовь и голуби", только герои самые что ни на есть настоящие. Юные парень с девчонкой, оба симпатичные, поначалу стесняются, когда я прошу разрешение их сфотографировать, но потом великодушно соглашаются выполнить просьбу чужака. Сидевшие рядом бабушка с внучкой тоже позволили их сфотографировать, бабушка очень забавно сокрушалась, что я напрасно уделил внимание её персоне. По бортам же мирно текла, со скоростью парома, тихая жизнь у спокойной реки - вдоль воды лодочные сарайчики, пришвартованные катерки и чуть глубже по берегам аккуратные дервенские домики. По сходу с парома висит реклама какого-то местного кафе, но мы искать его не стали, перекусив в местном магазинчике, прямо у пристани, котлетами за 40 рублей штука…
За Мегрой, на 160 км пути, среди бескрайних полей нами был зарегистрирован факт наличия в этих местах хорошей дороги. Целых девять километров счастья! Даже разметка, от которой мы в принципе отвыкли, выехав из Петрозаводска, была в порядке, девять километров счастья закончились, правда, жуткой дрянью на целых два километра - ямы , песчаная пыль, а потом перешла в стандартную для той местности троечку - асфальт, песок и так до Вытегры
Вытегра - довольно крупный населенный пункт, тут даже есть полноценная городская улица с тротуарами и каменными домами. Само собой, кафе, заправка, а также радушие населения Вам тут обеспечены. Этим радушием мы и решили воспользоваться, отобедав в местном кафе. Вполне вкусно и недорого. И еще умилила простодушная хозяйственность владельцев заведения, решивших покрасить стены внутренних помещений, не прерывая обслуживание посетителей, поэтому обед прошел под аккомпанемент запаха эмали Пф-115.
Через Вытегру проходит Волго-балтийский водный путь. Любителям романтики речных шлюзов побывать здесь следует обязательно! К сожалению, наш график не позволял нам внимательно всё осмотреть, только мельком из окна машины могли убедиться, по тому, в каком порядке содержится околоводная инфраструктура, что шлюзовая система в надежных руках.
Могло показаться, что я по неряшливости забывал упоминать до сих пор заправки в своем повествованиии, но факт на лицо, первую заправку мы заметили именно в Вытегре ( на 230 км пути), возможно до этого, одурев от прыганья и тряски , в пыли здешних дорог мы просто проглядели несколько первокласных станций и нашим последователям будет чем нас упрекнуть.
От Вытегры до трассы М-8 ехать повезло с большим комфортом. Если до сих пор, от самого Петрозаводска, оценки колебались между двойками и тройками, лишь разок сверкнув пятеркой (те самые девять километров за Мегрой )и парой четверок ( у Шокши и Вытегры), то на этом большом отрезке оценки перешли на уровень колебания повыше - тройки-четверки. Возможно, это связано с тем, что количество населенных пунктов значительно возросло, а может и не связано, но факт на лицо - дороги стали лучше. За населенным пунктом под названием Девятины ( чудеснейшее место, мне даже на мгновение захотелось сойти с пробега и поселиться там навсегда) даже попался участок отличнейшей трассы на 5 баллов, правда всего на пару километров, затем твердая четверка вплоть до абсолютного непотребства (короткий участок в километр на двойку) в районе Якшино, после которого качество полотна снова вырастает до 4 и стабильно, прерываясь на участок ремонта в районе Митрофаново, идет до отворота на Хотино (370 км пути), выделяю этот отворот не потому, что хочу сказать, что после него качество снижается, нет, оно и дальше вполне стабильно - 4-3, просто на этом отвороте находится вторая заправка, увиденная нами. Дальше, кстати, их количество возрастало в почти геометрической прогрессии, посудите сами - всего через сто километров заправка в Новленском, потом через 30 км на отвороте к Щипино и через 20 км в окрестностях Семёнкова, а там уже Вологда и трасса М-8 «Холмогоры», где заправок большое количество на любой вкус.
В Архангельск рванули по вышеупомянутой трассе М-8 «Холмогоры», в Вологду заезжать не стали, оставив посещение этого славного города на обратный путь. Смогли, разве что, оценить современные развязки, кафе, уютные гостиничные комплексы, расположившиеся вдоль федеральной трассы вблизи Вологды. Очень приятно, что заправки имеются в широком ассортименте разных сетей, это полезно в том случае, когда есть дисконтная карта конкретной фирмы .
Указатели по трассе начинают свой отсчет от Москвы и в районе Вологды достигают отметки 470км, с нее, этой отметки, мы и начали свой путь. И в дальнейшем будем пользоваться отсчетом километров трассы, а не нашего пути.
Дорожное полотно не вызвало ни единого нарекания - 5, Отбойники везде, где требуется, столбики и указатели на своих местах, в общем, благолепие полное. По традиции отсутствуют разделители встречных полос, но это оправдано тем, что дорога двухполосная. Идиллия длилась до 582 км, где началась двадцатикилометровая зона ремонта, после которой, с 605 км, лоск с трассы несколько сошел - стали проглядывать трещины, заплатки, разметка стала напоминать древние фрески (с утратами и кракелюром), но на 680ом указателе мы снова въехали в зону ремонта, а это всегда вызывает прилив оптимизма и надежд, поскольку ясно, у дорог есть хозяин и все будет хорошо. Из ремонта выбрались на 715 км , своеобразным рубежом послужила речка и ремонтируемый мост через нее, это, кстати, замечательное явление, на которое хотелось бы обратить внимание- большая часть мостов, которые нам посчастливилось пересечь, находятся в состояниии ремонта, при чем, я имею в виду не тот ремонт, образца 90х годов, когда висит одноименная табличка на раскуроченной конструкции, полотно разобрано и поросло бурьяном, никого из работающих людей и так длится годами. Нет, сейчас всё по-другому. Работы кипят, организована очередность движения по действующей полосе, толковые указатели . Браво!
Кстати, очень понравилось, как убраны обочины вдоль трассы. Аккуратно и педантично - растительность выстрижена до кромки леса, даже сам лес подровняли так, чтобы получился правильный контур. Так убранные обочины мы нигде больше не встречали.
До 815 км дорога идет отличная, поставили пятерку - всё как надо и с разметкой, и с покрытием, а вот начиная с 815 км, в районе реки Керменьги, снова четверка - швы, заплаты, древняя живопись вместо разметки, плюс еще и на ответственном повороте, за мостом через указанную речку, отсутствует указатель и ограждение, хорошо, что мы были осторожны и соблюдали скоростной режим ( чего и всем желаем)! Заправки на этом отрезке пути попадались реже. В среднем каждые 50 километров. Отдельно стоящие кафе попадаются чаще, но ритм нашего пробега был таков, что перекусить или попить кофе мы себе позволяли только одновременно с заправкой машины, чего делать, кстати, не рекомендую, хот-дог - это максимум кулинарного разнообразия на большинстве заправок и такое горчично-кетчупное столование может не понравиться желудку. Один раз, правда, попалась заправка (одной известной нефтяной компании) с полноценной столовой и как следствие : котлетами, куриными ногами, жареной рыбой и пюре с компотом. На радостях даже забыли запомнить километр, на котором она находится.
Через реку Паденьга (835 км) мост опять в ремонте ( см. выше типовое описание ремонтов моста) и дорога по-прежнему на четверку. Пейзаж вдоль трассы до 940 километра однообразно-лесной. Леса, правда, красивые, но запастись хорошей музыкой либо интересным собеседником было бы не лишним, иначе есть опасность впасть в старый добрый дорожный транс. Кстати, в этих же краях встретили лося, пишу это для тех, кто считает, что предупреждающие знаки о диких животных носят лишь декоративную функцию. В нашем случае он, лось, лишь стоял на обочине и с любопытством взирал на проезжающих, не предпринимая попыток идти на таран, но бывают случаи, по рассказам опытных, и более опасные, так что следует быть особо внимательными! Чтобы сфотографировать этого лося пришлось срочно останавливаться, от чего он испугался так, что пулей ломанулся через чащу, треща ветками и напоследок кинув на нас взор ( в таком виде и был сфотографирован).
После отметки 940 стены леса по сторонам дороги редеют, постепенно исчезая вовсе и начинаются живописные деревеньки которые тянутся вдоль трассы сплошной чередой на 30 километров. Населенный пункт "Березники" особенно поразил своей опрятностью. Надо сказать, что и трасса на этом участке отличная - пятерка до 1158 км, но дальше, при подъезде к Архангельску, несколько ухудшается - трещинки, да ямочки, но ехать вполне комфортно.
Холмогоры на редкость соответствуют своему названию - дорога идет лентой вверх вниз по горам, по холмам. Также родина великого русского ученого (надеюсь, все знают о ком идет речь) впечатлила техническим оснащением дорожного хозяйства - новенькие ограждения тротуара, табло замера скорости, а над стелой, с декоративным указателем названия этого населенного пункта, висит электронное табло с полезной туристической информацией. Архангельску, видимо, еще предстоит получить всё это, пока же на въезде в город кипит большая ремонтно-строительная работа - горы песка и целые парки дорожной техники. И это здорово, поскольку замечательный город заслужил обновление. Изношенный асфальт, неухоженные обочины, покосившиеся, облезлые фасады домов, разбитые тротуары - так часто выглядят наши малые города и именно в таком виде предстает нынешний Архангельск.
На ночлег мы остановились в доме отдыха в 10 километрах от самого города. Место очень колоритное - аккуратные лужайки, срубы-коттеджи с уютными современными номерами. Дом отдыха стоит на высоком берегу Северной Двины, с которого открывается прекрасный панорамный вид на дельту реки с зелеными островками, протоками и заводями. Завтрак входил в стоимость проживания, но был ограничен строго по времени с 6 до 10 часов утра, а поскольку заселились мы часа в четыре, то никакая сила раньше 12 поднять нас не могла. Так что завтракать пришлось в городе, посещение достопримечательностей которого входило в наши планы.
Улицы Архангельска болеют старой, к сожалению, распространенной болезнью, название которой - неблагоустроенность. Злорадствовать не хочется, глумливо описывая все недостатки, просто скажу, что такой легендарный город достоин большего к себе внимания.
На одной из центральных улиц впечатлились примером модернизации старых деревянных домов - их просто зашивают пластиковым сайдингом от фундамента и до фронтона, получается недорого и вполне аккуратно. У нас в Петербурге по такому же принципу модернизируют двери в подъездах старых домах - снимают старую ветхую филенчатую и на ее место крепят глухую металлическую крашенную. И тоже получается недорого, аккуратно, но безнадежно некрасиво.
Главная набережная очень понравилась. Во-первых, это одно из немногих мест в городе, которое поддерживается в порядке. Во-вторых, впечатлили широта и простор, Двина здесь разливается так широко, что противоположный берег видится тонкой полоской на горизонте. Вдоль набережной расположены современные кафе, дебаркадеры с мини-гостиницами. Тут же и две важные достопримечательности Архангельска - Памятник Петру Первому (его изображение мы можем наблюдать, на пятисотрублевой купюре) и шхуна "Запад", вернее, то немногое, потрепанное, что от нее осталось (заглянув в Википедию, можно почитать историю хозяйственно-муниципальных злоключениях этого корабля). Если Петр Первый стоит как ни в чем не бывало - памятник отреставрирован и территория вокруг него тщательно ухожена, то пространство вокруг шхуны огорожено уродливым и неприступным забором, гуляющие по набережной вынуждены обходить его через прибрежный сквер, от чего трава сквера безнадежно вытоптана.
На осмотр других примечательных мест времени уже не оставалось, надо было двигаться в обратный путь - в Вологду. Уже из машины, на ходу, смотрели на здание Речного вокзала Архангельска (пятисотрублевая купюра так же хранит и его изображение), на ходу же глянули на танк "Марк" - памятник интервенции, установленный на одной из улиц города в стеклянной защитной "скорлупе". И покружив немного по городу, постояв пару раз в небольших пробках, проехав по замечательному фермному мосту через Северную Двину, выбрались, наконец, обратно на федеральную трассу М-8.
Вологда – Санкт-Петербург: путь домой
(А-114 Вологда – «Новая Ладога»)
Переночевав в уютной гостинице в деревушке Фофанцево, расположенной в ближайших окрестностях Вологды, перед отправлением в дальний путь по трассе А-114, решили сделать кружок по самому городу. Двадцатиминутная поездка по городским улицам не может служить материалом для всестороннего понимания проблем и достижений такого серьезного населенного пункта, но, тем не менее, мы смогли оценить опрятность улиц, симпатичные старинные домики в удовлетворительном состоянии, полюбовались издалека на кремль. Надо сказать, что впечатление о местности (особенно это касается городского хозяйства) может кардинально зависеть от погоды. Муниципальный катаклизм под свинцовыми тучами и моросящим дождем производит гораздо более угнетающее впечатление, чем в лучах солнца. В Вологду же можно ехать смело и в пасмурную погоду (как это случилось с нами), город и в таком виде весьма приятен. Пожалуй, из всех посещенных нами городов, Вологда оказалась самым благоустроенным.
Выехали на М-8 , минуя замечательную развязку, упомянутую выше. Благодаря толково расставленным указателям (навигатор, правда, тоже не дремал) довольно быстро нашли дорогу А-114 и, прочно вцепившись в нее всеми четырьмя колесами, начали свой путь с километрового указателя номер один.
Первые 79 километров ехали вообще без каких-то сложностей — полотно новое, ровное. Разметка, отбойники - все на своих местах. Потом около двух километров тянулась зона ремонта - видимо что-то масштабное затеяли, видели песчаные насыпи, кучу техники. Скорее всего, возводят двухуровневую развязку. Несмотря на некоторый дискомфорт передвижения, к недостаткам трассы это неудобство язык не поворачивается причислить. Ремонт - дело благородное! Тем более, что далее до 152 км опять образцово-показательная дорога. Поток довольно плотный, машин гораздо больше, чем на мурманской и на архангельской трассах. Надо сказать, что наши топливные компании отреагировали на такое положение вещей довольно адекватно - заправки расставлены через каждые 15-20 км. В районе населенного пункта Владимировка, Кудуйский район, целый джентельменский набор из мотеля, продуктового магазина, кафе, заправки и дежурящих сотрудников ГИБДД. Очень удобно остановиться тут и поправить все свои дела насколько возможно, даже успеть нарушить что-нибудь, поскольку на протяжении дальнейших ста километров, благодаря масштабнейшим ремонтным работам на трассе, такой замечательной возможности может не представиться. Ехать приходится медленно, а из-за того, что на многих отрезках организован поочередный пропуск в одну сторону, машин скапливается довольно много, и стоять периодически приходилось по 20-25 минут, пропуская встречных. В районе Леонтьево, 221 километр, еще один центр сосредоточения всех благ - кафе, заправка, СТО, но постояв перед этим как следует на пропуске встречных, надышавшись пыли и задержавшись при объезде дорожной техники остается лишь желание выбраться скорее на ровную трассу и наверстывать упущенное время, а не сидеть в кафе или столовой.
На 260 километре ремонт заканчивается, дорога становится прямой и быстрой, качество покрытия 4-5 (отрезками примерно по десять километров) и на въезде в Ленинградскую область (335 км трассы) ухудшается до тройки - ухабы, тещины, заплаты, заросшие обочины, даже как-то становится обидно за малую родину. Правда ненадолго, поскольку уже на 348 км положение существенно улучшается - твердая 5, разве что в районе отворота на легендарное Пикалёво пролезают тут и там трещины, да заплаты, но с 402 километра все опять нормализуется - опять пятерка со всеми вытекающими радостями - качественное полотно, ровная свежая разметка, чистые обочины - едешь и радуешься царящему порядку. Надо отметить, что как будто и люди стали культурней - такие привычные элементы русской природы, как валяющиеся пакеты, пластиковые бутылки и оставленные мангалы почти совсем не видны вдоль дорог. Разрушения и беспорядок присутствуют только в виде фона для созидания - в зонах ремонта, последняя из которых , кстати, нам встретилась на 462 км и тянулась на 30 км.
Уже продвигаясь по финальному отрезку трассы, смогли окончательно убедиться в большом количестве заправок - интервал в 20-30 км между ними стабильно выдерживается от начала и вплоть до 530 км, то есть выезда на мурманскую трассу. Станции иногда хоть и хиленькие, без магазинов и кафе, но в большом количестве есть.
Трасса проходит мимо таких известных городов, как Череповец и Тихвин. Мимо - это в самом прямом смысле слова - то есть увидеть достопримечательности или оценить инфраструктуру с дороги не получится, надо обязательно сворачивать. Разве что в районе Череповца, над лесом вдалеке, видны трубы с дымом рыжего цвета. Ну еще вспоминается неподалеку от Тихвина, у отворота на поселок Березники, установленный на постаменте самолет Миг-21( похоже на модификацию "бис") - может быть интересным для любителей авиации. Окружающая реальность трассы классическая - большую часть пути проносятся по сторонам плотные стены деревьев, иногда сменяясь полями. В наших широтах это, конечно, оправдано - деревья зимой не позволяют снегу и ветру мести сугробы на проезжей части. Плюс ко всему, любая дорога предназначена для того, чтобы кратчайшим путем добираться до пункта назначения и делать лишнюю петлю насыпи и асфальта, чтобы мы смогли полюбоваться на Рыбинское водохранилище или старинный монастырский комплекс никто, разумеется, не будет. Зато после окончания всех ремонтных работ мы получим замечательную, современную и быструю трассу.
Об опасности выхода диких животных на дорогу предупреждает наглядная агитация - постоянно вдоль дороги висят желтые таблички с силуэтом лося, видимо, проблема настолько конкретная и серьезная, что стандартный знак «дикие животные» посчитали недостаточным. Кроме того, на большом отрезке в районе Череповца, вдоль придорожных лесов установлены ограждения - столбы с проволокой и досками. Видимо в ночное время нужно глядеть в оба глаза, будьте осторожны!
На 530м километре мы замкнули круг нашего автопробега - выехали на уже знакомую Трассу "Кола". А через некоторое время вернулись в наш славный, героический город на Неве, не имея за всю шестидневную поездку по северным трассам ни поломок, ни аварий ( более того, ни разу не были даже свидетелями таковых), не попав в лапы дорожных бандитов, ни разу не столкнувшись с поборами и произволом представителей государственных органов.
Главный же итог автопробега это то, что мы, вопреки всем предрассудкам, в очередной раз убедились — хорошие дороги и Россия вещи вполне совместимые, убедились, что, вопреки домыслам, титаническая работа ведется ежедневно и плоды этой работы отчетливо видны уже сейчас и есть шанс, что дальше будет еще лучше.