Второй раз выезжаем из Петрозаводска (только в данном случае в направлении Вологды) и второй раз ставим тройку, оценивая труд местных дорожников.

Второй раз выезжаем из Петрозаводска (только в данном случае в направлении Вологды) и второй раз ставим тройку, оценивая труд местных дорожников - те же ямки, ухабы, бурьян цвета вулканической пыли по обочинам. Разметка отсутствует, но ее с успехом заменила вдавленная колея, да следы внезапного торможения на сложных участках, оставленные безымянными героями-первопроходцами.

Глянув на карту для оценки предстоящего маршрута, мы с удовольствием заметили, что вплоть до Вытегры дорога Р-19 тянется вдоль Онежского озера. Ну как же, живописные места, рыбачьи лодки! На поверку же львиная доля пути прошла в плотном коридоре из деревьев. Они здесь, не в пример заполярным, растут довольно высокими. А учитывая, что с 90-го км пути началась разбитая тракторами гравийная дорога, то вплоть до 117-го км единственным занятием для нас было разглядывание знаков «осторожно, дикие животные» (с изображением прыгающего оленя), которые выставлены через каждые два-три километра.

Надо сказать, что после Шокшы, а это 56 км от Петрозаводска, вплоть до 160-го км хорошей дороги нами обнаружено не было. Асфальт, заботливо присыпанный песком - это лучшее, что смогли предложить местные дорожники. За это им, конечно, спасибо, потому что без песка пришлось бы совсем туго, а так даже удавалось достичь крейсерской скорости в 60 км/ч, правда, с осторожностью. Частенько попадались отрезки, где трасса закручивается на манер пропеллера (в горизонтальной плоскости), а это никаким песком не устранить, и на 60 км/ч машина по такой дороге скачет как мячик от обочины до обочины.

Хочу отметить, что своими глазами видели в районе Мегры постригающих траву рабочих вдоль дороги. Порадовало, честно скажу! Из «радостного» могу также отметить, что на 117-м км наконец-то мы увидели Онежское озеро, а также стали попадаться то слева, то справа деревянные церквушки, жизнь «закипела»: пошли, одна сменяя другую, деревеньки (весьма опрятные). Проехали мы замечательный населенный пункт Ошта, который с точки зрения культуры быта его жителей можно поставить в назидательный пример другим. Обочины убраны, заборчики аккуратные стоят, домики чистенькие, а посреди поселка на почетном месте, сверкающее свежей краской, здание с надписью скромной, но сильной: «Книги». Важнейшей же достопримечательностью тех мест является, без сомнения, паромная переправа через Свирь в селе Вознесение. Стоит это удовольствие 150 рублей и длится, вместе с очередью на погрузку, минут 10-15. Перемещаются на пароме автомобилисты и пешеходы, поэтому перекинуться парой слов, при желании, будет с кем, учитывая, что местные жители очень доброжелательны. В ближайшем магазинчике, при сходе с парома, можно недурно перекусить котлетами за 40 рублей штука.

После Ошты трасса Р-19 переходит в дорогу Р-37. По ней, за Мегрой - на 160 км пути, среди бескрайних полей нами был зарегистрирован факт наличия в этих местах хорошей дороги. Целых девять километров счастья! Даже разметка, от которой мы в принципе отвыкли, выехав из Петрозаводска, была в порядке. Девять километров счастья закончились, правда, жуткой дрянью на целых два километра ям и песчаной пыли. Потом дорога перешла в стандартную для той местности троечку - асфальт, песок и так до Вытегры (город - рай для любителей шлюзового инженерного искусства. Еще бы! Легендарный Волгобалт проходит именно здесь!). Вытегра - довольно крупный населенный пункт. Само собой, кафе, заправка, а также радушие населения вам обеспечены.

Могло показаться, что я забывал упоминать до сих пор заправки в своем повествовании. Но факт налицо: первую заправку мы заметили именно в Вытегре (на 230 км пути). Возможно до этого, одурев от прыганья и тряски, в пыли здешних дорог мы просто проглядели несколько первоклассных АЗС, и нашим последователям будет, чем нас упрекнуть.

От Вытегры до трассы М-8 ехали с большим комфортом. Если до сих пор, от самого Петрозаводска, оценки колебались между двойками и тройками, лишь разок сверкнув пятеркой (те самые девять километров за Мегрой) и парой четверок (у Шокши и Вытегры), то на этом большом отрезке оценки перешли на уровень колебания повыше - тройки-четверки. Возможно, это связано с тем, что количество населенных пунктов значительно возросло, а может и не связано, но дороги стали лучше. За населенным пунктом под названием Девятины (чудеснейшее место, мне даже на мгновение захотелось сойти с пробега и поселиться там навсегда) попался участок отличнейшей трассы на 5 баллов, правда всего на пару километров. Затем твердая четверка вплоть до абсолютного непотребства (короткий участок в километр на двойку) в районе Якшино. После него качество полотна снова вырастает до четверки и стабильно, прерываясь на участок ремонта в районе Митрофаново, идет до отворота на Хотино (370 км). Выделяю этот отворот не потому, что хочу сказать, что после него качество снижается, нет, оно и дальше вполне стабильно - 4-3, просто на этом отвороте находится вторая заправка, увиденная нами. Дальше, кстати, их количество возрастало в почти геометрической прогрессии. Посудите сами - всего через сто километров заправка в Новленском, потом через 30 км на отвороте к Щипино и через 20 км в окрестностях Семёнкова, а там уже Вологда, где заправок большое количество на любой вкус.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789