Счетная палата России представила отчет о работе
Счетная палата России представила отчет о работе в 2024 году, в том числе о результатах аудита дорожной отрасли – реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», деятельности Ространснадзора, Федерального дорожного агентства и др. Портал «ДорИнфо» ознакомился с отчетом СП, подробнее – в нашем материале.
Палата отчиталась
Председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук во вступительном слове в отчете отметил, что Счетная палата играет важную роль в системе государственного управления, содействует социально-экономическому развитию страны и повышению качества принимаемых решений.
«Мы анализируем значительный объем данных, извлекая из них необходимую информацию, делаем акцент на системных проблемах, стремимся работать с причинами выявляемых нарушений и недостатков, а не с их последствиями. Сегодня важнейшим показателем для нас является экономический эффект, связанный с возвратом денежных средств в бюджеты всех уровней»
Так, экономический эффект от деятельности СП за 2024 год составил 148,9 млрд рублей, в том числе 95,9 млрд рублей возвращено в бюджет, что стало рекордом за всю 30-летнюю историю СП и почти в 10 раз превысило показатель 2022 года. По итогам всех мероприятий в прошлом году выявлено 4706 нарушений и недостатков в разных отраслях на сумму более 1,1 трлн рублей, из которых 0,8 трлн рублей – нарушения требований к бюджетному учету и отчетности.
Всего в минувшем году СП завершила 339 контрольных мероприятий по четырем направлениям – аудит формирования бюджетов и контроль за их исполнением (223 мероприятия), мероприятия в составе кросс-отраслевых и отраслевых комплексов (54), тематические мероприятия (59) и аудит международных организаций (3). Часть мероприятий выполнена по поручениям: например, по поручениям Президента России Владимира Путина Счетная палата завершила 23 мероприятия.
По итогам проведенных в 2024 году контрольных мероприятий Коллегией СП были приняты решения о направлении руководителям объектов аудита 228 представлений и 115 предписаний. В прошлом году инспекторами СП возбуждено 66 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых суды вынесли 73 постановления о назначении административных наказаний. Общая сумма наложенных штрафов составила 100,7 млн рублей.
За прошлый год в Счетную палату поступило более 2,9 тыс. обращений граждан, большая часть – в электронном виде. Граждане обращались с жалобами, просьбами, заявлениями, реже – с предложениями. Так, 98 обращений касались вопросов транспорта и дорожной отрасли.
Кроме того, в 2024 году подвели итоги реализации Стратегии развития Счетной палаты России до 2024 года и приняли новую – на период 2025-2030 годов. Новая Стратегия направлена на содействие решению поставленных Президентом РФ задач социально-экономического развития России, повышению эффективности формирования и использования государственных ресурсов и противодействию нарушениям при управлении этими ресурсами.
Аудит дорог и транспорта
В 2024 году работа Счетной палаты в части аудита транспортной отрасли была ориентирована на решение задач, которые определены Стратегией развития СП на 2018-2024 годы и основными направлениями деятельности на 2022-2024 годы. Ключевыми приоритетами в работе являлись проверка и анализ вопросов, непосредственно влияющих на устранение проблемных областей в транспортной и дорожной отраслях.
Так, проводились аудит формирования и контроля исполнения федерального бюджета в сфере транспорта, дорожного хозяйства, мониторинг и контроль реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, оценка качества формирования и реализации госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы», завершение отраслевого комплекса мероприятий «Аудит реализации мер государственной политики, направленных на развитие транспортной инфраструктуры», а также аудит реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Направление транспорт в отчете СП объединено с международным сотрудничеством. Всего в 2024 году по этим направлениям проведено 33 контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий на 109 объектах, начато проведение еще семи контрольных и трех экспертно-аналитических мероприятий. Общий объем нарушений и недостатков, выявленных по результатам мероприятий, превысил 259 млрд рублей. По итогам проверок 2024 года установлен ряд нарушений и недостатков при реализации госпрограмм РФ, национальных и федеральных проектов в предыдущие годы. Так, СП пришла к выводу, что не обеспечена в 2023 году в полной мере результативность программы «Развитие транспортной системы». Вместе с тем по итогам 2023 года в целом достигнуты плановые показатели нацпроекта БКД. Также аудиторы пришли к выводу, что по итогам 2023 года были достигнуты все результаты федеральных проектов, входящих в транспортную часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
«Вместе с тем сложившаяся практика корректировки плановых параметров НП КПМИ под фактически выполненные мероприятия не позволяет объективно оценивать прогресс в решении задач и достижении целей проектов»
В 2024 году в сфере транспорта проведено пять контрольных мероприятий, которые затрагивали в основном вопросы развития объектов инфраструктуры водного и ж/д транспорта. Вместе с тем был выполнен аудит деятельности Ространснадзора по обеспечению сохранности объектов транспортной инфраструктуры, транспортной безопасности и администрированию доходов федерального бюджета в 2021-2023 годах и истекшем периоде 2024 года.
«Проверка показала, что служба не в полном объеме внедрила в свою деятельность механизмы управления рисками и инструменты профилактики нарушений. Кроме того, в проверяемый период (2021-2024 годы) сотрудники Ространснадзора не всегда на должном уровне выполняли свои полномочия по администрированию доходов и привлечению правонарушителей к административной ответственности, что привело к неначислению соответствующих административных штрафов за нарушение правил пользования системой «Платон» и платными автодорогами на сумму 11,5 млрд рублей»
Также была установлена целесообразность совершенствования нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора. По итогам проверки направлены информационные письма в Правительство РФ и Ространснадзор, представление в Ространснадзор, а также обращение в Генеральную прокуратуру и материалы в ФСБ России.
Добавим, система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой более 12 тонн «Платон» работает в стране с ноября 2015 года. Согласно данным с сайта госсистемы, по состоянию на 15 февраля 2025 года, зарегистрировано более 1,922 млн транспортных средств: 75 % грузовиков принадлежат российским перевозчикам, 25 % - иностранным логистическим компаниям. За все время работы «Платона» в федеральный дорожный фонд поступило 319 млрд рублей. На эти средства отремонтировано 3,3 тыс. км автодорог и 130 мостов. С 1 февраля 2025 года тариф в системе проиндексирован и составляет 3,34 рубля за 1 км пути.
Также напомним, что штрафы за неоплату проезда по платным федеральным трассам в России ввели в конце 2020 года, отсутствие административного наказания до этого тормозило развитие безбарьерной системы взимания платы на автодорогах. Аналогичные санкции за неоплаченный проезд по платным региональным магистралям вводят и субъекты страны, среди примеров этого года – Подмосковье.
По проблематике дорожной отрасли в 2024 году проведено пять тематических контрольных мероприятий (в том числе одно – в качестве соисполнителя), нарушений выявлено на сумму более 9,68 млрд рублей. Среди нарушений – завышение объемов принятых и оплаченных работ, а также стоимости материалов, завышение начальных цен контрактов, приемка и оплата работ, не соответствующих условиям контракта и другие.
В отчете СП отмечается, что в сфере дорожного хозяйства одним из значимых мероприятий 2024 года стал аудит мер, принятых Росавтодором для сокращения объемов незавершенного строительства федеральных трасс за период 2017-2022 годов. Среди выявленных недостатков – проведение отбора объектов для строительства и реконструкции (в том числе для проектно-изыскательских работ) при отсутствии определенных оснований и критериев для выбора и их ранжирования по приоритетности финансирования; неосуществление в дальнейшем строительства по разработанной проектно-сметной документации и заморозка строительства; финансирование проектно-изыскательских работ без учета объемов бюджетных средств, предусмотренных на выполнение строительно-монтажных работ.
«Проверка показала, что, несмотря на принимаемые меры, в подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждениях (ФКУ) сохраняется проблема большого количества незавершенных объектов и значительного объема затрат на проектно-изыскательские работы (ПИР), результаты которых не востребованы»
По данным СП, на 1 сентября 2023 года за ФКУ числилось 374 объекта незавершенного строительства с объемом капитальных вложений 319,3 млрд рублей, а произведенные затраты на подготовку 1 062 проектов составили 15,9 млрд рублей.
«По мнению Счетной палаты, сложившаяся ситуация является следствием отсутствия в Росавтодоре установленного порядка планирования и отбора объектов строительства для дальнейшего включения в ФАИП (РОКС) и программы дорожных работ»
По данным Счетной палаты, по результатам рассмотрения рекомендаций СП Минтранс РФ принял решение о включении вновь начинаемых объектов строительства Росавтодора в программу дорожных работ строго в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем мероприятий по осуществлению дорожной деятельности. Кроме того, во всех подведомственных Росавтодору ФКУ проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства.
В пресс-службе Росавтодора порталу «ДорИнфо» 17 марта сообщили, что в подведомственных ФКУ числятся 993 объекта незавершенного строительства, образованного с 1980-х годов, в основном – это проектно-изыскательские работы (ПИР), по которым не проводилось строительство. Действующая редакция Пятилетнего плана дорожной деятельности, утвержденного Правительством РФ, предусматривает реализацию Росавтодором 244 объектов строительства, реконструкции и комплексного обустройства (проекты и стройка). На сегодня в стадии реализации находятся 142 объекта на общую сумму более 1,5 трлн рублей.
«Учитывая действующие объемы финансирования по реализуемым объектам, затраты на незавершенное строительство, появившееся более чем за 30 лет, составляют малую долю в общем финансировании. Наличие большого количества разработанной проектной документации, не обеспеченной средствами на строительно-монтажные работы (СМР), обусловлено ограниченностью финансирования, предусмотренного на капитальные вложения на автомобильных дорогах федерального значения, изменением целей и приоритетов программных документов, в рамках которых реализуются такие объекты»
С 2022 года вновь начинаемые объекты капстроительства Росавтодора включаются в программу работ строго в соответствии с Планами дорожной деятельности, утверждаемыми Правительством РФ (уже утверждены три редакции пятилетнего плана, на утверждении в Кабмине находится проект шестилетнего плана), обеспечиваются финансированием и на проектно-изыскательские, и на строительно-монтажные работы, поэтому исключается дальнейшее появление невостребованной проектной документации. На данный момент из реализуемых проектно-изыскательских работ только четыре не обеспечены финансированием на строительство (работы по ним были начаты еще до 2019 года), причем проект шестилетнего плана включает строительные работы по двум из них. А все начинаемые с 2024 года проектно-изыскательские работы, включенные в План дорожной деятельности на 2024-2028 годы, обеспечены финансированием на дальнейшее строительство.
В ведомстве отмечают, что с 2017 года сформирован и ведется Ведомственный план по снижению незавершенного строительства, который актуализировали в 2021 году в соответствии с решением Правительства РФ об утверждении механизма по списанию затрат на объекты незавершенного строительства. В скором времени план вновь актуализируют. Росавтодор уже приступил к активной работе по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в соответствии с данным планом, содержащим 993 объекта, основная часть из которых – это затраты на ПИР по строительству, по которым и целесообразно списание затрат. Ведется подготовка решений о списании затрат на незавершенное строительство. Также в федеральный реестр незавершенного строительства включаются объекты Росавтодора, по некоторым уже приняты управленческие решения и запланирована их реализация.
«С учетом поддержанных Правительством Российской Федерации механизмов по списанию незавершенного строительства и постоянной работы по их модернизации, а также комплексного финансирования проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства в рамках Планов дорожной деятельности Росавтодором ведется работа по снижению количества и объемов незавершенного строительства»
Большое внимание в 2024 году, как и в предыдущие периоды, уделялось проверкам расходов на развитие региональной дорожной сети в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«По итогам проверок неоднократно отмечалось, что отдельные регионы определяли фактические значения показателей приведения автодорог в нормативное состояние без учета их физического износа»
Так, например, согласно отчету СП, недостоверные сведения в части завышения показателя по приведению региональных дорог к нормативным требованиям были установлены в Забайкальском крае. В ряде субъектов страны отмечен существенный разрыв между состоянием дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
СП пришла к выводу, что показатели федеральных проектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году в целом достигнуты. Вместе с тем отдельными субъектами не были выполнены плановые значения показателей. Например, Республика Коми не достигла значения показателя увеличения доли региональных автодорог, находящихся в нормативном состоянии. Четыре субъекта не выполнили плановые показатели по приведению в нормативное состояние дорожной сети городских агломераций, а 34 региона не достигли показателей по снижению социального и транспортного рисков (аварийности). При этом в регионах на ряде участков дорог, ремонт которых выполнялся по БКД, не проводились работы по обеспечению безопасности участников дорожного движения.
По результатам проверки направлены соответствующие представления и информационные письма, исполнение которых находится на контроле СП. Федеральными органами власти обеспечивается устранение замечаний и реализация рекомендаций палаты.
Напомним, Президент РФ Владимир Путин дал поручения по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося в декабре 2024 года Так, Счетной палате поручено до 1 июня 2025 года проанализировать итоги реализации нацпроектов в 2019-2024 годах и по итогам направить в Правительство РФ рекомендации для планирования работы над новыми национальными проектами.
Добавим, нацпроект БКД реализовывался в России в 2019-2024 годах в 105 городских агломерациях в 84 субъектах страны. Среди целевых показателей – увеличение доли региональных дорог и дорог агломераций в нормативном состоянии (до 50 % и 85 % соответственно к концу 2024 года), снижение аварийности, повышение удовлетворенности качеством транспортного обслуживания населения, внедрение ИТС, расширение применения современных технологий, контрактов жизненного цикла и проч. Всего за шесть лет по БКД построили, реконструировали и отремонтировали более 160 тыс. км автодорог. С 2025 года началась реализация новых нацпроектов. Задачи по развитию дорожно-транспортной отрасли решаются в рамках проектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система». Национальными целями, поставленными Президентом РФ в мае 2024 года, и задачами нацпроекта предусмотрено доведение до нормативного состояния к концу 2030 года не менее 85 % федеральных трасс и опорной дорожной сети, а также 60 % региональных дорог.
В прошлом году СП также провела экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит реализации мер государственной политики, направленных на развитие транспортной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального, Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в 2021-2023 годах и истекшем периоде 2024 года (с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2022 и 2023 годах)».
«Результаты мероприятия показали, что значительной частью субъектов не обеспечивается достижение запланированных параметров региональных государственных программ развития транспорта в основном в части своевременности завершения дорожных работ»
Также выявлено, что отдельными субъектами России в 2021-2023 годах не были достигнуты плановые значения показателей национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», отсутствует комплексный подход к реализации проектов развития транспортной инфраструктуры северного завоза, что не способствует синхронизации мероприятий по приведению в нормативное состояние региональных и федеральных объектов.
Кроме того, согласно отчету СП, не обеспечена достоверность информации, представляемой владельцами автодорог регионального, межмуниципального и местного значения в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов в субъектах ЦФО, СЗФО, СФО, УФО и ДФО, что не соответствует требованиям, предъявляемым к государственным информационным системам.
СП сделала вывод, что методическая база, регламентирующая порядок отбора инвестиционных проектов по строительству или реконструкции инфраструктуры регионального уровня, нуждается в совершенствовании в целях синхронизации сроков и параметров региональных проектов с соответствующими параметрами взаимосвязанных федеральных проектов. По результатам мероприятия направлены соответствующие информационные письма в Правительство России.
Аудит других отраслей: дорожный аспект
Счетная палата в 2024 года провела аудит разных сфер жизни – здравоохранения, науки, культуры, инноваций, СМИ, природопользования и многих других. В некоторых из них таже подняты вопросы дорожного-транспортного хозяйства. В частности, по поручению главы государства выполнен аудит реализации госпрограмм по развитию сельских территорий.
«Результаты проверки подтвердили сохранение динамики оттока персонала и сокращения числа сельских поселений, а также выявили недостаточную обеспеченность сельских территорий дорогами и объектами социальной инфраструктуры»
Отметим, госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» в текущем ее виде реализуется в России с 2020 года. В рамках госпрограммы, в том числе, проводится строительство, реконструкция и ремонт автодорог в сельской местности, а также дорог к сельхозпредприятиям.
В октябре 2024 года Президент РФ провел совещание с членами Правительства РФ, в ходе которого обсудили реализацию данной программы. Тогда стало известно, что за пять лет инфраструктурные проекты охватили почти 12 тыс. населенных пунктов и 40 % сельского населения. К концу 2024 года было намечено создание и модернизация порядка 5 тыс. объектов социальной, жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры. В частности, в рамках направления «Современный облик сельских территорий» создано почти 2 тыс. км сельских автомобильных дорог. Объем финансирования программы из федерального бюджета за 2020-2024 годы составил 263 млрд рублей. Так, на дорожные мероприятия в 2024 году было направлено порядка 10,4 млрд рублей. По итогам прошлого года должны были ввести в эксплуатацию около 200 дорожных объектов общей протяженностью порядка 500 км.
Ранее сообщалось, что в 2025 году на все мероприятия госпрограммы из федерального бюджета направят 108 млрд рублей, в 2026-2027-м – еще 185 млрд рублей. На эти средства реализуют еще около 3 тыс. проектов в рамках направления «Современный облик сельских территорий». При этом с 2025 года госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» заработает в четырех новых регионах страны.
В 2024 году Счетная палата завершила «Аудит использования средств федерального бюджета, выделенных в 2021-2023 годах в рамках федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в том числе бюджетных инвестиций, предоставленных в виде взноса в уставный капитал акционерного общества «Корпорация Туризм.РФ», на реализацию инвестиционных проектов». Аудиторы СП установили, что общий объем финансирования федерального проекта в 2021-2023 годах из федерального бюджета составил 110,5 млрд рублей. При использовании средств госбюджета и иных ресурсов, направленных на создание туристической инфраструктуры, деятельность Ростуризма (упразднен), Минэкономразвития России, Минстроя России, отдельных субъектов страны, АО «Корпорация Туризм.РФ» оценивается как недостаточно результативная.
«Рядом регионов ежегодно не достигались плановые показатели технической готовности объектов обеспечивающей, инженерной и транспортной инфраструктуры туристских кластеров, что приводило к затягиванию сроков их строительства и ввода в эксплуатации»
Так, согласно отчету СП, на 1 января 2024 года не был обеспечен ввод в эксплуатацию 25 объектов инфраструктуры. Из шести запланированных к вводу в 2023 году объектов инженерной и транспортной инфраструктуры введены только два объекта.
По результатам проверки направлены: представления (Минэкономразвития России, министерству туризма Ярославской области, Корпорации), информационные письма (в Минстрой России, губернаторам Новгородской и Ярославской областей), обращение в Генпрокуратуру РФ, а также информационное письмо в Правительство РФ. В целях выполнения рекомендации Счетной палаты Минстроем России на основе оценки экономической целесообразности принято решение не осуществлять разработку новых мастер-планов туристских территорий. Корпорацией в рамках выполнения представления рассмотрены все выявленные нарушения и недостатки и принимаются меры по их устранению. Кроме того, Корпорацией в федеральный бюджеты возвращены неправомерно израсходованные 2,7 млн рублей.
Дорожную часть бюджета 2025 года скорректировали
В целях подготовки заключения на дорожно-транспортную часть проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» Счетная палата в прошлом году провела комплекс контрольных мероприятий в Минтрансе России, МИДе России, Ространснадзоре, Росавиации, Росавтодоре, Росжелдоре, Росморречфлоте, Россотрудничестве, Минфине России, Минэкономразвития России, Минстрое России и Управлении делами Президента РФ.
Проверки показали, что по отдельным направлениям запланированные проектом бюджета расходы не соответствуют нормативным затратам. Так, Росавтодору на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс было предусмотрено в 2025 году на 263,8 млрд рублей (или на 43,6 %) меньше нормативной потребности. Кроме того, объем бюджетных ассигнований Госкомпании «Автодор» на строительство и реконструкцию автодорог не соответствовал установленным программой деятельности ГК параметрам финансирования.
Также были установлены недостатки при формировании Реестра объектов капитального строительства (РОКС). Так, в проект РОКС включены объекты капстроительства без положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектно-сметную документацию, включая 76 объектов Росавтодора с общим объемом финансирования на 2025 год 21,3 млрд рублей, а также при отсутствии проведенной Минэкономразвития РФ оценки эффективности инвестпроектов. При этом в Реестр на 2025-2027 годы не включены объекты строительства, реконструкции и обустройства федеральных трасс, по которым в 2022-2024 годах завершена разработка проектно-сметной документации с общим объемом финансирования 1 млрд рублей.
По итогам рассмотрения предложений Счетной палаты Кабмин РФ предусмотрел в федеральном бюджете на 2025-2027 годы дополнительные средства в размере более 31,462 млрд рублей на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автодорог. Помимо этого, соответствующим распоряжением Правительства РФ предусмотренный программой деятельности ГК «Автодор» объем финансирования строительства и реконструкции дорог в 2027 году приведен в соответствие с законодательно установленными бюджетными назначениями.
Систематические нарушения и их причины
Счетная палата по итогам проведенных мероприятий в качестве основных причин нарушений и недостатков системного характера в разных отраслях выделяет: недостаточность нормативно-правового регулирования, проблемы межведомственного взаимодействия, функционирования информационных и других систем, организационно-управленческих мер, принимаемых органами власти, низкий уровень финансовой дисциплины отдельных сотрудников ведомств, а также отсутствие надлежащего внутреннего финансового контроля и прочие причины.
«Как показала практика, причины нарушений и недостатков системного характера не всегда относятся к зоне ответственности одного конкретного ведомства, зачастую многое зависит от межведомственного взаимодействия. В этой связи Счетная палата направляет соответствующие рекомендации комплексно в адрес объектов аудита (контроля) и иных заинтересованных органов и организаций с указанием на необходимость принятия конкретных мер, направленных на предотвращение повторения подобных фактов нарушений и недостатков в будущем»
В числе системных нарушений и недостатков в 2024 году СП называет нарушения и недостатки в сфере государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (некорректное определение начальной цены контрактов, нарушения условий контрактов, в том числе сроков, закупки при отсутствии утвержденных затрат и др.); нарушения и недостатки при предоставлении и использовании субсидий и грантов в форме субсидий юрлицам; нарушения и недостатки, связанные с предоставлением и использованием межбюджетных трансфертов субъектам России; ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий распорядителя средств федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета; нарушения и недостатки, связанные с невыполнением требований ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В отечете СП отмечается, что информация о нарушениях и недостатках системного характера ежеквартально представляется палатам Федерального Собрания РФ, что позволяет эффективно взаимодействовать с ними с целью выработки превентивных мер.