Портал «ДорИнфо» рассказывает, какие работы провели на автодороге в 2023 году и что запланировано на 2024-й
Трасса М-7 «Волга» берет свое начало в Московской области, проходит через Владимирскую и Нижегородскую области, Республики Чувашия, Татарстан и Башкортостан, также в ее состав входит подъезд к Ижевску и Перми в Удмуртской Республике и Пермском крае. Общая протяженность трассы составляет 1947,2 км. В последние несколько лет на «Волгу» выпадает повышенная транспортная нагрузка: в пиковые периоды трафик на автодороге достигает 50-55 тыс. автомобилей. В связи с этим модернизации трассы уделяется большое внимание, особенно после того, как несколько ее участков вошли в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург – Тюмень. О том, какие мероприятия проводили на трассе в прошлом сезоне и что планируется сделать в этом – читайте в материале «ДорИнфо», который продолжает серию статей о работах на федеральных трассах в 2023 году и планах на текущий.
Устройство разворотной петли и расширение участков в Подмосковье
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ «Центравтомагистраль», на территории региона в прошлом году велся капитальный ремонт на участке с 42-го по 53-й км. В рамках третьего этапа здесь устроили разворотную петлю (47-й км Горьковского шоссе), которая обеспечила безопасный съезд к населенному пункту Ельня. Отрезок автодороги расширили с четырех до шести полос и установили электроосвещение. С 40-го по 44-й км провели работы по замене верхнего слоя покрытия по технологии объемно-функционального проектирования. Данный метод позволяет сделать асфальтобетон более устойчивым к деформациям и колееобразованию. Защитный слой устраняет дефекты покрытия, восстанавливает показатели ровности и продлевает срок службы конструктивных слоев дорожной одежды.
В целях повышения безопасности движения возвели модульные пешеходные переходы на 36-м, 37-м и 58-и км на остановках общественного транспорта «Акрихин», «Академия» и «Птицефабрика».
«Модульные надземные пешеходные переходы представляют собой сборную быстровозводимую конструкцию. Благодаря обшивке пролетных строений, выполненной из поликарбоната, пешеходы защищены от ветра и осадков. Надземные переходы заменили наземные, что позволяет обеспечить безостановочное и безопасное движение на участках федеральных трасс с интенсивностью движения более 50 тыс. автомобилей в сутки»
Нередки случаи, когда грузовики с поднятым кузовом повреждают надземные переходы, - чтобы это предотвратить, установили 10 габаритных ворот, которые предупреждают водителя большегруза о касании верха автомобиля конструкций надземного сооружения.
Если говорить о планах, то в 2024 году в Подмосковье намерены завершить капремонт участка с 57-го по 60-й км. В ходе работ проезжую часть расширят с четырех до шести полос, в результате чего увеличится пропускная способность дороги в районе Ногинска, сократится время в пути, проезд для грузового и пассажирского транспорта станет более комфортным и безопасным.
Обновление дороги в Нижегородской и Владимирской областях
По информации пресс-службы ФКУ Москва - Нижний Новгород, в Нижегородской области в 2023 году завершили ремонт трассы М-7 с 341-го по 365-й км в Володарском районе, а на соседнем участке - с 365-го по 377-й км в Дзержинском городском округе - заменили слои износа. В текущем сезоне аналогичные работы планируют выполнить с 377-го по 383-й км. Таким образом, с учетом ранее проведенных мероприятий в 2021-2022 годах практически полностью отремонтируют четырехполосный участок автодороги от границы с Владимирской областью до обхода Нижнего Новгорода. Помимо замены асфальтобетонного покрытия, дорожники обновляют и инфраструктуру - остановки, знаки, барьерное ограждение, систему водоотвода и водопропускные трубы.
На обходе Нижнего Новгорода меняют верхний слой покрытия с 399-го по 415-й км: работы разбиты на два этапа. В минувшем сезоне обновили почти 10 км, на оставшемся участке мероприятия проведут в этом году. Федеральные дорожники намеренно разделили работы на два года, чтобы минимизировать заторы от ограничения движения, поскольку на этом участке трассы также идет масштабный ремонт четырехполосного моста через реку Ока на 413-м км. Основной объем работ на искусственном сооружении выполнили в минувшем году, в этом - мероприятия будут развернуты в подмостовой части. Специалисты восстановят откосы, приведут в нормативное состояние опоры и пролетные строения. Металлические конструкции очистят от ржавчины, защитят антикоррозийным составом и покрасят.
На казанском направлении заменили верхний слой покрытия на участке с 442-го по 465-й км (от Кстово до поворота на Лавровку) и провели плановый ремонт с 474-го по 490-й км. Также обновили отрезок с 552-го по 558-й км у Воротынца. Отмечается, что в последующие годы практически весь участок «Волги» в Воротынском районе будет приведен в нормативное состояние.
В границах Владимирской области заменили верхние слои на участке со 144-го по 157-й км в Собинском районе, включая отрезок, проходящий через город Лакинск. Специалисты отфрезеровали поврежденный асфальт с трещинами и колеей, после чего уложили новый защитный слой из щебеночно-мастичного асфальтобетона толщиной 4 см. На всем протяжении участка нанесли разметку из термопластика, привели к нормативу обочины.
На участке дороги со 102-го по 104-й км полностью завершили работы по устройству дорожного покрытия. Помимо обновления асфальта, здесь обустроили инфраструктуру за пределами проезжей части. Так, дорожники отремонтировали конструктивные элементы двух водопропускных труб, обновили более 4 км тротуаров, заменили порядка 700 метров перильного ограждения, установили более 170 знаков, нанесли разметку, провели работы по восстановлению посадочных площадок и замене автопавильонов. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Москва - Нижний Новгород, на 2024 год во Владимирской области запланирован ремонт участка со 169-го по 185-й км (обход Владимира), а также устройство слоев износа с 309-го по 324-й км.
Кроме того, на территории двух регионов продолжается реализация программы по повышению безопасности дорожного движения, одной из ключевых задач которой является разведение транспортного и пешеходного потоков в разные уровни. В 2023 году на трассе «Волга» в двух областях установили семь модульных надземных пешеходных переходов. Они заменили наземные «зебры», что позволило ликвидировать аварийные участки, где могут произойти наезды на пешеходов или попутные столкновения автомобилей из-за резкого торможения перед препятствием. Во Владимирской области надземные переходы появились на 128-м км у поворота на Ючмер, на 243-м км в Сенино, на 285-м км в Лихой Пожне, на 287-м км в Коурково, на 318-м км в Слобдищах и на 331-м км у поворота на Арефино. В Нижегородской области переход появился на 398-м км в Лесной поляне. На 2024-2025 годы на дороге планируют установить еще девять модульных переходов: четыре - во Владимирской, пять - в Нижегородской.
Строительство, реконструкция и капремонт в Татарстане
По информации пресс-службы ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», в Татарстане в прошлом году капитально отремонтировали два участка «Волги»: с 786-го по 794-й км и с 821-го по 825-й км. На первом отрезке усилили существующую дорожную одежду, уложили двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 15 см, отремонтировали пересечения и примыкания. На 789-м и 792-м км построили два отнесенных левых поворота с переходно-скоростными полосами и освещением. Возле села Новая Тура отремонтировали и обустроили две остановочные площадки с переходно-скоростными полосами, обновили павильоны и устроили пешеходные тротуары к ним. На двух «зебрах» установили светофоры. Также в минувшем году завершили третий этап капремонта дороги с 812-го по 825-й км - работы выполнили с 821-го по 825-й км. В ходе работ привели к нормативу развязки на 816-м и 818-м км. Кроме того, отремонтировали переходно-скоростные полосы на примыканиях и автобусных остановках.
В прошлом сезоне в Татарстане после реконструкции открыли движение по мосту через реку Свияга на 757-м км, где работы велись с 2019 года. Специалисты построили новый мостовой переход протяженностью почти 400 метров, рассчитанный на нагрузку более 100 тонн, а также реконструировали существующую переправу. В ходе реконструкции моста через Свиягу расширили до четырех полос 6,7 км трассы на подходах к сооружению. Для повышения безопасности движения и ликвидации опасных левых поворотов построили четыре разворотные петли с переходно-скоростными полосами. Особое внимание уделили участкам в районе населенных пунктов - отремонтировали пересечения и примыкания к деревням Исаково и Гаврилково, построили автобусные остановки и надземные переходы с пандусами, а также устроили пешеходные дорожки. Возле двух населенных пунктов смонтировали шумозащитные экраны протяженностью 2,6 км, съезды к селу Тихий Плес и ТСН «Нижний Ял» отремонтировали.
Также в прошлом сезоне в Елабужском районе республики устроили защитные слои на участке с 1026-го по 1038-й км.
С 2022 года в Татарстане идет реализация масштабного проекта - строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, который позволит вывести транзитный транспорт из этих городов, что разгрузит улично-дорожную сеть и положительно скажется на экологии населенных пунктов. Объект войдет в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург – Тюмень (продолжение трассы М-12 «Восток»). Проектом предусмотрено возведение четырехполосной трассы, десяти мостов, пяти развязок, 11 путепроводов и пяти пересечений в разных уровнях. Строительство обхода выполняют в три этапа, его общая протяженность составит 81 км. В минувшем сезоне на объекте шли активные работы. По состоянию на 9 февраля, общая техническая готовность обхода составляет 45 %. По информации пресс-службы ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», на основном ходу дороги идет переустройство коммуникаций и устройство земляного полотна. Практически завершены земляные работы, на 65 % выполнено основание дорожной одежды. Согласно проекту, на всем протяжении обхода Нижнекамска и Набережных Челнов необходимо уложить почти 1,3 млн тонн асфальтобетона. На начало февраля закончили укладку более 42 км верхнего слоя основания и 38 км нижнего слоя покрытия. В составе обхода также продолжается строительство моста через Каму протяженностью 1,3 км.
Кроме того, участки скоростного маршрута М-7 «Волга» от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном общей протяженностью 96,5 км расширят до четырех полос в рамках реконструкции. На основном ходу трассы идут земляные работы, дорожники переустраивают коммуникации и устраивают водопропускные трубы. Для исключения пересечений автомобильных потоков в одном уровне возведут 11 транспортных развязок и 11 путепроводов, которые обеспечат комфортный и безопасный выезд на федеральную трассу.
В 2024 году обход Нижнекамска и Набережных Челнов введут в эксплуатацию. Также в границах Татарстана в текущем сезоне планируют завершить реконструкцию участка автодороги М-7 «Волга» с 761-го по 771-й км в районе Иннополиса и реконструкцию отрезка с 1061-го по 1166-й км. Как отметили в пресс-службе ФКУ, после реализации данных проектов вся трасса «Волга» на территории Татарстана станет четырехполосной.
Важно отметить, что в рамках формирования скоростного маршрута на территории Татарстана в минувшем году велись работы по строительству надземных пешеходных переходов, которые позволят избежать светофорного регулирования на участках дороги. Всего планируется построить 41 надземный переход: 22 из них возведут на участке с 861-го по 987-й км дороги, 19 построят в рамках реконструкции участка трассы от Набережных Челнов до границы с Республикой Башкортостан. Все работы завершат до конца текущего года.
Ремонт трассы в Чувашии
На территории Чувашии в 2023 году отремонтировали более 26 км трассы М-7 «Волга» - об этом сообщили в пресс-службе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Так, ремонт и восстановление дорожного покрытия провели на участке с 623-го по 637-й км, на подъезде к Чебоксарам. Здесь отфрезеровали старое покрытие, а затем уложили новый асфальтобетон, подобранный с учетом особенностей климата и трафика. Обочины и разделительную полосу укрепили методом холодной регенерации. Также на всем протяжении участка заменили барьерное ограждение и нанесли разметку термопластиком. Работы по устройству защитных слоев закончили и на участках объездной Чебоксар (с 643-го по 654-й км и с 655-го по 656-й км). На данных отрезках обновили верхний слой покрытия, который наиболее подвержен износу и образованию колеи.
Кроме того, в минувшем году в Чувашии приступили к строительству надземных пешеходных переходов возле населенных пунктов Чиршкасы (660-й км), Байсубаково (666-й км) и возле остановки общественного транспорта «Кирпичный завод» (675-й км) в Чебоксарском и Цивильском районах. Модульные переходы в регионе возводят впервые - они будут готовы до конца 2024 года.
Постепенное расширение дороги в Пермском крае и Удмуртии
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Прикамье», в минувшем сезоне в Пермском крае на подъезде к Перми приступили к ремонту с 348-го по 362-й км и с 422-го по 429-й км. Также продолжили реконструкцию на участке с 450-го по 459-й км - его введут в эксплуатацию в текущем году. В ходе работ проезжую часть на отрезке расширят до четырех полос, вдоль трассы устроят электроосвещение, а на 458-м км в Краснокамском городском округе построят двухуровневую развязку. Кроме того, планируют устроить пешеходные переходы и смонтировать 11 автобусных остановок.
По информации пресс-службы ФКУ, в ближайшем будущем проведут капитальный ремонт на нескольких участках «Волги». Основным результатом мероприятий станет расширение автодороги до четырех полос движения с разделением транспортных потоков. Так, в 2024 году в Прикамье завершат работы на подъезде к Ижевску и Перми с 429-го по 440-й км и с 371-го по 378-й км. В Удмуртии на подъезде к Ижевску и Перми капремонт запланирован на трех объектах: в 2025 году введут участок с 78-го по 86-й км, в 2026-м - со 141-го по 153-й км и с 70-го по 78-й км.
Строительство обхода пяти сел и модернизация участков трассы в Башкортостане
В границах региона в прошлом году после капремонта ввели в строй участок трассы М-7 «Волга» с 1192-го по 1205-й км, сообщает пресс-служба ФКУ Упрдор «Приуралье». Отрезок проходит через село Верхнеяркеево в Илишевском районе. Здесь полностью заменили дорожное покрытие, а на участке с затяжным продольным уклоном более 60 промилле увеличили количество полос на подъем – такая мера позволит улучшить пропускную способность и свести к минимуму число ДТП. Капремонт шел чуть больше года, работы удалось завершить досрочно.
Что касается вопроса повышения уровня безопасности, то в минувшем году на автодороге в границах Башкортостана установили элементы освещения на пешеходных переходах, локальных пересечениях и примыканиях, а также установили габаритные ворота перед надземными переходами.
В целях увеличения пропускной способности ФКУ Упрдор «Приуралье» ведет активную работу по строительству и реконструкции участков трассы в республике. На данный момент в реализации находятся три объекта общей протяженностью 86,5 км - в минувшем сезоне на них велись активные работы. Речь идет об участках с 1169-го по 1231-й км (строительство обхода населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново), с 1231-го по 1251-й км и с 1310-го по 1321-й км. Работы на них планируют закончить в 2024 году.
«Стратегически важным объектом является строительство обхода пяти населенных пунктов республики. Новая трасса пройдет по территории Илишевского, Дюртюлинского и Чекмагушевского районов. Она позволит перенаправить на нее транзитный транспорт, проезжающий по автодороге М-7 «Волга», улучшив экологическую обстановку в близлежащих населенных пунктах»
По состоянию на начало февраля, на строящемся обходе пяти сел шли работы по монтажу электроосвещения. Готовность земляного полотна составляла 80 % (это 52 км), работы на оставшихся 13 км завершат до мая текущего года, а до конца октября полностью устроят нижние слои дорожной одежды. На 17 км уже уложен верхний слой покрытия. Параллельно с этим продолжается возведение 28 искусственных сооружений. Открыть движение по обходу пяти населенных пунктов планируют в 2024 году.
Другие материалы из цикла статей про развитие федеральных трасс в 2023-2024 годах:
Трасса М-1 Беларусь: реконструкция дороги от Москвы до госграницы
Трасса Р-280 Новороссия: модернизация дороги у Азовского моря
Трасса Р-256 Чуйский тракт: расширение и обновление туристического маршрута
Трасса Р-504 Колыма: капремонт и реконструкция в условиях вечной мерзлоты