Обрушение двадцатиметровой подпорной стены и треснувшее дорожное полотно на участке новой трассы «Седанка-Патрокл» во Владивостоке привлекло к себе внимание федеральной власти. На этапе подготовки к саммиту АТЭС-2012 дорожная отрасль получила сильный удар по имиджу.

Дальневосточный провал: кто виноват?

Обрушение двадцатиметровой подпорной стены и треснувшее дорожное полотно на участке новой трассы «Седанка-Патрокл» во Владивостоке привлекло к себе внимание федеральной власти. На этапе подготовки к саммиту АТЭС-2012 дорожная отрасль получила сильный удар по имиджу.

Участок автодороги «Седанка – Патрокл» одноименной федеральной трассы был сдан в эксплуатацию 25 ноября 2011 года. Появление этой дороги значимое для края событие, до этого единственным выездом из столицы Приморья была федеральная трасса М-60 «Уссури». По проекту новая автодорога связывает станцию Седанка и бухту Патрокл с поселком Новый и полуостровом Де-Фриз, а в будущем соединит аэропорт Владивостока с островом Русский, на котором и запланировано проведение Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества в 2012 году.

 

Новые автодороги, появившиеся в Приморье в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012, могли бы не только значительно облегчить автомобилистам процесс передвижения по региону, но и продемонстрировать способность российских строительных компаний оперативно и высококачественно выполнять порученное им возведение крупных объектов государственной важности. Но чуда не произошло — новая трасса «Седанка – Патрокл» с первыми июньскими дождями 2012 года начала разрушаться. Сейчас движение от Седанки до золоотвала и от золоотвала до Патрокла временно ограничено – идут ремонтные работы.

 

Недоплатили или переплатили?
 

В подготовке к проведению мероприятия мирового уровня давно не все идет гладко. На этом участке трассы уже происходили оползни — в апреле 2012 года дорогу засыпало камнями после сильного дождя, который продолжался в течение предшествующих выходных. В результате происшествия движение от Снеговой Пади до Седанки было блокировано. По словам очевидцев, две полосы были засыпаны грунтом и камнями на протяжении 10 метров. Размер упавших валунов достигал 30 сантиметров в диаметре.
Однако тогда широкого резонанса в прессе это событие не вызвало. Не обсуждались и причины, прозвучало лишь краткое упоминание о беспокойстве местных жителей, что оползни могут продолжиться из-за тайфунов.
 


В мае 2012 года были обнародованы размеры установленных хищений бюджетных средств, предназначенных для строительства объектов саммита АТЭС-2012. «Самое крупное нарушение закона вытащило из госбюджета 7,5 миллионов рублей, самое незначительное – 500 тысяч. Благодаря действию прокуратуры, государству не был нанесен значительный, крупный ущерб. Говорить о том, что заведенные уголовные дела были громкими, нельзя. В основном были возбуждены уголовные дела, связанные с хищением бюджетных средств, выделенных на строительство объектов саммита. В 2009 году был зафиксирован факт невыполненных работ при строительстве моста через Золотой Рог. Нарушители возместили 500 тысяч рублей в федеральный бюджет. Виновное должностное лицо было наказано – ответственный специалист получил условный срок наказания» — сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законов в период подготовки и проведения саммита АТЭС прокуратуры Приморского края, младший советник юстиции, Алексей Башмаков.
Что касается новой трассы, то консолидированный бюджет на ее строительство — около 30 млрд. рублей. При этом первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщал ранее, что первоначальный проект дороги стоил 44 млрд. рублей, но в федеральном бюджете таких средств не было. «И Приморский край обратился к Российской Федерации с тем, чтобы мы дали субсидию: они построят дорогу дешевле, но это не будет влиять на качество. Мы предоставили из федерального бюджета вместо 44 миллиардов рублей 21 миллиард. Около 9 миллиардов рублей были предоставлены Приморским краем. Но соблюли ли они необходимые нормы по безопасности по качеству, сейчас им придется ответить», - заявил Игорь Шувалов. Интересно, сколько «незначительных» хищений было произведено из тридцати миллиардов, предусмотренных для строительства автодороги, и не из-за этого ли она сейчас осыпается?

В ожидании будущих обвалов
 

Строительные работы в рамках государственного контракта выполнялись и выполняются ЗАО «Тихоокеанская Мостостроительная Компания» и субподрядной организацией ООО «Вертикаль». Экспертизу проект проходил. Департамент дорожного хозяйства Приморского края акты о приемке выполненных работ подписал. Однако 12 июня обвал участка трассы произошел, и виноватых сейчас ищут главным образом среди проектировщиков и подрядчиков, словом не обмолвясь о том, почему произошел апрельский оползень и кто был виноват тогда.
Кстати, разрушение двадцатиметровой подпорной стены для местных жителей не было неожиданностью. По словам многих из них, за несколько недель до происшествия изменился угол наклона насыпи, с каждым днем стена все больше и больше отклонялась. Председатель гаражного кооператива, имущество членов которого пострадало от обвала, неоднократно писал в администрацию «ТМК» о несоответствии возведенной стены строительным нормам, но получал в ответ заверения в том, что все работы идут с четким соблюдением технологий и в рамках утвержденного проекта. Кроме того, сжатые сроки, отведенные на постройку автотрассы, сильно ограничили возможности проектировщиков и строителей в возведении насыпи, сделав доступной только одну технологию — укладку габионов из металлической сетки с камнями, укрепляющими насыпь, хотя такой способ не очень хорош для формирования откосов выше 10 метров.
Под весом грунта произошла деформация еще нескольких участков опорной стены. Самый ближний из них — в 500 метрах от злополучного места. А ведь регион находится в сейсмоопасной зоне…Чтобы создать профиль дороги «Седанка – Патрокл», было перемещено около 10 миллионов кубометров грунта. Насыпи достигают на отдельных участках тридцатиметровой высоты. Страшно представить себе возможные последствия, если работы здесь были выполнены некачественно.
Скептически настроены не только жители, но и эксперты в области строительства. Директор НП СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко отметил, что за последние 10 лет Владивосток миловали привычные для здешних мест тайфуны, традиционно приносящие городу большой ущерб. Но в последнее время становится очевидным, что затишье кончилось. По его мнению, данный обвал далеко не последний. Также Сергей Федоренко выступил в защиту строителей, отметив, что необходимо тщательное расследование, ведь и на стадии проектирования, и на стадии завершения строительства объекты и автодороги проходят многочисленные проверки и ряд согласований в государственных контролирующих органах, и винить во всем подрядчика неконструктивно. Ведь строители – последние в длинной производственной цепочке.

В свою очередь, директор некоммерческого партнерства СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко так же считает, что в обрушении трассы виноват не только подрядчик.

«Как известно, этот участок дороги уже эксплуатировался, значит, заказчик принял выполненные ТМК работы. К тому же всем строителям понятно, что прежде чем работу сдать, нужно предъявить ее многим проверяющим, в первую очередь, техническому надзору заказчика», - цитирует строителя «Российская газета». Кроме того, объект прошел авторский надзор проектировщика и государственный стройнадзор, а это означает, что недочеты, возможно, изначально имелись в самом проекте. «А как такой проект получил положительное заключение государственной экспертизы?», - спрашивает Федоренко, отмечая «что подрядчики - последние в производственной цепочке и обвинять их можно лишь после тщательного изучения произошедшего».
По результатам предварительной проверки прокуратуры, которая завершилась 19 июня, в качестве причины обрушения опорной стены названо переувлажнение насыпи – то есть, отсутствие водоотвода. Здесь начались прения по старой схеме: подрядчики обвиняют проектировщиков в упущениях, проектировщики парируют: «Было предусмотрено, но вы не построили». С другой стороны, контролирующие госорганы согласовывали проектную документацию, принимали готовую работу… Возможно, такие разговоры закончатся тогда, когда законотворческая база позволит сделать всех участников строительного процесса в рамках госконтракта одинаково ответственными за результат их деятельности и введет механизмы взаимного контроля.
Прокуратура занимается дальнейшей проверкой, следствие идет. На данный момент подрядчики официально признаны причастными к обрушению на трассе «Седанка-Патрокл», но окончательные результаты проверки и, возможно, новые причастные, будут известны не ранее следующей недели.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при проведении строительных работ, повлекшее по неосторожности крупный ущерб. Статья предусматривает до трех лет лишения свободы и выплату крупного штрафа.


Владельцев разрушенных гаражей не обидят

На происшествие обратили внимание и первые лица государства. Разбирательство проходит под напряженным вниманием прессы. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами потребовал наказать виновных и в кратчайшие сроки восстановить трассу, при этом работы должны быть выполнены качественно. Премьер пообещал лично проехать по трассе. Отдельное внимание уделил премьер пострадавшим от обвала владельцам трех лодочных гаражей. Дмитрий Медведев подчеркнул: компенсацию тем, чье имущество пострадало, необходимо выплатить быстро и без бюрократических проволочек.


Вице-губернатор Приморского края Владимир Балан 17 июня встретился с владельцами поврежденных гаражей. Он принес свои извинения и высказал предложение, с которым собственники согласились – построить новые гаражи за счет ЗАО «Тихоокеанской мотостроительной компании» на новом участке, подальше от злополучной трассы. До постройки новых гаражей уцелевшее имущество жители могут хранить в контейнерах, которых предоставит также ЗАО «ТМК».
На встрече жители поделились своими соображениями насчет виновных в произошедшем и назвали проектировщика этого участка дороги – хабаровский филиал ОАО «Гипродор НИИ». Вместе с новыми боксами собственники получат компенсации, в том числе за уничтоженное в результате опорной стены имущество. Предоставить проект новых гаражей вице-губернатор обещал уже на следующей неделе, а вот на согласование земельного участка и постройку уйдет не менее нескольких месяцев.
Что же касается восстановления трассы, губернатор Приморья Владимир Миклушевский выразил надежду, что полностью работы будут завершены 1 июля. Однако по заверениям экспертов на доскональную экспертизу требуется не пара недель, а несколько месяцев. Виновные, по мнению прокуратуры, будут установлены также не раньше, чем через несколько месяцев. А строительство в рамках контракта продолжается – по тому же проекту и теми же подрядчиками.



Наша справка: Протяженность четырехполосной магистрали - 16 километров, ширина дорожного полотна - 21 метр, проезжей части - 15. Для покрытия использовался щебеночно-мастичный асфальтобетон. На строительстве данного участка было задействовано 500 строителей и 100 единиц техники. Работы проводились в рамках установленных сроков.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789