Весной на заседании Координационного совета под председательством Министра транспорта РФ была одобрена долгосрочная программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Недавно стало известно, что контролировать ее реализацию будет специальная Дирекция. О работе новой организации, планах предстоящего дорожного строительства и первоочередных задачах корреспонденту «ДорИнфо» рассказал начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры Ленобласти Павел Постовалов.

АНО ответит за дороги
Весной на заседании Координационного совета под председательством Министра транспорта РФ была одобрена долгосрочная программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Недавно стало известно, что контролировать ее реализацию будет специальная Дирекция. О работе новой организации, планах предстоящего дорожного строительства и первоочередных задачах корреспонденту «ДорИнфо» рассказал начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры Ленобласти Павел Постовалов.

Павел Михайлович, для чего создается Дирекция? Когда появится новый орган?


- На сегодняшний день губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко согласован проект распоряжения об образовании Автономной некоммерческой организации (АНО). Создается она для управления Программой развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года. Проект Программы проходит согласования в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития.

В Программе прописаны мероприятия, сроки и стоимость их реализации, а Дирекция будет контролировать этот процесс. Ее основная задача – мониторинг реализации мероприятий, подготовка предложений и обоснований по актуализации проектов, координация действия городских, областных и федеральных органов власти. По сути АНО будет драйвером всех процессов. Надеемся, что Программа будет утверждена до конца года и Дирекция приступит к работе.

Тогда давайте начнем с самого начала, когда и зачем была разработана Программа?


- В 2011 году был образован Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председателем которого стал министр транспорта. Совет провел определенную работу, в результате чего появилось понимание путей решения системных проблем в сфере транспорта и транспортного обслуживания населения. Были определены приоритеты развития системы и первоочередные мероприятия. В первую очередь, они основаны на рекомендациях исполнительной власти обоих субъектов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но и наука внесла свою лепту.

ЗАО «МКД Партнер» стало научной организацией, победившей по конкурсу. Детально проработанный с научной точки зрения Проект развития транспортной системы до 2020 года был готов весной, и 20 апреля был одобрен на заседании Координационного совета. Предварительно проект успешно прошел проверку научно-технического совета Министерства транспорта и получил одобрение. Сейчас документ проходит согласование в Минфине и Минэкономразвития.

Интересен правовой статус Программы. Она, как результат научно-исследовательской работы, не будет утверждаться какими-либо нормативными актами Правительства Российской Федерации. Это не единственный прецедент, подобная программа разрабатывалась и уже реализуется в Московском регионе. Мы, как в кильватере, следуем за ними. В этом плане нам проще, мы можем использовать опыт столичных коллег. В Москве аналогичную программу подписали два губернатора: города и области. И она работает.

Какие мероприятия включает Программа развития?


- В первую очередь она вобрала в себя мероприятия, которые уже содержатся в существующих региональных и федеральных программах, таких как «Развитие транспортной системы России». Однако очередность реализации мероприятий и их сроки были изменены в зависимости от приоритетов, которые определил Координационный совет. Во вторую очередь программа была дополнена значительным числом новых мероприятий. По этой причине она проходит сложное согласование в Минфине. Требуется серьезное обоснование включения новых объектов, строительство которых потребует немалых отчислений из федерального бюджета. Общая стоимость программы 1,9 трлн руб. Из них около половины внебюджетные средства. За счет бюджета Ленинградской области предполагается финансирование программных мероприятий на сумму более 37 млрд руб. Львиная доля этих средств будет потрачена на развитие дорог до 2020 года.


   


ПАВЕЛ ПОСТОВАЛОВ
,
начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры Ленобласти

«Основная задача, которая стоит перед Программой – улучшить транспортные связи города и области, прежде всего, для комфорта людей. Облегчить их ежедневные поездки из города в область и обратно. Поэтому все, что уберет из города лишние автомобили, в особенности грузовики – идет на пользу дела.

   

При этом следует иметь в виду, что действующая региональная долгосрочная целевая программа совершенствования и развития автомобильных дорог Ленинградской области на 2009-2020 годы, в основном, предусматривает финансирование мероприятий по содержанию и ремонту дорог. Развитие как таковое в ней отсутствует – не хватает денег в бюджете. Хотя средства выделяются не маленькие, в 2011 году сумма составила более 7 млрд руб. Теперь на развитие дорог придется ежегодно вкладывать примерно столько же. И без помощи федерального бюджета здесь не обойтись.

Здесь мы снова ориентируемся на московский опыт. В программе прописаны мероприятия, сроки их выполнения и, как рассказывают столичные коллеги, если в региональном бюджете средств недостаточно, это дает право обращаться в федеральный бюджет за помощью. Со скрипом, с боем, но что-то выделяется. Поэтому мы и возлагаем большие надежды на программу развития транспортной системы. Она очень важна для нас.

Остановимся подробнее на мероприятиях Программы. Пожалуй, самый ожидаемый проект – это строительство КАД-2. Есть ли определенность – где пройдет магистраль, и какую форму она будет иметь: будет ли это второе кольцо по «бетонке», или же радиально-дуговая магистраль?


- Конкретного решения по строительству КАД-2 в настоящий момент нет. Это одно из мероприятий, которое вызывает самую бурную реакцию и у Министерства финансов и у Росавтодора. К примеру, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин на одном из заседаний координационного совета посоветовал разработчикам программы поменять циркуль на линейку. И вместо кругов, которые в Москве себя не очень хорошо показали, нарисовать нормальные хордовые соединения радиальных вылетных магистралей из Санкт-Петербурга. Кто бы возражал. Задача этих соединений скинуть как можно больший объем автотрафика в объезд города.

Основная задача, которая стоит перед Программой – улучшить транспортные связи города и области, прежде всего, для комфорта людей. Облегчить их ежедневные поездки из города в область и обратно. Поэтому все, что уберет из города лишние автомобили, в особенности грузовики – идет на пользу дела.

В качестве одного из первоочередных мероприятий программы предусматривается строительство ряда транспортных развязок на Выборгском и Приозерском шоссе, чтобы развести потоки и ликвидировать пробки. Не менее важны мероприятия по строительству автотранспортных обходов крупных населенных пунктов. Например, Красного Села, Колтушей, Мурино и Новое Девяткино, Сертолово. Сегодня для выхода из Санкт-Петербурга на федеральную автодорогу М-10 «Скандинавия» автомобильный транспорт идет по региональной дороге Парголово – Огоньки. Она, естественно на такие нагрузки не рассчитана, поэтому на одном из заседаний Координационного совета было принято решение начать работу по передаче этой дороги на федеральный уровень и приступить к строительству обхода Сертолово на этой трассе.

Большое внимание уделено реконструкции существующих и строительству новых вылетных магистралей из города. В районе этих населенных пунктов формируются крупные агломерации, сдаются большие площади нового жилья. Губернатор уже вынужден осаживать местные власти, чтобы они более адекватно планировали развитие своих территорий, детально прорабатывая вопросы транспортного обслуживания населения. Всеволожский район наиболее активно развивается в градостроительном отношении, там уже состояние близкое к транспортному коллапсу. Взять проблему транспортного узла в Осиновой роще, там постоянные пробки. Жители Сертолово давно взывают к помощи. Так же предполагается продление линии метрополитена в область до Кудрово, Янино и Бугры.

Кстати о метро, какие планы по развитию транспортного узла в Девяткино?

- Одним из приоритетных проектов Программы является создание на базе метро Девяткино транспортно-пересадочного узла с международным и междугородним автовокзалом, отвечающим самым современным требованиям к комфорту и безопасности пассажиров, с перехватывающей парковкой для автомобилей и даже вертолётной площадкой. Транспортно-пересадочный узел Девяткино состыкует между собой метро, железную дорогу, автобусные перевозки и позволит вывести за пределы города до 500 рейсов автобусов, которые сегодня отправляются с необорудованных и не отвечающих требованиям безопасности мест на улицах города. На градостроительных планах уже нашли место.

На базе планируемых станций метро за пределами КАД в Буграх, Янино и Кудрово имеет смысл создать такие же пересадочные узлы (своего рода хабы). Допустим, человек ездит в Петербург из области на работу (это десятки тысяч человек), но вместо того, чтобы ехать в город, он оставляет машину здесь на стоянке, а сам спускается в метро: комфортно и быстро добирается до места назначения, минуя пробки. При этом улицы города разгружаются, приоритет движения отдается общественному транспорту. Это современный подход всех мегаполисов к управлению пассажиропотоками. Нужно стимулировать людей пересаживаться с личного транспорта на общественный.

Движение в сторону снижения использования автотранспорта становится тенденцией. По заказу Ленинградской области Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций разрабатывает Научно-исследовательскую работу по переключению грузопотоков с сухопутного транспорта на водный. Такие массовые грузы как щебень, песок, лес – при перевозке этих грузов автотранспортом сильно страдают дороги. Мы планируем вынести эту тему на Координационный совет. Это позволит дополнительно разгрузить улично-дорожную сеть города и области.

Какие еще проблемы затрагивает Программа развития?

- Сейчас Ленинградская область – регион масштабных строек. Но это оборачивается тем, что дороги разрушены. У подрядчиков обычно заложены минимальные средства на ремонт дорог по завершению строительства. Но в процессе стройки дороги порой приходят в состояние, при котором становится невозможным движение общественного и личного автотранспорта. Поэтому губернатор ставит задачу перед инвесторами, чтобы в бюджет последующего строительства закладывались средства и на поддержание используемой сети дорог.

Для Ленинградской области очень важно строительство двухуровневых пересечений, в том числе и с железными дорогами, а также пешеходных мостов. По нашему настоянию в Программу были включены 42 путепровода на автомобильных дорогах регионального значения. Сейчас сложилась сложная ситуация вокруг реконструкции железнодорожного пути Выборг – Каменногорск. Жители возмущены тем, как ведется строительство (без госэкспертизы и разрешения), и одна из главных претензий - отсутствие путепроводов. Когда эта железная дорога выйдет на проектную нагрузку, там ежедневно будет курсировать 45 пар поездов в сутки. Это означает, что большую часть времени переезды будут закрыты. В тех населенных пунктах, которые разделены на две части ж/д линией этот вопрос поднимается наиболее остро. Сейчас с железной дорогой начался очередной виток разбирательств. Поэтому мы и настаивали на включение двухуровневых пересечений с железными дорогами и пешеходных мостов в Программу, предусмотрев механизм софинансирования их строительства.

Также закладываются средства на создание автоматизированных систем управления дорожного движения. В первую очередь такая система будет установлена на существующей Кольцевой автодороге. Система предполагает сеть видеокамер и датчиков, которые будут дистанционно производить контроль скорости, веса и габаритов. А «умные» светофоры, работающие на интеллектуальной платформе, позволят обеспечить наиболее оптимальное регулирование движения, в зависимости от интенсивности потока.

В качестве итога могу сказать, что в ближайшие семь лет нас ждет колоссальный объем работ. Надеюсь, что Программа будет подписана к концу текущего года, и мы начнем развивать дорожную инфраструктуру региона. Создание Дирекции облегчит наш труд и позволит работать консолидировано с городскими и федеральными властями. Только объединив наши усилия, мы сможем добиться успеха.

Илья Безручко, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789