За последние десять лет число автомобилей в России выросло почти в два раза, но в то же время дорожная сеть практически не развивалась. Это привело к тому, что на российских магистралях стало слишком тесно. Самое простое решение - строить дороги, но это длительный и финансово ёмкий процесс. Есть еще одно средство – организация интеллектуальной транспортной системы, которая позволит увеличить пропускную способность магистралей и сделать движение более безопасным.
Российские дороги начинают думать
В плане введения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) наша страна отстает от западных и восточных партнеров. Во многих странах мира интеллектуальные системы уже не один год помогают водителям ориентироваться на дороге: предупреждают о состоянии трассы и плотности потока, подсказывают наиболее оптимальный путь движения. Но есть одна деталь – сами эти системы находятся на ранней стадии развития, и Россия еще может нагнать соседей, подключившись к общемировой тенденции. Мы можем взять лучшие наработки у иностранных коллег, оградив себя от ошибок, которые уже были ими допущены. Внедрение ИТС в российскую дорожную реальность стало одной из ключевых тем обсуждений на III международной специализированной выставке-форуме «Дорога».
На развитие ИТС в нашей стране обратили внимание как нельзя кстати. На самом деле разработки в этом направлении ведутся уже порядка 10 лет. Тем не менее, полноценная ИТС еще не запущена. Как заявил руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин: «У нас пока нет интеллектуальной, лишь информационная система».
В принципе, такие системы появились относительно недавно, и единого понимания, как это должно выглядеть, нет пока ни у кого. Работа над ИТС, особенно в плане стандартизации, ведется постоянно. У России есть шанс занять достойное место среди коллег. Частично, это связано с географическим положением – между Европой и Азией. Российский автомобилист, выезжающий за границу, или человек, проезжающий транзитом, должен чувствовать себя комфортно на дороге – это залог безопасности. Поэтому сейчас ведется плотная работа российского технического комитета №57 и коллегами из рабочей группы №18 международной организации ИСО – организаций, занимающихся вопросами стандартизации интеллектуальных транспортных систем. Работа над стандартами ИТС должна быть совместной и комплексной.
Развитию ИТС Федеральное дорожное агентство уделяет большое внимание. Из недавних знаковых событий можно выделить образование технического комитета №57, который был создан Росстандартом по инициативе ФДА. Отправной точкой стало письмо руководителя агентства Анатолия Чабунина. Эта инициатива была поддержана, и отечественный центр стандартизации в скором времени начал работу. Он стал отражением рабочей группы №18 международного комитета стандартизации ИСО.
Первый опыт формирования ИТС в России можно отнести к кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга. Это действительно полноценный системный проект, который, к сожалению, пока не работает в полную силу. Основные элементы петербургской ИТС включают стандартный набор параметров: подсистема сбора данных, система управления движениеми информирования водителей, метеорологическая система, видеонаблюдение, распознавание инцидентов и моделирование ситуаций, передача данных, фиксация нарушений ПДД и весовой контроль, что особенно важно для транзитного северо-западного региона. Если говорить о техническом оснащении, то на сегодняшний день на дороге уже установлено 90 контроллеров, 411 датчиков, 457 знаков переменной информации, 38 информационных табло, 62 видеокамеры и 25 автоматических дорожных метеостанций.
Специально для этих целей был создан Центральный пункт управления (ЦПУ), который уже сейчас имеет возможность осуществлять оперативное управление дорожной обстановкой не только на кольцевой дороге, но и на всех трассах Северо-Западного региона. ЦПУ начал создаваться специально для этих целей 10 лет назад, параллельно со строительством транспортного обхода Петербурга. На ЦПУ будет возложена еще одна миссия. Россия и Финляндия заключили международное соглашение о создании интеллектуального мультимодального транспортного коридора от Хельсинки до Санкт-Петербурга, часть которого будет обслуживать петербургский Центр.
Элементы ИТС есть и на других федеральных трассах. Например, вдоль магистралей установлено более трех сотен метеостанций с элементами системы видеонаблюдения. Собранная информация поступает в управление дорог, что позволяет более эффективно заниматься обслуживанием трассы. Но на сегодняшний день этого явно не достаточно.
«Если выходить за рамки Северо-Западного транспортного узла, где строится полноценная интеллектуальная система, то перед нами стоит задача более полной комплектации федеральных дорог новым оборудованием, - заявил на пленарном заседании, в рамках выставки-форума «Дорога» заместитель руководителя ФДА Николай Быстров. – В 2013 и 2014 на федеральных дорогах мы планируем установить дополнительно 123 и 119 пунктов метео- и видеофиксации соответственно. С этой работой мы впервые придем в Уральский и Дальневосточный федеральные округа, где ранее такие работы не проводились».
Как уже говорилось выше, без продуманной работы в области стандартизации ИТС, развивать систему будет просто невозможно. Это неизбежно приведет к ошибкам. Поэтому ФДА активно сотрудничает с Росстандартом в этой сфере. За последние два года было разработано 17 национальных стандартов. Это многократно превосходит работу, проведенную в предыдущие 5-7 лет в этом направлении. Более того, дополнительно выпущено 4 отраслевых дорожных документа и сейчас в разработке 6 национальных стандартов. Это работа будет продолжаться с нарастающими темпами.
Но, пожалуй, самая главная особенность ИТС, которая реализуется на КАД, – собственное программное обеспечение. Если подавляющая часть датчиков и прочего оборудования закупалось за рубежом, то программа, которая будет обрабатывать собранную информацию, разработана российскими специалистами. Иностранные разработки в этой области крайне неудобны: каждый программный комплекс, используемый в той или иной стране, имеет свою специфику, к тому же использование чужого ПО ограничено авторскими правами. Работы над созданием «мозга» ИТС для кольцевой дороги подходят к концу. В скором времени комплекс начнет обрабатывать данные с КАД, что ознаменует пришествие в Россию полноценной интеллектуальной транспортной системы. Этот опыт будет перенесен на остальные дороги страны.
199034,
Россия,
Ленинградская область,
Санкт-Петербург,
лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789