На трассе М-10 «Россия» может появиться собственная интеллектуальная транспортная система. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков, пообещав создать систему «Умная автотрасса». Отработать этот вопрос министр планирует уже в следующем году. В нашей стране единственная система подобного рода в течение почти пяти лет вводится на кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга. Но работы по ее внедрению до сих пор не завершены.
«Умная автотрасса»
На трассе М-10 «Россия» может появиться собственная интеллектуальная транспортная система. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков, пообещав создать систему «Умная автотрасса». Отработать этот вопрос министр планирует уже в следующем году. В нашей стране единственная система подобного рода в течение почти пяти лет вводится на кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга. Но работы по ее внедрению до сих пор не завершены.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) на сегодняшний день - один из главных трендов дорожной отрасли во всем мире. Они работают в развитых странах уже не первое десятилетие, но до сих пор никто точно не может сказать, как в идеале должна выглядеть интеллектуальная система. У каждой страны свой подход, свои разработки. Но большее внимание уделяется стандартизации. В международной организации по стандартизации ИСО (ISO) создана рабочая группа №18, специалисты которой разрабатывают нормативную базу ИТС. Аналогичные работы ведутся и в России под патронатом Росстандарта силами Технического комитета №57. В этом плане развито международное сотрудничество. Подобные организации тесно взаимодействуют между собой, коллегиально создавая наиболее оптимальную систему, принципы которой станут фундаментом для ИТС всех стран. Скорее всего, этот процесс затянется на годы - слишком емкая задача, даже для профессионалов со всего мира.
Первые шаги к созданию интеллектуальной системы, которая в автоматическом режиме могла бы предупреждать водителя об опасностях и создавать комфортные условия поездки, в большинстве развитых стран были сделаны в 80-е годы. Первопроходцем в этой области стала Япония. Исследование и внедрение комплексной системы управления автомобильным транспортом в стране восходящего солнца начались в 1973 году. В 1996 году пять министерств Японии, объединенных в Штаб, возглавляемый премьер-министром, при участии академических кругов, промышленности и специально созданной структуры "ИТС-Япония", начали реализовывать "Комплексный план для ИТС в Японии".
В Соединенных штатах развитие ИТС базируется на национальных программах, которые реализует Министерство транспорта. В 1991 году Конгресс США впервые учредил разработанную Минтрансом США Федеральную программу — Пятилетний национальный программный план развития ИТС. В 1996 году началась разработка программы стандартов ИТС по списку критических интерфейсов.
Европейский Союз в 2006 году принял документ "Европа в движении. Устойчивая мобильность для нашего континента", в котором выдвинута концепция интеллектуальной мобильности (intelligentmobility). Она предполагает, что в перспективе автомобили, поезда или суда должны иметь столь же развитое оборудование связи, навигации и управления, что и самолеты. В феврале 2009 года комиссия ЕС начала процесс фундаментального пересмотра политики Трансъевропейской транспортной сети для формирования единой мультимодальной сети.
Это всего лишь несколько примеров. По ним видно, что разработка транспортных систем ведется не одно десятилетие, и эта работа до сих пор не прекращается. Единственная полноценная ИТС в России вводится на кольцевой автодороге (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Наличие интеллектуальной системы на трассе предполагалось еще на этапе проектирования, но серьезная работа в этом направлении началась лишь в 2008 году. За пять лет на кольцевой появились сотни датчиков, камер видеонаблюдения, экранов переменной информации, которые сформировали автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД). Также действует еще ряд подсистем. Этот комплекс оборудования станет полноценной ИТС, лишь когда будет окончательно доработано программное обеспечение, созданное специально для этой трассы - «мозг» системы. Как отмечают разработчики, эта программа может стать ядром ИТС и на других российских дорогах.
За внедрение интеллектуальной системы теперь хочет взяться и МЧС России. Традиционно поводом для принятия мер послужило чрезвычайное происшествие. Пробка, растянувшаяся почти на 200 километров, на несколько дней сковала федеральную трассу М-10 «Россия» после снегопада в конце ноября. Руководитель ведомства Владимир Пучков уверен, что система под названием «Умная автотрасса» «позволит избежать многих проблем, как при загруженности трасс, так и при чрезвычайных ситуациях».
На заседании Общественного совета при МЧС России глава министерства заявил, что эту систему планируется отработать уже в следующем году. И ведомство не собирается ограничиваться одной лишь «Россией». В стратегических планах МЧС оснастить подобной системой все федеральные трассы страны.
Идеи «умной дороги» уже давно витали в кабинетах руководителей Управления автомагистрали «Москва-Санкт-Петербург», которое занимается эксплуатацией М-10. Но создание такой системы удовольствие не из дешевых: сотни километров кабеля, оборудование, датчики. Именно поэтому реализация проекта откладывалась на неопределенный срок. Теперь этим, возможно, все-таки займется МЧС.
199034,
Россия,
Ленинградская область,
Санкт-Петербург,
лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789