На магистрали М-10 «Россия» может появиться система информационно-аналитического контроля «Умная автотрасса». Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков. Каким образом эта система может быть реализована на практике, корреспонденту «ДорИнфо» рассказали в ЗАО «НефтеГазОптимизация» - компании, которая занимается разработкой интеллектуальной транспортной системы на кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга.

Детекторы, контроллеры и информация о погоде
На магистрали М-10 «Россия» может появиться система информационно-аналитического контроля «Умная автотрасса». Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков. Каким образом эта система может быть реализована на практике, корреспонденту «ДорИнфо» рассказали в ЗАО «НефтеГазОптимизация» - компании, которая занимается разработкой интеллектуальной транспортной системы на кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга.

С точки зрения МЧС, это, прежде всего, система сбора различного рода информации о текущей ситуации и состоянии дороги в режиме реального времени. Анализ этих данных позволит организовать взаимодействие медицинских, спасательных, пожарных, правоохранительных служб и дорожно-эксплуатационных организаций при ЧС и координировать их работу. Система, в том числе, может быть использована и для снижения риска возникновения ЧС. Для министерства по чрезвычайным ситуациям первоочередное требование к дорогам – безопасное движение. Для решения этой задачи, скорее всего, будет использоваться оборудование для сбора информации и ее передачи участникам дорожного движения. Основными источниками информации, поступающей с «умной дороги», служат несколько подсистем.

В первую очередь - это сеть автоматических метеостанций. Они собирают информацию о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия. Такая подсистема может заблаговременно предупреждать о надвигающемся циклоне, или о возможном образовании льда.

Информация о погоде может санкционировать введение скоростных ограничений, в том числе запуск специфических управляющих сценариев дорожного движения. Данные, собранные метеостанцией, автоматически передаются в центр управления дорогой и непосредственно на знаки переменной информации, предупреждая водителей о возможных опасностях.

Программное обеспечение современных метеостанций позволяет контролировать также и качество обслуживания дорог дорожно-хозяйственными организациями в зимнее время. За счет постоянного мониторинга погодных условий и ведения аналитических отчетов есть возможность сравнить и оценить качество дорожного обслуживания и, как следствие, адекватность выставленных счетов. Например, подрядчик выставляет счет за обработку дороги реагентом на конкретную дату, а система говорит о том, что в этот день на дорогах было сухо, и обработка не проводилась или не требовалась. Таким образом, оценка стоимости и возможность осуществления финансового контроля позволяет рационально управлять расходами обслуживания дорог, исключая завышение цен подрядчиками, как на долговременной основе, так и при выставлении разовых счетов.

Также на трассе могут быть внедрены детекторы транспортного потока, которые передают информацию о его интенсивности, средней скорости и плотности. Дорожные контроллеры, собирающие телеметрическую информацию с детекторов, направляют данные на знаки и табло переменной информации.

Важны и системы видеонаблюдения, которые позволяют автоматически фиксировать инциденты в области видимости. Сейчас существуют системы, которые могут определять ДТП, непредвиденную остановку автомобилей, выпавший груз, пожар и движение против потока. Естественно, этими системами оборудуются наиболее опасные участки дороги. Системы автоматического обнаружения инцидентов состоят из закрепленных над дорогой нацеленных на определенный участок видеокамер и аналитического программного обеспечения (ПО). Такая система сообщает оператору место и тип зафиксированного инцидента.

Основными источниками информации для водителей станут размещенные на автомагистрали ТПИ и ЗПИ (табло и знаки переменной информации) с шагом в несколько километров. На экранах в режиме on-line будут отображаться сведения о постоянно меняющейся дорожной обстановке, пробках, ДТП, состоянии дорожного покрытия и погоде. Также все полученные данные будут стекаться на центральный пункт управления.

«Умная автотрасса» позволит решить ряд задач: автоматически управлять дорожным движением на дороге и транспортных развязках; собирать информацию о характеристиках транспортных потоков путем видеонаблюдения; осуществлять аварийно-вызывную связь в случаях дорожно-транспортных происшествий; собирать метеорологические данные. Результатом работы такой комплексной системы станет снижение временных задержек на трассах; увеличение скорости потока и повышение безопасности автомобилистов.

Внедрение подобной системы сопряжено с определенными сложностями. На сегодняшний день в РФ только начинает внедряться автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) и ее элементы. Готовых реализованных проектов по созданию комплексной интеллектуальной транспортной системы (ИТС), как в масштабе одного города, так и одной автомобильной дороги, сегодня нет. В настоящее время готовится к сдаче пилотный проект ИТС на кольцевой автодороге (КАД) Санкт-Петербурга. Это уникальный проект, и уже сейчас его можно назвать успешным. Долгое время система работала в тестовом режиме, что позволило разработчикам привести ее в соответствие со всеми современными требованиями.

Процесс от разработки и утверждения проекта до его реализации на трассе М-10 «Россия» может занять долгое время, а также, потребовать солидных финансовых вложений. Несмотря на серьезные затраты, ожидаемый эффект стоит того. Система поспособствует снижению аварийности и сокращению дорожно-эксплуатационных расходов. Увеличится средняя скорость движения, уменьшится масса выбросов окиси углерода, углеводородов, окислов азота и других вредных веществ, снизится потребление горючего. Но чтобы система эффективно работала, МЧС придется создавать соответствующую инфраструктуру, позволяющую быстро реагировать на чрезвычайные ситуации: мобильные группы, посты оперативного реагирования и так далее.

«Умная автотрасса» может быть интегрирована в ИТС, которая разворачивается на КАД вокруг Санкт-Петербурга. Уже сейчас предполагается, что кольцевая будет связана с городской АСУДД. Разработчики программного обеспечения «ИНТЕЛЛЕКТтрафик» предусматривают возможность модернизации системы для учета информации со смежных с КАД дорог, в их числе может оказаться и М-10.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789