Какие изменения ждут Петербургскую кольцевую автодорогу в 2014 году? И как дорожники собираются бороться с бескультурьем водителей на одной из самых современных магистралей России? Об этом и многом другом в интервью порталу «ДорИнфо» рассказал директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» Вячеслав Петушенко.

Какие изменения ждут Петербургскую кольцевую автодорогу в 2014 году? И как дорожники собираются бороться с бескультурьем водителей на одной из самых современных магистралей России? Об этом и многом другом в интервью порталу «ДорИнфо» рассказал директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода "Санкт-Петербург" Вячеслав Петушенко.

Минимум ограничений

- Вячеслав Петрович, какие ремонтные работы ожидают кольцевую дорогу в текущем году, и во сколько они обойдутся федеральному бюджету?

- В этом году перед нами стоит несколько больших и ответственных задач. Одна из них – это замена слоя износа. Общая длина всех участков, где будем менять верхний слой, получается где-то 78 км. На это уйдет 470 млн. рублей.

Менять слой износа и параллельно с ним ремонтировать деформационные швы традиционно начнем в первых числах июня, а завершить эти работы постараемся к концу августа. Это как раз период отпусков, когда на дороге меньше всего водителей.

Ремонтные работы, кроме северного и западного участков, затронут всю кольцевую, и в разное время будут проходить на разных полосах. Но одновременно на участке может быть закрыта лишь одна полоса. Больше всего «достанется» второй полосе внутреннего кольца. Но и на ней движение будет ограничено на очень короткое время.

Слой износа на участках заменим довольно быстро. Самый большой подряд у ЗАО «ВАД» - приблизительно 40% от всего объёма работ. Со своим заданием они справятся за две недели.

В этом году отремонтируем 12 деформационных швов. В прошлом году сделали 6 штук. И если раньше подрядчики у нас это делали достаточно медленно, то сейчас процесс налажен гораздо быстрей. Единственная причина, по которой движение приходится перекрывать надолго, - это набор прочности бетона. Но и эту проблему мы пытаемся решать: в бетонную смесь кладем добавки, которые увеличивают скорость набора прочности. И в первые 3-4 дня бетон набирает до 70% своей прочности. Применяем также добавки и для уменьшения деформаций, которые возникают от вибрации проезжающих по соседним полосам машин.

При этом подготовительные работы на полосе мы проводим днем, а фрезеруем - ночью. Если же будем укладывать или фрезеровать днем, то вольно или невольно заденем и соседние полосы. Мы ведь тоже не хотим слышать по радио: «На кольцевой опять пробка!» Если заторы там и возникнут, то уж точно не из-за проведения ремонтных работ, а по причине невнимательности водителей.

- От водителей очень часто приходится слышать: мол, едем, все закрыто-перекрыто, а никто не работает!

- Работы на трассе ночью идут. Представьте себе элементарную картину. Начали мы укладывать асфальт, а тут и шов надо сделать. Это значит, придется залезть на соседнюю полосу и тоже ограничить на ней движение. К месту укладки еще должна подъехать и машина с асфальтом, которой надо развернуться. Соответственно, движение рядом тоже ограничиваем. Собирается пробка, преодолев которую, грузовик приедет уже с холодным асфальтом. Ночью машина с материалом с завода доберется и за полчаса, а днем на это уйдет несколько часов. Если огороженный участок пустует день - это не значит, что там все брошено. Но если он в таком виде простоит дня три – тогда скандал. Вот тогда мы начнем разбираться, почему подрядчик не укладывает асфальт.

- В ГАТИ часто жалуются на заказчиков, которые поздно проводят аукционы по выполнению работ. Из-за этого инспекция не успевает вносить их в свои графики по ограничению движения. Как обстоят дела с графиками у КАД?

- Вся договорная кампания у нас завершена. Подрядчики на каждый рубль кольцевой выбраны. И сделали мы это все в январе. Сейчас мы согласовываем графики работ подрядчиков прямо по дням и часам. Кажется, вроде бы ерунда, но для движения на дороге это очень важно. А то ведь водители часто едут и ругаются: вот, опять дорожники асфальт уложили и никого не пускают. Да, действительно мы никого на участки с уложенным асфальтом сутки не пускаем. Асфальт должен стабилизироваться. Чтобы потом не возникали другие нарекания по поводу колеи. А откуда она берется? Вот поехали по горячему асфальту – и уже через 2-3 недели получили колею.

При этом информацию в ГАТИ о своих работах мы предоставляем ежедневно. Есть у нас один напряженный момент. Шафировский проспект закрыт до 30 июня. Мы убедительно попросили ГАТИ и заказчиков работ выдержать сроки ремонта на участке безоговорочно. Потому как у нас в этом месте своих ремонтных работ очень много. Мы под этот срок закрытия проспекта свои графики составляли. И если вдруг сроки сорвутся, а мы будем вынуждены приступить к работам на этом участке, то получится транспортный коллапс. Поэтому мы заказчика и ГАТИ попросили поставить нас в известность, если у них произойдут какие-либо изменения.

Тележки для Вантового моста

- Какие еще работы будут проходить на кольцевой?

- Еще одна ответственная задача на этот год - покраска и наведение порядка в коробчатых сечениях Вантового моста через Неву. На такие планово-предупредительные работы выделено 200 млн. рублей. Мы частично окрасим первую очередь моста, которая была построена 10 лет назад. Затем проведем работы по водоотводу внутри коробчатых сечений.

И еще мы планируем установить тележки под мостовым пространством. С их помощью будет удобно осматривать нижнюю часть перехода и проводить различные работы. Во время строительства моста они были, потом от них отказались. Но теперь мы понимаем, чтобы заглянуть под мост на высоте 30 метров, надо или так называемую «золотую ручку» - «палфингер» (кран-манипулятор – прим. авт.), использовать, или баржу ставить на Неве с интенсивным движением. Проще сделать тележки в каждом пролете.

IMG_0666.JPGНе забываем и про содержание кольцевой автодороги. Магистраль надо убирать, очищать, косить вдоль нее траву, заменять на ней барьерное ограждение, дорожные знаки и освещение и т. п. На все это выделено еще порядка 2 млрд. рублей.

- Намечена ли реконструкция на магистрали в 2014 году?

- К реконструкции мы приступим в следующем году. Речь идет о северном участке от Горского до Приозерского шоссе, который был построен почти полтора десятка лет назад. Он не рассчитан на современную интенсивность движения.

Проезжую часть на этом участке расширим до шести полос. По проекту мы уже получили положительное заключение госэкспертизы, деньги на следующий год выделены. Будем работать. Возможно, удастся попросить денег и на этот год, чтобы начать раньше. Участок требует проведения множества подготовительных работ. Но не знаю, получится или нет в этом году с финансированием.

- Внесла ли экспертиза какие-либо изменения в проект реконструкции этого участка? Осталась ли прежней сумма стоимости – 13 млрд. рублей?

- Экспертиза нам немного урезала стоимость проекта. Проект стал дешевле процентов на десять. Стоимость первого и второго этапов реконструкции утверждена в размере 5,2 млрд. руб. Третий этап пока рассматривается. К сожалению, на него пока денег нет.

Участок от Энгельса до ЗСД мы доведем до трех полос движения в каждом направлении. Поменяем там системы освещения и электроснабжения, установим систему АСУДД. Причем, автоматическую систему управления дорожным движением соединим с ЗСД. И у нас будет больше возможностей, чтобы предупреждать водителей об изменениях условий на трассе.

- Будет ли на новом участке КАД установлена система освещения на светодиодах, которой недавно оснастили Вантовый мост?

- Во-первых, новую систему освещения еще надо испытать. Второе: светодиоды хорошо работают на определенной высоте от поверхности. Расстояние от проезжей части до уровня, на котором светодиоды установлены на Вантовом мосту, 6-7 метров. Вот на этой высоте система работает хорошо. А на участке, где будет проведена реконструкция, мачтовые опоры у нас высотой 20 метров.

Конечно, светодиоды будут светить, но вопрос: насколько хорошо и станет ли от этого комфортней водителям на проезжей части? Далеко не факт. А если устраивать там систему прожекторов, то может быть еще хуже – водителей может слепить. Поэтому пока инженеры нам не рекомендуют устанавливать светодиоды. Либо же тогда надо менять все установленные высокомачтовые опоры на шестиметровые. Но это нереально.

Работаем в этом направлении. Но пока эффект системы освещения на светодиодах на такой высоте не очевиден.

Мусор на КАД: хватит это терпеть

- Как ни странно, одну из самых современных магистралей страны автомобилисты упрекают в засорённости, особенно на площадках отдыха.

- Приведу несколько цифр. С одной снеговой площадки в прошлом году на Волхонском шоссе - на очень благополучном участке кольцевой - мы вывезли весной пять тысяч тонн смёта - пыль, грязь, банки, окурки. Это только за полгода с одной площадки! Таких площадок у нас три: еще у Вантового моста и у проспекта Энгельса. А за год с кольцевой мы вывозим десятки тысяч тонн мусора!

Нам, конечно, стыдно за то, что творится на площадках отдыха. Но с другой стороны, это говорит о культуре наших водителей. Не сами ведь дорожники там мусорят. А ленивые и бескультурные водители, которые не могут выбросить банки-склянки в отведенные места, а наглым образом сваливают все на площадки. Причем, нередки случаи, когда на площадки самосвалами сгружают мусор со стройки. Но такое хамство и бескультурье больше мы терпеть не намерены. И в самое ближайшее время на площадках установим камеры видеонаблюдения. Будем снимать всех, кто там мусорит, - пусть платят штрафы.

Есть еще одна проблема с мусором, которая, правда, в большей степени касается строительных компаний. Я давно ратую за то, что у всех грузовиков должны быть тенты. Едет машина по городу с песком, щебнем, мусором –накройте груз тентом. А у нас как бывает: нагрузили в карьере песка тонн 50, пока провезли его по кольцевой, осталось 49. И не потому, что тонну песка своровали, – она попросту осталась на дороге. А ведь потом сами водители грузовиков и возмущаются: «У нас такие грязные дороги!».

Порфиритом по кольцу

- Будете ли использовать какие-либо инновационные технологии во время ремонта кольцевой в этом году?

- Основная проблема на кольцевой в последний год – это колея. Причем, колейность – это не следствие некачественной работы подрядчика. Образуется она на четвертой полосе, где едут автомобили с шипами на высокой скорости. При этом на крайней правой полосе, где едут груженые фуры, она вообще не появляется. Причина образования колеи на трассе очевидна и понятна – шипованная резина зимой при высокой скорости движения работает как фреза, а битум при низких температурах становится хрупким материалом.

Появление колеи - одна из наших главных проблем, над устранением которой мы работаем. Четвертый год в дорожном покрытии используем природный каменный материал - порфирит. Он очень трудно добывается, но имеет хорошие физико-механические свойства: устойчив к стиранию. Опыт уже показал, что применение порфирита продлевает срок службы верхнего слоя дорожного покрытия, как минимум, на 50 процентов. К примеру, порфиритом у нас уложен четырехкилометровый участок от Горской до Выборгского шоссе.

- Порфирит - материал ведь не дешевый?

- Этот материал для нас, как для заказчика, стоит не дороже, чем габбро-диабаз. Поставщик идет на снижение своей прибыли или вообще отказывается от нее для продвижения этого материала. Своего рода рекламная акция от нашего подрядчика.

Кроме того, мы постоянно экспериментируем с различными добавками в бетонную смесь. В прошлом году начали добавлять резиновую крошку. Повсеместно перешли на щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Практически не применяем простой битум – только полимеро-вяжущие материалы.

Все наши подрядчики стараются предложить и внедрить какую-либо новинку в материалы, которые используются на кольцевой. Что-то мы применяем, что-то не подходит для дорог с высокой степенью интенсивности движения. Так, мы отказались от гранитных щебней, от асфальтобетона типа А, где содержание зерен - 50-55%, и перешли на ЩМА, где тот же показатель достигает 70%.

В этом году продолжим использование порфиритов, резиновой крошки, а также будем работать с добавками в битумы, предложенными французской фирмой Vinci.

Методом проб, но практически без ошибок, мы достигли того, что кольцевая автодорога – одна из немногих трасс в стране, которая не закрывается на весеннюю просушку. Не было у нас ограничений в движении даже при температуре более 30 градусов – на дороге не происходит пластической деформации. Могу сказать, что техническими решениями, которые применены на кольцевой, мы можем гордиться.

- Как продвигаются дела с созданием испытательных полигонов Росавтодора? Один из них ведь должен появиться в Санкт-Петербурге?

- За счет средств федерального бюджета было подготовлено технико-экономическое обоснование необходимости строительства полигонов в России. Было выбрано четыре региона с разными климатическими условиями. Росавтодор принял решение, что первый такой полигон появится у нас в Санкт-Петербурге. Организован он будет на участке между Горской и ЗСД. Его проектирование намечено на 2014-2015 годы, реализация проекта - на 2016-2017 годы.

В первую очередь, это будет мощный лабораторный корпус, где будут испытываться все дорожно-строительные материалы. Причем, не только применяемые. На базе полигона мы сможем проектировать дороги в зависимости от климатических условий и интенсивности движения. Не все же трассы в стране должны быть такой же конструкции, как, например, кольцевая в Петербурге. Интенсивность движения на КАД - 220 тысяч автомобилей в сутки. На других трассах она может составлять 10 тысяч автомобилей. В таком случае смысла строить одинаковые по конструкции дороги нет.

Дела судебные

- Недавно одному из ваших несостоявшихся подрядчиков, ООО «Лентрансстрой», удалось в Арбитражном суде оспорить итоги конкурса на содержание магистрали. Однако контракт уже заключен с компанией «Росдорстрой». Что будете делать в этой ситуации?

- Прошла первая инстанция, будет вторая, если надо - третья. К сожалению, судимся мы много – проигрываем редко. Мы свою правоту будет доказывать. Ведь, по большому счету, компании «Лентрансстрой» надо было судиться и не с нами. Они добивались признания конкурса недействительным. Речь не шла о расторжении контракта. Контракт у нас заключен в январе. А что несет за собой решение о признании конкурса недействительным? Чтобы расторгнуть контракт, необходимо соответствующее решение суда по этому поводу. Такого решения нет.

Опасения некоторых по поводу того, что судебные тяжбы задержат начало работ на кольцевой, напрасны. Могу заверить –на сроках работ это не скажется!

IMG_0632.JPGИной раз думаю, что некоторые компании, несмотря на свое стремление с нами судиться, все-таки боятся браться за содержание КАД. В Петербурге компаний, способных содержать кольцевую, на данный момент нет. Городские профильные компании устроены немного по-другому. Взять ту же уборку снега. На кольцевой она идет на скорости 60-80 км/ч при помощи специальных скоростных отвалов. Если мы поставим обычные щетки и начнем убирать грейдерами, то дорога попросту встанет.

- С кем еще судится Дирекция КАД?

- Большой объем составляют дела по выкупу земельных участков. У нас до сих пор идет несколько таких дел. То собственников квартир тяжело отыскать, то владельцам дачных участков денег государственных оказывается мало. Однако, чаще всего, мы выступаем инициаторами разбирательств. Причем, исключительно по одной причине – неисполнение подрядчиками своих обязательств.

- Возникали серьезные проблемы с подрядчиками прошедшей зимой?

- Нынешней зимой особых проблем не было. Хотя кажется, что снега сыпало мало и убирать надо было редко. Но головной боли дорожникам доставили и частые температурные переходы через ноль. А по большому счету, кольцевая дорога зиму перенесла хорошо.

Беседовала Марина Костюкевич

Фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789