Статья «ДорИнфо» о строительстве и ремонте автомобильных дорог в рамках контрактов жизненного цикла
Количество контрактов жизненного цикла (КЖЦ) на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог продолжает расти - тенденция наблюдается последние несколько лет. С чем это связано, в чем плюсы и минусы таких контрактов порталу «ДорИнфо» рассказали в Федеральном дорожном агентстве и в региональных профильных ведомствах. Подробнее - в нашем материале.
КЖЦ - это как?
Контракт жизненного цикла - это контракт, при котором подрядная организация обязуется не только провести ремонт/реконструкцию/строительство объекта, но и содержать его определенный период времени после выполненных работ.
В пресс-службе Росавтодора рассказали, что введение практики заключения контрактов жизненного цикла в регионах - одно из важнейших направлений федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». При этом отметили, что для дорожной сферы КЖЦ - явление относительно новое, широкое распространение такие договоры получили в 2019 году благодаря проекту «Безопасные качественные автомобильные дороги», который позже был трансформирован в национальный проект «Безопасные качественные дороги».
«Такой договор предусматривает не только проведение дорожно-строительных работ, но и последующее содержание подрядной организацией объекта на протяжении нескольких лет. Именно поэтому такие контракты для подрядчиков - мотиватор для выполнения качественного ремонта, который впоследствии не придется переделывать», - отметили в пресс-службе Росавтодора.
Среди плюсов КЖЦ, которые выделяют дорожники, - гарантия финансовой и экономической устойчивости подрядных организаций, а также круглогодичная занятость их работников. «Благодаря заключению таких договоров, подрядчик сможет на несколько лет вперед понимать те объемы работ, которые предстоит выполнять. Это даст возможность своевременно закупить материалы, подобрать хорошую технику и, как результат, больше сконцентрироваться на качестве ремонта», - отметили в пресс-службе ФДА.
Сегодня работа по КЖЦ ведется только на региональных объектах, входящих в дорожный нацпроект. Согласно данным пресс-службы Росавтодора, по итогам 2021 года фактическое количество контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог регионального значения в рамках БКД составило 253 штуки, из которых 84 - контракты жизненного цикла (33 % от общего числа договоров). В 2022 году фактическое число заключенных КЖЦ субъектами РФ в рамках нацпроекта составило 16 штук. В частности, сейчас по таким контрактам выполняют реконструкцию объезда села Герменчук в Чеченской Республике, капремонт участка дороги «Моршанск - Пичаево» в Тамбовской области и реконструкцию отрезка трассы «Гели - Талги» в Республике Дагестан и др.
Портал «ДорИнфо» уточнил в пресс-службе Росавтодора, возникают ли трудности при поиске подрядной организации для выполнения дорожных работ в рамках КЖЦ. В Росавтодоре заявили, что сведений о сложностях не поступало.
Работы по КЖЦ на Сахалине
В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что в целях достижения показателя «Доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения» предусмотрено ежегодное увеличение доли КЖЦ в общем количестве заключаемых в соответствующем году контрактов.
Первые два КЖЦ на капремонт дорог в области заключили в прошлом году, еще один - в этом. Таким образом, сейчас работы по контрактам жизненного цикла выполняют на трех объектах: это дороги «Невельск - Томари - аэропорт «Шахтерск» с 98-го по 100-й км, Северо-западный объезд Южно-Сахалинска с 4-го по 10-й км и «Лиственничное - Охотское» с 0-го по 5-й км.
В Минтрансе региона назвали положительные и отрицательные стороны КЖЦ. Один из плюсов заключается в том, что конкурентные процедуры проходят не в несколько этапов, а один раз, тем самым ответственность за модернизацию объекта и его последующее содержание ложится на одного исполнителя, а не разделяется между несколькими компаниями. Второй положительный момент - фиксированный размер выплат позволяет рационально планировать бюджет, растягивая оплату во времени по этапам реализации.
К минусам отнесли тот факт, что большинство подрядных компаний специализируется на одном виде работ (строительство/реконструкция/капремонт), что вынуждает их привлекать субподрядчиков для последующего содержания объектов.
«[Также] проблемы могут возникнуть с расчетом точной цены в условиях изменчивой экономической обстановки, таким образом, существует риск нереализации КЖЦ из-за вероятных просчетов по ошибке заказчика или подрядчика», - отметили в пресс-службе Минтранса Сахалина.
Увеличение числа контрактов жизненного цикла в Оренбуржье
В Министерстве строительства, жилищно-коммунального дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области рассказали, что количество КЖЦ в регионе с каждым годом увеличивается. Так, в 2019 году было заключено три таких договора, в 2021 году - шесть, в 2022 году - восемь.
«Общий километраж дорог, на которые распространяется действие контрактов, составляет около 120 км - это 12 % от общего количества государственных контрактов за 2019-2022 годы на ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию дорог регионального и межмуниципального значения», - сообщили в Минстрое региона.
В настоящий момент работы по КЖЦ идут на дороге «Секретарка - Дымка» в Северном районе, на подъезде к селу Никольское и на надземном пешеходном переходе на трассе «Оренбург - Беляевка» в Оренбургском районе, на дорогах «Оренбург - Беляевка» и «Беляевка - Желтое» в Беляевском районе, на трассе «Бузулук - Колтубановский» в Бузулукском районе, на автодороге «Ивановка - Сорочинск - Ташла» в Сорочинском городском округе и на трассе «Орск - Шильда - граница Челябинской области» в Адамовском районе.
«Несмотря на то, что подрядные организации Оренбургской области заинтересованы в качественном выполнении работ на объектах ремонта в целях уменьшения усилий и финансовых затрат на содержание, КЖЦ являются одним из способов обеспечить необходимый уровень содержания дорог в период действия гарантийного срока», - подчеркнули в Минстрое Оренбуржья.
Опыт Камчатки
Активное заключение контрактов жизненного цикла с их ежегодным увеличением в Камчатском крае началось с прошлого года. Это было обусловлено необходимостью достижения показателя «Доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» - об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона.
По мнению регионального Минтранса, к достоинствам КЖЦ можно отнести отсутствие необходимости проведения конкурентных процедур по определению подрядчика на содержание объекта и повышенную ответственность подрядчика, обусловленную необходимостью дальнейшего содержания дороги. Кроме того, подрядчик, выполнивший капитальный ремонт, знает его нюансы и особенности, что положительно сказывается на качестве дальнейшего содержания этого объекта.
«К недостаткам КЖЦ можно отнести проблематичность осуществления расчета точной цены в условиях изменчивой экономической обстановки, что критически сказывается на желании потенциальных подрядчиков принимать участие в тендерных процедурах. Возможен риск расторжения КЖЦ со стороны подрядчика, обусловленный существенным повышением стоимости материалов, применяемых при содержании объекта в года, следующие за годом заключения», - рассказали в Минтрансе Камчатки.
Также добавили, что существует риск участия в электронных торгах тех организаций, который территориально не расположены в регионе - это может привести к невозможности реализации КЖЦ по той причине, что подрядчик не сможет найти субподрядную организацию на территории края.
Сегодня на Камчатке реализуется восемь КЖЦ: это ремонт дорог «Петропавловск-Камчатский - Налычево» с 13-го по 18-й км, «Петропавловск-Камчатский - Мильково» с 289-го по 297-й км, «Начикинский с/х - Усть-Большерецк - Октябрьский с подъездом к пристани Косоево и колхозу Октябрьской революции» с 64-го по 75-й км и с 85-го по 99-й км, «Мильково - Ключи - Усть-Камчатск» с 84-го по 94-й км, капремонт трассы «Елизово - Паратунка» (1 этап) и реконструкция дороги «Петропавловск-Камчатский - Мильково 40-й км - Пиначево с подъездом к поселку Раздольный и к базе с/x Заречный» (1 и 2 этапы).
Реконструкция и строительство дорог по КЖЦ в Красноярском крае
В Красноярском крае практика заключения контрактов жизненного цикла началась в 2019 году в рамках реализации дорожного нацпроекта. Как рассказали в пресс-службе Министерства транспорта региона, в 2019 году в Красноярском крае было восемь объектов КЖЦ, в 2020 году - 15, в 2021 году - 2, в 2022 году - 1.
«В 2022 году внесено важное изменение в принцип заключения КЖЦ с подрядчиком. Если раньше такие контракты заключались на ремонтные работы, то теперь это более объемные работы «в комплексе» - реконструкция или строительство с последующим обслуживанием объекта на срок не менее трех лет», - отметили в пресс-службе регионального Минтранса.
В настоящий момент по КЖЦ идет строительство автодорог «271-й км а/д «Красноярск - Енисейск» - Высокогорский» и «Обход Высокогорского», а также реконструкция трассы «Епишино - Северо-Енисейский» с 0-го по 8-й км.
В пресс-службе Минтранса края отметили, что принцип контракта жизненного цикла позволяет существенно улучшить качество производства работ, усилить степень ответственности исполнителя, подрядчик сам заинтересован в качестве выполняемой работы. Однако есть и отрицательные моменты.
«Главный минус носит юридический характер. Лучше заключать КЖЦ на новые объекты, потому что объекты по текущему содержанию автомобильной дороги фиксируются контрактом на длительный период. Если на этой автодороге намечается ремонт, то ремонтируемый участок необходимо исключать из контракта по содержанию и «перекидывать» в контракт по ремонту. В связи с этим возникает необходимость долгосрочного планирования торгов на работы по содержанию. Исключать участки, где запланирован ремонт. А так как планы ремонта могут меняться, возникает риск того, что определенный объект может остаться без работ по содержанию», - рассказали в пресс-службе Минтранса Красноярского края.
Стоит отметить, что по плану - с каждым годом количество контрактов жизненного цикла на ремонт и реконструкцию дорог будет расти. Согласно информации, размещенной на официальном сайте нацпроекта «Безопасные качественные дороги», к 2030 году доля КЖЦ от общего числа заключенных контрактов на дорожные работы должна составлять 40 %.
Виктория Брылёва