199034 +7(812)2450568

Цветная революция в асфальте

Цветной асфальтобетон покоряет дороги в России. Красное, бордовое, белое и зеленое покрытие можно встретить на тротуарах, велодорожках, мостах и тоннелях в городах России, в частности, в Санкт-Петербурге и населенных пунктах Ленинградской области. Цветную асфальтобетонную смесь производит ГК «АБЗ-1». Как рассказала руководитель направления продаж по новым продуктам ОАО «АБЗ-1» Анастасия Никитина, цветной асфальт - это эстетично, безопасно и экологично. В конце мая на площадке организации в Пушкине прошла дискуссия на тему развития городской инфраструктуры, повышения безопасной среды и туристической привлекательности благодаря внедрению инновационного покрытия. Подробнее - в материале портала «ДорИнфо».

IMG_0908-001.JPG

Когда асфальт стал цветным

Эксперименты по производству и укладке цветных асфальтобетонных смесей начались в 2004 году. Об этом корреспонденту «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ГК «АБЗ-1». В первые годы специалисты освоили выпуски литого красного асфальтобетона, из которого сделали покрытие на мостах в Екатерининском парке в Пушкине. В лаборатории предприятия подобрали рецептуры широкой цветовой гаммы как на основе черного нефтяного битума, так и на специальных бесцветных или прозрачных марках вяжущего зарубежных производителей. В 2015 году организация начала выпускать свое прозрачное синтетическое вяжущее B2Color.

IMG_0944-001.JPG

Одним из ярких примеров применения уникальной технологии стал Яхтенный мост в Санкт-Петербурге. Здесь в 2017 году в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018 уложили голубое покрытие из ЩМА 15 на пешеходной дорожке и красную песчаную плотную асфальтобетонную смесь на велодорожке. В 2019 году в Выборгском районе Ленинградской области красный мелокозернистый асфальт появился на дорогах в коттеджном поселке «Liikola club». По словам Анастасии Никитиной, в последующие годы на территории поселка велось жилое строительство, по дорогам регулярно ездила спецтехника с тоннажем примерно 30 тонн: несмотря на нагрузки, с асфальтобетоном ничего не произошло, он только запылился. Синий и красный асфальт уложен на путепроводе во Всеволожске, зеленый - на улице Бестужевской в Петербурге, бордовое песчаное асфальтобетонное покрытие устроено на тротуаре между Буграми и Мурино, много цветных дорожек в жилых комплексах Санкт-Петербурга. За пределами Северной столицы технологию можно наблюдать в Калининграде - на мосту Высокий устроено серое, красное покрытия из литой асфальтобетонной смеси с нанесением декоративной печати формы плитки. В Тюмени красный асфальт уложен в сквере Александра Моисеенко. Также цветной асфальт применялся в Москве. Как уточнили в пресс-службе ГК, в текущем году укладка цветного асфальта продолжится. Прозрачное полимерное вяжущее для B2Color производят из российских ингредиентов.

Уччастникам дискуссии рассказывают о цветном асфальте-001.JPG

IMG_0940-001.JPG

Как рассказала в рамках дискуссии руководитель направления продаж по новым продуктам ОАО «АБЗ-1» Анастасия Никитина, за рубежом цветные дорожки присутствуют в городе Портленд в США, провинции Хатай в Турции, Рио-де-Жанейро в Бразилии, Лондоне в Великобритании, Копенгагене в Дании, Токио в Японии.

«Мне очень нравится опыт в Голландии. У них очень много красных велодорог. И дороги не только в черте города, но в принципе везде. Они научились их правильно укладывать и правильно использовать», - рассказала Анастасия Никитина.

Анастасия Никитина рассказывает о цветном асфальте-001.JPG

Что думают о цветных дорогах петербуржцы

В мае этого года специалисты компании провели опрос среди жителей Петербурга по теме внедрения цветных покрытий, всего было опрошено 236 человек. Так, более 90 % респондентов отлично относятся к яркому цветному дорожному покрытию в городском ландшафте, столько же считают, что выделение цветом опасных зон (велополос, трамвайных остановок) на дорогах повысит внимание водителей, велосипедистов и пешеходов. Почти 80 % опрошенных считают, что количество велосипедистов увеличится, если в городе будут выделенные цветные велодорожки. Около 50 % респондентов будут чувствовать себя защищенными от внешних угроз со стороны других участников движения при передвижении по выделенной красной полосе, еще 22-м % опрошенных в таком случае станет чуть спокойнее.

В дискуссии на заводе АБЗ-1 приняли участие представители велодвижений, Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» и др. Участники мероприятия, обсуждая влияние цветных дорожек на безопасность, отметили, что выделение пешеходных тротуаров, велодорожек яркими цветами необходимо для комфортного и безопасного передвижения.

Дискуссия - наше фото-001.JPG

«Цветная велодорожка соседствует с тротуаром - это хорошая комбинация. Пешеходу сразу видно, где его зона, а где велосипедная. <...> Между велосипедистами и пешеходами существует взаимная неприязнь из-за того, что каждый не видит где едет и ходит», - сказал участник велодвижения «Пошли-поехали» Илья Гуревич.

Парковка в красном асфальте в Пушкине-001.JPG

Также участники дискуссии пришли к единому мнению о том, что в целях безопасности и эстетичности можно было бы на выделенных полосах для общественного транспорта в Петербурге укладывать бирюзовый асфальтобетон - в цвет транспорта.

Как производят цветной асфальт

По словам Анастасии Никитиной, цветной асфальтобетон не отличается от обычного по антискользящим свойствам, смесь не уступает по прочности сцепления с сухим основанием. На мероприятии представитель велодвижения «Пошли-поехали» Константин Мазеин поделился личным опытом езды на красных велодорожках в Петербурге. Он отметил, что каких-либо отличий цветного покрытия от обычного он не заметил.

На площадке АБЗ-1 производят асфальт из яркой цветовой палитры и приглушенных цветов, приближенных к природным. Для изготовления яркой асфальтобетонной смеси прозрачное полимерное вяжущее соединяют с пигментами органического происхождения, каменными материалами (щебень, песок, минеральный порошок) и добавляют цветное покрытие по согласованию с заказчиком. При производстве асфальта с более природным оттенком прозрачное полимерное вяжущее соединяют с каменными материалами (щебень и песок цветные, галька скатанная, минеральный порошок, светоотражающие наполнители (люминоформы) и добавляют покрытие без пигмента (цвет натурального камня).

Погрузка асфальтобетонной смеси-001.JPG

IMG_0921-001.JPG

В процессе асфальтирования дорожники сначала укладывают нижний слой из горячего песчаного высокопрочного асфальтобетона марки I по ГОСТ 9128-97 и затем устраивают 5 см слоя из красного асфальтобетона.

Срок эксплуатации цветного асфальта составляет до 10 лет. По словам Анастасии Никитиной, у такого покрытия низкий уровень износа под воздействием нагрузок, внешних условий, невысокая стоимость жизненного цикла, простота в содержании - для эстетичности цветное покрытие необходимо периодически промывать. Кроме того, цветной асфальт можно переработать - отфрезеровать полотно, добавить немного вяжущего пигмента и уложить еще одно асфальтобетонное покрытие.

«Помимо эстетики и безопасности материалы экологичны, пигменты мы используем органические, в красном мы используем оксид железа. Также цветной асфальт - это туристическая привлекательность», - рассказала представитель компании.

Перспектива цветных покрытий

Как уточнили корреспонденту портала «ДорИнфо» в пресс-службе ГК «АБЗ-1», дорожники ежегодно заказывают цветной асфальт, развитие применения инновационного покрытия наблюдается. Однако некоторые подрядные организации не решаются начать использовать цветной асфальтобетон на дорогах из-за его необычности, новизны.

IMG_0912-001.JPG

Представители велодвижения «Пошли-поехали» отметили важность того, что в Петербурге уже не первый год успешно применяется цветной асфальт, а значит будущее за ним есть. Представитель организации Герман Мойжес подчеркнул, что в теме развития цветного покрытия интересы бизнеса и общественности сходятся.

Красный асфальт на парковке в Пушкине-001.JPG

«Мы крайне заинтересованы в том, чтобы было как можно больше цветного асфальта. Таким образом повышалась бы безопасность, привлекательность. <...> Мы агитируем, везде говорим, что цветной асфальт - безопасно, комфортно, доступно. <...> Ассоциацию воспринимают город и чиновники Ленинградской области, как партнера в диалоге», - сказал Герман Мойжес.

По его словам, сейчас фактором, сдерживающим в том числе внедрение цветных покрытий, является устоявшееся мнение, что город в первую очередь предназначен для автомобилистов.

«Это люди, которые не понимают или не хотят понимать, что город должен меняться в сторону большего использования пешеходного движения, общественного транспорта и велосипедов. У таких людей в приоритете частный автомобильный транспорт. Хотя федеральная стратегия развития транспорта и региональная стратегия говорят, как раз, о деавтомобилизации. И эта классическая такая борьба, которая происходила и происходит во всем мире», - сказал Герман Мойжес.

По мнению большинства участников дискуссии, внедрение цветного асфальта должно быть логичным. Лучше всего разделить дорожное покрытие в городской среде на цветовые зоны. Например, автомобильные дороги оставить в традиционном черно-сером асфальтобетоне, велодорожки сделать красными, отдельный цвет определить для выделенных полос для движения общественного транспорта. Таким образом, участники дорожного движения интуитивно будут понимать, где им можно передвигаться.

Виктория Непогодина

Популярные материалы:
Статьи: