199034 +7(812)2450568

О дорожной пыли и ее уборке на примере Петербурга и Ленобласти

Пыль на дорогах доставляет неудобства автомобилистам и пешеходам. Дорожный смет негативно влияет на экологическую обстановку, сказывается на состоянии здоровья людей, портит внешний облик прилегающих к дорогам территорий. Больше всего пыли на дорожной сети появляется весной. О том, что порождает дорожную пыль, из чего она состоит, как сказывается на экологии, людях, какие существуют традиционные и современные методы уборки пыли на дорогах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - в материале портала «ДорИнфо».

IMG_6448.JPG

Откуда берется пыль на дорогах?

Больше всего пыли на дорогах в Санкт-Петербурге образуется в начале весны, когда при отрицательной температуре еще нельзя проводить поливомоечные работы на проезжей части и тротуарах. Об этом порталу «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе Комитета по благоустройству города. Кроме того, в зимние месяцы и межсезонье отсутствует травяной покров, что тоже способствует появлению пыли.

«Основными видами загрязнений являются сажа от выхлопа двигателей автомобилей, песок от противогололедных материалов, асфальтовая крошка, которая появляется в процессе выбивания шипованной резиной из покрытия дорог, земля, вынесенная из грунта при незаконной парковке автотранспорта на газонах, а также со строительных площадок, мест ремонтных работ», - рассказали в Комитете.

В пресс-службе добавили, что конечно же, наличие взвешенных частиц в воздухе может создать неудобство для горожан. При этом в настоящее время концентрация таких частиц в Петербурге значительно ниже предельно допустимых значений. Информацию о состоянии воздуха в непрерывном автоматическом режиме собирают датчики Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, которые находятся в разных районах города.

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова» рассказала порталу «ДорИнфо, что в крупных городах главный источник пыли - автомобили.

«В Санкт-Петербурге, например, порядка 60 % загрязнений твердыми веществами приходится именно на отходы от использования транспортных средств: это стертый асфальт, частицы шин и тормозных колодок. В них содержится кадмий, никель и свинец. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальной ассоциацией зимнего содержания дорог совместно с Северо-Западным государственным медицинским университетом им. И. И. Мечникова», - сообщила Анна Климентова

Также, по ее словам, свою лепту в появлении весной пыли на дорожном покрытии вносит применение пескосоляной смеси для борьбы с наледью в зимнее время года. «В Северной столице используют 100-150 тыс. тонн ПСС в год. Дело в том, что песок не растворяется и убрать его с поверхности дороги полностью невозможно. К тому же он забивается в поры асфальта, скапливается на обочинах и с установлением теплой погоды поднимается в воздух», - рассказала эксперт.

Вред от пыли

По информации Анны Климентовой, дорожный смет состоит на 80 % из песка, остальная часть - отходы транспортного комплекса с примесями тяжелых металлов. Специалисты Северо-Западного государственного университета им. И. И. Мечникова провели исследования в нескольких крупных российских городах, по результатам которых и были сделаны такие выводы.

«Содержание в смете таких опасных веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец, кадмий в десятки раз превышает предельно допустимые значения. Установлено, что такой песок с дорог является веществом второго класса опасности для человека. А жители городов каждую весну вынуждены дышать этой пылью с дорог, которую поднимает даже легкий ветер», - рассказала руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

Кроме того, Анна Климентова добавила, что ученые в рамках исследований в Санкт-Петербурге в 2013-2017 годах установили взаимосвязь между уровнем заболеваемости детей и проживанием возле дорог. Было доказано, что трассы влияют на здоровье человека не только из-за повышенного шума. Аллергии, проблемы с иммунитетом и легочные заболевания у людей может вызвать дорожный смет.

Негативное влияние оказывает используемый зимой песок и на экологию. По словам Анны Климентовой, почва загрязняется тяжелыми металлами и нефтепродуктами от транспорта, а при попадании песка в реки нарушается экосистема мелкой рыбы и прибрежных рачков.

Методы уборки пыли на дорогах в Ленобласти

В Ленинградской области пыль на региональных дорогах устраняют весной, летом и осенью. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе Комитета по дорожному хозяйству региона. Весной на дороги выводят поливальные машины и «пылесосы», которые убирают наносной грунт.

«С учетом того, что открытой земли в черте населенных пунктов много (газоны, парки, скверы, придомовые территории), всегда остро стоит вопрос о грязи около бордюрного камня. Чтобы минимизировать количество пыли обслуживание региональных дорог в области несколько лет назад перешло на использование солевых растворов вместо песко-соляной смеси. Это позволяет избежать весенних пылевых бурь», - рассказали в дорожном комитете.

По информации пресс-службы, специалисты проводят механическую и автоматизированную уборку пыли на трассах. Дороги с асфальтобетонным покрытием фактически не требуют обеспыливания, с них только убирается грунт и песок. Для этого используют поливальные машины. Летом при уборке пыли с гравийных дорог прибегают к методу обеспыливания.

В Комитете добавили, что в настоящее время рассматривается возможность применения при уборке пыли так называемого «мягкого асфальта», когда асфальтовая крошка проливается битумной эмульсией и затем уплотняется. Такая технология также давно зарекомендовала себя.

Как борются с пылью на дорогах в Петербурге

В Комитете по благоустройству города порталу «ДорИнфо» сообщили, что для удаления зимней грязи и пыли дорожные предприятия Комитета ежегодно выполняют весеннюю зачистку улиц. Дорожные службы в это время заняты ручной зачисткой от загрязнений, скопившихся в лотковой зоне на проезжей части, зачисткой бортовых камней, мойкой разделительных и осевых полос, ограждений, павильонов ожидания пассажирского транспорта, ручной зачисткой и мойкой со шлангом мест, недоступных для механизмов. Также выполняется механизированное подметание и мойка лотковой зоны, проезжей части и тротуаров, помывка и окраска урн.

Мойка дорог и тротуаров на всю ширину выполняется при плюсовой температуре днем и ночью. Она проводится неоднократно, так как загрязнения скапливаются в пористой структуре асфальта. В связи с этим в весенние месяцы расход воды вдвое превышает летний. После того как основная часть грязи удалена, улицы моют специальным средством - шампунем. Средство безопасно для людей и животных, не наносит вреда зеленым насаждениям, но эффективно борется с трудно выводимыми загрязнениями - масляными, мазутными и органическими.

«Самая лучшая технология уборки пыли - это применение воды (питьевого качества) и специальных моющих средств. Технологии более совершенной, чем мойка водой, в настоящее время нет», - добавили в Комитете по благоустройству.

Плюсы и минусы методов уборки дорожной пыли

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова рассказала, что в 1990-е годы в Москве, например, вышел запрет на использование песка для борьбы с наледью. Его заменили на гранитную крошку. Но из-за того, что это очень твердая порода, от нее в буквальном смысле «каменели» газоны и даже ломались эскалаторы. Поэтому 11 лет назад на смену гранитному щебню пришли вещества, на 50 % состоящие из мраморной крошки, на 50 % - из органической соли, растворяющей лед. Такие смеси позволили в 3 раза сократить уровень травматизма зимой и существенно снизить уровень запыленности дорог и тротуаров весной.

В Новосибирске, например, благодаря снижению на 70 % объема использования ПГМ, переходу на более крупные отсевы дробления и растворимые в воде современные реагенты, удалось существенно сократить сроки уборки дорог весной и снизить количество пыли: если раньше с одной улицы весной убирали 20 КАМАЗов грязи с песком, то теперь - всего три, причем не за четыре недели, а за один день. Как результат - количество пыли уменьшилось в 16 раз.

«Весной с дорожной пылью, как правило, борются с помощью пылесосов, работающих на воде, или просто смывая смет водой. Но в марте, когда еще случаются заморозки, водой дороги не помоешь, поэтому мы решили посмотреть на проблему с другой стороны и найти оптимальный состав специального средства для борьбы с пылью. Помимо этого, состав должен был быть безопасен для асфальта. В ходе испытаний и экспериментов в разных городах России был найден наиболее эффективный состав обеспыливателя, который представляет собой солевой раствор в низкой концентрации. Его можно применять на асфальтовых поверхностях, к тому же нужно совсем немного средства - всего 150 мл на 1 кв. метр покрытия. Такие составы смачивают поверхность, «прижимая» пыль, что позволяет удалять до 95 % смета, их можно использовать даже при температурах воздуха от 0 до -10 градусов, а эффект держится до 14 дней», - рассказала Анна Климентова.

По словам руководителя аппарата Национальной ассоциации, метод уборки пыли в Санкт-Петербурге - смачивание дорог водой и подметание - не всегда эффективен, так как может использоваться только при устойчивых положительных температурах, то есть поздней весной и летом. При этом пыление наблюдается даже при отрицательных температурах в сухую погоду и умеренном ветре (от 6 м/с). Таким образом, в бесснежные зимы и ранней весной, когда снег уже сошел, в арсенале дорожных служб нет средств для уборки пыли по всей ширине проезжей части. Пылесосить «на сухую» неэффективно, так как щетки поднимают облако пыли. А летом вода очень быстро испаряется - за 15 минут при температуре +20 градусов.

Борьба с пылью на грунтовых дорогах

Как рассказала Анна Климентова, пыль на грунтовых дорогах - это частицы песка (земли, грунта), которые выбивают колеса автомобилей. Для ее подавления существует множество средств, так как эта поверхность может впитывать в себя вещества.

Для обеспыливания грунтовых дорог, как правило, применяют растворы битумно-вяжущих материалов (эффект может держаться до 30 месяцев), насыщенные рассолы солей или смесь из твердых солей. Делается это главным образом для того, чтобы на поверхности образовалась эластичная пленка, удерживающая пыль на дороге.

Дорожный комитет - грунтовые дороги.jpg

Фото: Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области

Все основные методы по обеспыливанию дорог прописаны в стандарте Р 113.16.01-2020 «Наилучшие доступные технологии. Пылеподавление и предотвращение смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия». В ГОСТе содержатся технические характеристики для каждого вида обеспыливателя, используемого на грунтовых дорогах, угольных разрезах и карьерах, то есть там, где проблема запыленности является наиболее актуальной. Кроме того, в стандарте отдельной таблицей обозначены технические характеристики пылеподавляющих средств для асфальтовых дорог.

В пресс-службе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что летом дорожники проводят обеспыливание участков гравийных дорог, проходящих через населенные пункты. Для этого используется солевой раствор. Основной плюс такого метода – «быстро, относительно надолго и небольшие затраты». При этом, как уточнили в дорожном комитете, необходимо неукоснительно и аккуратно соблюдать технологию, чтобы над гравием встала соляная корка, которая не давала бы пыли подниматься после проезда транспорта.

Виктория Непогодина

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
пїЅ