199034 +7(812)2450568

Земли под дорожные стройки: от общего закона к частному случаю

При строительстве автомобильных дорог зачастую возникают проблемы земельного характера. Необходимость выкупа земель под дорожные стройки, наличие домов на территории будущих трасс - факторы, тормозящие реализацию дорожных проектов. В октябре губернатор Иркутской области Игорь Кобзев рассказал о вопиющих случаях возведения домов на месте планируемого строительства дорожных объектов в регионе, добавив, что местные власти за допущение подобных ситуаций должны нести ответственность по закону. Тема разрешения земельных вопросов при строительстве автодорог в российских регионах - актуальная, и портал «ДорИнфо» решил выяснить, на каком этапе реализации проекта закон устанавливает запрет на возведение зданий в местах планируемого строительства дорог, когда происходит резервация земель под дорожное строительство и какими НПА регулируются земельные вопросы при реализации таких проектов. Подробнее – в нашем материале.

IMG_0003.JPG

Законодательная основа

Решение о резервировании земель принимают уполномоченные органы на основании утвержденной документации по планировке территории объекта, сообщили в ответе на запрос в пресс-службе Росавтодора со ссылкой на ст. 70.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». Одновременно с учетом ст. 10 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218 «О государственной регистрации недвижимости» сведения об утвержденном проекте межевания территории вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе описание местоположения границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания.

Согласно нормам ЗК РФ, не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для строительства, реконструкции федеральных, региональных, межмуниципальных и местных дорог. (п. 7 ч. 5 ст. 27, подпункт 11 п. 8 ст. 39.11 и подпункт 6 ст. 39.16 ЗК РФ).

При этом в Росавтодоре отметили, что согласно ст. 39.11 и 39.16 ЗК РФ факт утверждения документации по планировке территории является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как на торгах, так и без проведения торгов, если работа на этих участках противоречит целям, указанным в утвержденной документации по планировке территории.

«Таким образом, ограничение в обороте земельных участков в связи с планируемым строительством и (или) реконструкцией автомобильных дорог возникает по результатам утверждения документации по планировке территории (проекта межевания территории)», - сообщили в Росавтодоре.

Утвержденная документация по планировке территории должна быть направлена главе поселения/городского округа, применительно к территориям которых выполнена подготовка такой документации. Данная процедура регламентирована ч. 15 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Также документация должна быть направлена в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Такое требование прописано в п. 6 постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561.

В Росавтодоре добавили, что факт резервирования земель позволяет ограничить в обороте только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также предупредить возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ, строительство прудов (преимущественно на земельных участках, находящихся в частной собственности, оборот которых резервированием не ограничивается, или обремененных правами третьих лиц). Таким образом, сохраняется возможность для проведения различного рода гражданско-правовых сделок в отношении зарезервированных объектов недвижимого имущества.

Что с Южным обходом Иркутска?

Власти Иркутской области работают над проектом строительства Южного обхода Иркутска. В октябре губернатор региона Игорь Кобзев в рамках совещания в правительстве возмутился фактом возведения домов на месте планируемого строительства трассы. 

«Мы уже неоднократно сталкивались с вопиющими случаями строительства домов там, где их быть в принципе не должно. К примеру, мы объявили о планах по строительству Южного обхода Иркутска. Прошло некоторое время, и там, где должна пройти дорога, уже стоят дома. Или еще пример: построили школу в Грановщине Иркутского района, заявили, что рядом должна пройти дорога, по которой детей будут доставлять в образовательное учреждение, обеспечивая их безопасность. И здесь вновь такая же ситуация: на месте планируемой дороги возведены дома. Власти на местах, которые такое допускают, должны ответить по всей строгости закона», - сказал глава Приангарья.

Для выяснения причин сложившейся ситуации с Южным обходом Иркутска портал «ДорИнфо» обратился в пресс-службу регионального правительства. Редакция поинтересовалась, какие уже проведены мероприятия в рамках реализации проекта, в том числе были ли выполнены проект планировки территории, резервация земель и другие процедуры. В ответе на запрос в правительстве региона сообщили, что в настоящее время идет подготовка для определения подрядчика по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства объекта. Одна из задач подрядчика - определение оптимального маршрута трассы. После разработки ТЭО и определения маршрута будет проведено резервирование земельных участков и начата разработка проектной документации. Добавим, что весной глава Иркутской области поручал правительству региона приступить к разработке проектной документации на строительство трассы в текущем году. 

Информацию о разработке проекта планировки территории строительства объекта пресс-служба правительства Приангарья в ответе на запрос не указала. Сведения о заключении контракта на проведение работ по разработке проекта планировки и межевания территории указаны на портале Госзакупок. Так, контракт на соответствующие работы был заключен в августе 2019 года с ООО «ППМ «Мастер-План» на сумму 2,1 млн рублей со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года. В документации закупки сообщаются рассматриваемые местоположение трассы и площадь объекта: начало приходится на подъезд к Иркутску в Иркутском районе, конец - на автодорогу «Иркутск - садоводство «Дорожный строитель», протяженность объекта - 18 км, площадь в границах разработки проекта планировки территории линейного объекта - 975 тыс. кв. метров. По техническим параметрам дорога относится ко второй категории и предусматривает четыре полосы движения.

В пресс-службе правительства Приангарья сообщили, что схема проекта Южного обхода Иркутска только прорабатывается, в настоящее время есть предварительные варианты места строительства автодороги, в том числе через рабочий поселок Маркова с плотной жилой застройкой. За информацией о разрешительной документации на строительство домов и землю правительство региона порекомендовало обратиться в администрацию Марковского муниципального образования.

В ответе на запрос в администрации Марковского МО порталу «ДорИнфо» не предоставили сведений о разрешительной документации на землю, на возведение домов, на территории которых предполагается строительство Южного обхода Иркутска. Власти МО сообщили, что генеральный план Марковского МО предусматривает трассировку линейного объекта «Южный обход города Иркутска», проходящую за границами рабочего поселка Маркова. Вариант трассировки автодороги, предложенный Дирекцией по строительству и эксплуатации автодорог области, обсуждался на заседании Министерства строительства региона 26 мая 2021 года. По итогам встречи был принят протокол поручений. Согласно документу, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приангарья необходимо запросить коммерческие предложения у проектных организаций на разработку предпроектной документации по обходу. Дирекции автодорог области поручено представить в Минтранс технико-экономическое обоснование на строительство дороги для принятия окончательного решения по выбору прохождения.

Виктория Непогодина

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
пїЅ