13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

АСВГК ждет концессионера

О создании автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) на федеральных трассах страны Минтранс РФ и Росавтодор говорят уже несколько лет. Однако вполне возможно, что сейчас эта история выходит на финишную прямую, поскольку проект весогабаритного контроля вошел в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартует уже в 2019 году. Это однозначно будет проект государственно-частного партнерства (ГЧП), и пока в нем намерен участвовать только один инвестор — оператор «Платона». Возможно, в конце 2018 - начале 2019 гг. желающих станет больше.

Проект концессии

В октябре 2018 года стало известно, что Правительство РФ рассматривает заявку на создание федеральной системы весогабаритного контроля за счет внебюджетных источников, которая будет включать в себя порядка 400 автоматических пунктов. Вместе с ними предусмотрен и ЦАФАП, который будет способен регистрировать правонарушения в автоматическом режиме.

Эту заявку подала компания «РТ-Инвест Транспортные системы», оператор системы «Платон». По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, других желающих на концессию пока нет, однако, когда проект соглашения будет опубликован, могут появиться и иные претенденты.

«Полагаю, что в этом году мы закончим мероприятия, связанные с формированием проекта соглашения (чем сейчас занимается Росавтодор - прим. ред.), и будем его представлять в Правительство РФ на утверждение. По итогам его утверждения мы сможем говорить о том, что его публикация состоится, и будут определены возможные претенденты», - сказал журналистам Евгений Дитрих в кулуарах выставки «Дорога 2018» в Казани, отмечая, что опубликовать проект концессионного соглашения планируется в конце 2018 - начале 2019 гг.

Причем частная концессионная инициатива от «РТ-Инвест» поступила в Правительство и Минтранс еще в конце 2016 года. Весной 2017 года тогда еще глава Росавтодора Роман Старовойт пояснял, что Кабмину необходимо определить, кто будет стороной концессии от государства, только после этого может быть продолжено взаимодействие. Однако затем компания отозвала свою заявку, поскольку нужно было ее доработать под новые требования Минтранса, а также обсудить проект АСВГК с участниками отрасли. Прямого обсуждения с перевозчиками требовал, в частности, способ информирования водителя и владельца ТС о выявленном нарушении ВСК на каждом конкретном контрольном посту.

Летом 2018 года компания РТИТС подала заявку повторно, решение по ней должно быть принято в 75-дневный срок. По словам Дитриха, этот срок уже подходит к концу. Генеральный директор РТИТС Антон Замков отмечал, что компания готова полностью включиться в работу по данному проекту - сразу, как только заявка будет одобрена. Как минимум 102 рамные конструкции компания может предоставить сразу, еще 100 - установить очень быстро, а закончить первую очередь строительства АСВГК - к 2020 году.

Асвгк_поток.jpg

400 «умных» весов к 2021 году

Проект весогабаритного контроля является составной частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поэтому, как отметил министр транспорта РФ, власти заинтересованы максимально быстро приступить к внедрению АСВГК.

По проекту Минтранса 100 «умных» весов для большегрузов должны заработать на федеральных трассах в 2019 году. К 2020 году их количество планируется увеличить до 300, к 2021-му - до 400. По данным Росавтодора, в рамках нацпроекта до 2024 года предусмотрено размещение 387 автоматизированных пунктов весогабаритного контроля на федеральных трассах, а также на дорогах в 75 субъектах Российской Федерации.

Сейчас на федеральных трассах России установлено 27 пунктов АСВГК, они расположены на территории Республик Бурятия, Карелия, Татарстан, Краснодарского и Алтайского краев, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Тверской, Тульской областей.

АСВГК и «Платон»

При создании системы взимания платы с владельцев большегрузов за проезд по федеральным трассам «Платон» государство не расходовало собственных сходств, все риски были переложены на частного партнера. По мнению замруководителя Росавтодора Дмитрия Прончатова, это очень правильный механизм, который власти хотели бы использовать и при внедрении системы весогабаритного контроля. Еще в марте 2017 года Роман Старовойт отмечал, что как минимум половину рамок системы «Платон» можно будет использовать для развертывания АСВГК на федеральной сети дорог.

«Мы анализировали, сколько рамок стационарного контроля можно было бы совместить с системой весогабаритного контроля. Эксперты называют цифру от 30% до 50%. Это связано с тем, что рамка системы «Платон» не обеспечивает взвешивание. Думаю, минимум половину рамок «Платона» можно будет использовать для развертывания системы, плюс у нас уже готовы к подключению к системе 24 комплекса. Совмещение с системой «Платон» возможно, но потребуется дооборудование», - заявлял тогда Старовойт.

АСВГ_платон_рамка.jpg

Заместитель главы ФДА Игорь Астахов поясняет, что АСВГК будет более «умной» в сравнении с системой «Платон». Требования к участкам и самому оборудованию более инженерно насыщенны, потому как при реализации системы «Платон» необходимо было только, чтобы техника воспринимала государственный номер и считывала сигнал с бортового прибора, который стоит на автомобиле. Основная задача при системе весогабаритного контроля - измерение нагрузки на ось транспортного средства.

«Это физическое воздействие колеса на дорогу, в которую вмонтированы специальные датчики. Они позволяют на скорости замерять нагрузку от каждой оси проезжающего автомобиля. Кроме того, чтобы правильно определить ущерб от автомобиля, необходимо измерять расстояние между осями, количество скатов на оси, нужно проверить автомобиль по базе данных, может, он получил разрешение на проезд со сверхгабаритными нагрузками, и уже не является нарушителем. Все эти параметры, которые необходимо считывать с каждого проезжающего автомобиля, должны быть учтены в этой системе. Это гораздо более «умная» система, нежели система «Платон»», - пояснил в рамках выставки «Дорога 2018» Астахов.

Поскольку административным кодексом РФ за нарушение весогабарита установлен штраф в размере до 450 тысяч рублей, чиновник предполагает, что владельцы большегрузов будут очень тщательно подходить к вопросу, где и как измерялась нагрузка на дорогу. Поэтому готовиться к внедрению АСВГК нужно особенно тщательно.

«Естественно, мы готовимся к внедрению этой системы. Первые посты на наших автомобильных дорогах появились в 2011 году, 3 года они работали в тестовом режиме. Мы очень хорошо понимали меру ответственности, когда предъявляли такие серьезные санкции к нарушителям. С 2016 года эти посты начали работать в реальном режиме, но точку применения санкций мы поставили чуть выше, чем дают нам возможности оборудования. Сейчас законодательно определено, что по нагрузке на ось ошибка составляет до 11%, по общей массе - 5%. На самом деле, возможности оборудования уже гораздо выше, оно намного точнее. Но чтобы избежать ненужных судебных тяжб с владельцами грузовиков, мы установили пока большую погрешность средств измерений», - отметил Игорь Астахов.

Поэтапное внедрение системы

Внедрять систему весогабаритного контроля на федеральных трассах будут поэтапно. К такому решению помог прийти опыт регионов, которые устанавливали посты весового контроля на своих дорогах. В частности, практика Калининградской области показала, что после установки одного поста весового контроля недобросовестные пользователи дорог начинают объезжать его по другим трассам, разрушая их. Поэтому в рамках федеральной АСВГК первым этапом оборудование установят на ключевых точках, после чего власти посмотрят, как перераспределится трафик, и сориентируются, где нужно установить посты на 2-м этапе.

Однако и это решение полностью не обезопасит от водителей, которые любыми путями будут избегать постов: либо они начнут проезжать с закрытыми номерами, либо объезжать альтернативными маршрутами, либо объезжать в зоне поста, но полями. Кажется, что нужно ставить больше камер и оборудования, чтобы справиться с этим, но российские IT-специалисты в Белгородской области смогли обойтись малыми средствами.

«Мы пошли другим путем. Мы оцифровали транспортные потоки, поставили порядка 20-30 камер, которые создают цифровой след автомобиля. Объединив системы фотовидеофиксации на дорогах с весогабаритным контролем, мы боремся с закрытыми номерами. Нейросети вычисляют машину, похожую на ту, что едет с закрытым номером, на участках, где она едет с открытым номером», - рассказал на одном из круглых столов выставки «Дорога 2018» представитель компании ООО «Городские Технологии» Федор Жерновой.

АСВГК.jpg

Специалисты компании также проанализировали машины, которые едут в объезд постов, а не кратчайшим путем, и рекомендовали постам весового контроля список этих транспортных средств для проверки в выборочном режиме. Это тоже сработало и принесло результат. «Также мы поставили камеры рядом с постами весового контроля, которые показали, что за 300 м до поста машина была, спустя 300 м тоже была, а на самом посту ее не зафиксировали: объехала полем, либо был закрыт номер. Всю эту информацию мы собрали и рекомендовали мобильным постам весового контроля эти грузовики для проверки», - пояснил Жерновой.

Всего с помощью 20 камер, простой работы с данными и с информационными технологиями фирме «Городские Технологии» удалось добиться значительных результатов в борьбе с нарушителями. Больших затрат это не потребовало. Все дела, дошедшие до судов, завершились в пользу властей.

Сами же грузоперевозчики отмечают как плюсы внедрения АСВГК, так и спорные моменты. Автоматизированная система весогабаритного контроля - еще один шаг к выходу всех участников транспортной отрасли на дисциплинированную и правильную работу. Она позволит экономить время на доставку грузов, так как взвешивание будет проходить без остановки транспортного средства. Также не будет возможности проезда «по договоренности» или с использованием нелегальных схем». Однако перевозчики опасаются погрешности в работе оборудования, покоя не дает и извечный спор, кто же должен заплатить штраф - перевозчик или грузоотправитель. Отработать все эти моменты необходимо в период тестового режима, который нужен обязательно, считают перевозчики.

Дарья Кильцова

Фото: ООО «Городские Технологии», архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений