В России постепенно к 2020 году планируют внедрить систему автоматического весогабаритного контроля на федеральных трассах
В России к 2020 году Минтранс РФ планирует организовать автоматизированную систему весогабаритного контроля (АСВГК) на федеральных трассах. Об этом на прошлой неделе в рамках научно-практической конференции Росавтодора заявил первый замглавы ведомства Евгений Дитрих. По его словам, систему будут внедрять поэтапно. Портал «ДорИнфо» обратился к перевозчикам с вопросами о том, насколько необходима такая система на федеральных дорогах страны, не боятся ли они «ошибочных» штрафов, не считают ли, что нужен тестовый режим системы, какие видят плюсы и минусы в работе «умных весов» на дорогах.
Весогабаритный контроль на любых дорогах нацелен на обеспечение их сохранности. На региональных уровнях и на федеральном уже появляются пункты весогабаритного контроля, которые работают в автоматическом режиме. Ключевая особенность такого пункта - определение параметров грузового транспортного средства без его остановки. Аппаратура может определить весовые и габаритные параметры, осевые нагрузки, число осей и расстояние между ними, скорость, зафиксировать нарушение при наличии. При этом фиксация происходит с помощью фото и видеооборудования. Также система способна распознать государственный регистрационный номер авто и передать информацию о нарушении в соответствующий орган.
Такие пункты в качестве пилотного проекта уже работают на федеральных трассах, например, в Вологодской области. Федеральные и региональные чиновники неоднократно заявляли, что в области с запуском «умных» весов на трассах А-114 и М-8 «Холмогоры» существенно снизилось число грузовиков-нарушителей. Ранее «Автодор» сообщал, что в 2018 году на подведомственной сети трасс, а именно на магистралях М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина» в Смоленской и Брянской областях установят три таких пункта. Ранее озвучивалось, что в 2020 году на федеральных трассах страны будет работать уже 387 автоматических пунктов взвешивания. Регионы тоже вводят в эксплуатацию автоматические пункты контроля. Стоит отметить, пока что такие пункты не представляют собой единой системы, охватывающей дорожную сеть. Но к этому и стремятся власти, намереваясь внедрить автоматизированную систему весогабаритного контроля.
Существуют и опасения относительно внедрения таких пунктов. Власти, в частности, переживают за то, что при запуске «умных весов» на одном участке дороге, недобросовестные перевозчики могут их объезжать по другим трассам, разрушая их. В связи с этим и планируется поэтапное внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля на федеральных дорогах.
«Систему предполагается развернуть в несколько этапов. Ключевые точки, в которых необходимо разместить посты в первую очередь, будут определены, на них посты будут развернуты. Потом мы посмотрим, как перераспределится трафик, и сориентируемся по второму этапу, где нужны такие посты», - отметил Дитрих.
Мнения грузоперевозчиков
Чего же могут опасаться перевозчики? Портал «ДорИнфо» обратился к грузоперевозчикам, чтобы узнать их мнение о работе такой системы, ее необходимости, а также о том, нужен ли тестовый период эксплуатации системы и позволит ли все-таки данная система дисциплинировать грузоперевозчиков.
«Организация работы нашего грузового автотранспорта не допускает каких-либо нарушений требований весогабаритного контроля. При загрузке каждой машины очень строго проверяется соответствие всем необходимым нормам. С ошибками прохождения весового контроля транспорта, которые вели бы к штрафам, наша компания не сталкивалась. Однако полностью исключать возможность этого нельзя, особенно в начале активной и массовой эксплуатации автоматических пунктов контроля. Уверен, что тестовый режим системы позволит отладить процессы. Кроме того, некоторые меры, такие как установление возможных погрешностей весогабаритного контроля, позволят немного смягчить условия работы для бизнеса», - поделился с «ДорИнфо» мнением заместитель генерального директора автопарка транспортной компании «ПЭК» Важа Такидзе.
«Автоматизация различных видов работ и систем контроля за их выполнением всё чаще встречается не только в коммерческих организациях, но и в сфере государственного обеспечения правопорядка. Автоматическая фото- и видеофиксация нарушений ПДД на дорогах, система фото- и видеофиксаций нарушений на стоянках, мобильные приложения, позволяющие любому гражданину оперативно сообщить о происходящем правонарушении - всё это делает нашу жизнь более безопасной и цивилизованной», - отмечает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
По его мнению, автоматизированная система весогабаритного контроля - еще один шаг к выходу всех участников транспортной отрасли на дисциплинированную и правильную работу.
«Автоматизированность данной системы позволит исключить «решение правонарушения» непосредственно на дороге. Однако у каждой измерительной техники есть допустимая погрешность. Данная погрешность - в частности, у приборов, измеряющих вес, - зависит не только от указанных заводом-изготовителем параметров, но и от характера использования, чувствительности, устойчивости, частоты проверки и т.п. факторов. Тестовый период, который был введен в Нижегородской области, показал определённое количество проблем с корректным определением габаритов, веса, номера ТС», - рассказал Эдуард Миронов.
«Также опыт введения системы «Платон» показывает, что после начала действия АСВГК сразу же могут появиться схемы объезда данных пунктов проверки, что негативно скажется на трассах регионального и местного значения - нагрузка на них увеличится. Ещё один вопрос - это целевое использование денежных средств, собранных за счет грузовладельцев и транспортных компаний, которые не соблюдают требования. Так, уже сейчас ремонт дорог осуществляется за счет штрафов от системы «Платон», а также за счет транспортного налога», - отмечает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.
Еще один эксперт отмечает такие положительные стороны автоматизированной системы весогабаритного контроля, как экономия времени и исключение нелегальных схем в отрасли перевозок.
«В современном мире все идет по пути оптимизации и автоматизации. Штрафы за скорость уже давно приходят в автоматическом режиме. Если говорить про весогабаритный контроль, то автоматизация будет экономить время на доставку, так как позволит проезжать пункты весового контроля без остановки. Также не будет возможности проезда «по договоренности» или с использованием нелегальных схем», - пояснил «ДорИнфо» начальник отдела российского экспедирования логистической компании «Даксер» Алексей Черкашин.
Среди минусов такой системы специалист называет штраф «за перевес» перевозчику, а не отправителю груза.
«К минусам можно отнести то, что система автоматически выставит штраф перевозчику, хотя часто виновниками перегрузов быть и отправители, которых не получится привлечь к ответственности. Сейчас еще не совсем понятно, как реализуют проезд крупногабаритных и тяжеловесных грузов с оформленными разрешениями на проезд», - рассказывает Алексей Черкашин.
Также эксперт считает, что в перспективе система весогабаритного контроля на трассах позволит дисциплинировать всех участников рынка, и подчеркивает, что все-таки необходим тестовый режим эксплуатации такой системы: «Тестовый режим обязательно нужен. Он позволит выявить ошибки, шероховатости системы. Без такого промежуточного этапа может возникнуть большое количество ошибочных штрафов».
Таким образом, специалисты в целом положительно оценивают планы по внедрению АСВГК, поскольку она будет экономить время, исключит «нелегальные схемы» в отрасли, дисциплинирует перевозчиков и обеспечит поступления средств в бюджет. Основные опасения у грузоперевозчиков по части работы автоматизированной системы связаны с ошибочными штрафами, штрафами перевозчику, а не отправителю, разрушение дорог при объезде таких пунктов недобросовестными перевозчиками. Среди особенностей работы, которые бы хотели видеть участники рынка перевозок, называются тестовый режим эксплуатации и установление возможной погрешности при автоматическом взвешивании транспортного средства.
Лидия Терехова