Ожидаемый вопрос о запуске системы «Платон» и реакции дальнобойщиков на встрече президента с журналистами не стал единственным, касавшимся дорог.

В четверг, 17 декабря, в Москве состоялась ежегодная пресс-конференция с Президентом РФ Владимиром Путиным. И, если в прошлом году на аналогичном мероприятии по поводу дорог прозвучала только благодарность за строительство Северного обхода Рязани, то на этот раз вопросов, связанных с дорогами было сразу несколько. С одной стороны это свидетельствует об интересе к отрасли, с другой - о том, что у нее есть проблемы.

«Платон» и дальнобойщики

К вопросу о работе системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников «Платон» Владимир Путин, по-видимому, подготовился заранее, о чем накануне пресс-конференции сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Сразу четкого вопроса о том, своевременно ли была запущена система «Платона» в условиях сложившейся экономической ситуации и о протестах дальнобойщиков, не прозвучало. Путин даже попросил кого-нибудь из зала задать вопрос еще раз конкретнее, из-за чего главе государства пришлось заодно ответить и про платные парковки.

Рассказывая про «Платон» в первую очередь российский лидер отметил, что все средства от сбора платы с большегрузов поступают в федеральный дорожный фонд страны, откуда в дальнейшем пойдут на финансирование дорожной отрасли

«Все сборы, которые поступают от так называемой системы «Платон», все сто процентов, идут не кому‑то в карман, они идут сто процентов в Дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки, и оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации. Хочу, чтобы вы это услышали», - заявил Владимир Путин.

Во-вторых, глава государства остановился на операторе системы «Платон», отметив, что компания получает деньги из госбюджета на прямую, порядка 10 млрд рублей, и что получение средств и их расходование можно проверить. Путин также отметил, что оператор («РТ-Инвест Транспортные Системы») направляет полученные средства на ремонт, содержание самой системы

Отдельно президент остановился на причинах запуска такой системы. По его словам, сбор платы за проезд по автодорогам позволит перераспределить грузоперевозки и на другие пути сообщения, поскольку трассы для фур бесплатными больше не будут. Внедрение системы, по словам Путина, также способствует ликвидации «серого» бизнеса в отрасли грузоперевозок, состоящего из частных незарегистрированных фур, хотя президент лично, по его же словам, симпатизирует дальнобойщикам и хочет им помощь.

«Это привело к тому, что появилось большое количество людей, которые просто покупают эти большегрузы и пользуются этим. Но это абсолютно «серая» схема экономики. Они не регистрируются даже в качестве индивидуальных предпринимателей. Вы знаете, я сам всё‑таки из рабочей семьи, и я понимаю, что эти мужики вкалывают, они работают, за рулём сидят, но надо выходить всё‑таки из «серых» схем. И мне хочется их поддержать, поверьте», - отметил Путин.

Кроме того, система позволяет собрать средства на дороги с тех, кто их разрушает в большей степени.

«Эксперты все считают, что при разгоне и при торможении всё равно разрушительное влияние на полотно грузовиков в 12 и больше тонн, конечно, больше, чем легковушки. А платят одинаково. И для того чтобы поставить все отрасли транспорта в одинаковое положение, это и предложили сделать», - рассказал Владимир Путин.

В тему о дальнобойщиках, большегрузах и «Платоне» глава государства рассказал, что в ближайшее время планируется отменить транспортный налог для тех, кто платит сбор в системе «Платон». Правительство РФ должно рассмотреть в начале следующего года данное предложение. При этом Путин отметил, что такой налог хотели отменить сразу с запуском «Платона», но этого не произошло из-за просьб региональных правительств. Также, отвечая на вопрос про «Платон», глава государства остановился на технических моментах, а именно на бортовых устройствах, отметил, что их должны выдавать бесплатно.

Добавим, система «Платон» запущена была 15 ноября 2015 года и призвана обеспечить сбор платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой свыше 12 тонн. Перед запуском были снижены тарифы - до 1,53 рубля на срок до 29 февраля 2015 года, далее до 31 декабря 2018 года тариф составит 3,06 рубля. После запуска системы значительно были снижены штрафы для нарушителей - до 5-10 тыс. рублей.

Вместе с тем, по всей стране и до запуска «Платона» и после него дальнобойщики устраивали акции протеста. Формат акций менялся от митинга до «постановочных похорон», от «Улитки» до перекрытия трасс. Ряд условий водителей был выполнен, либо их выполнение обещано на следующий год (например, постоплата), сбоя в поставках, обещанного грузоперевозчиками, удалось избежать.

Расходы ФНБ - это «возвратные» деньги

Средства из Фонда Национальной Благосостояния не будут вкладывать в неэффективные проекты, рассказал президент во время пресс-конференции. Он отметил, что следит за расходованием средств ФНБ.

«Я лично очень внимательно отношусь к возможным расходам Фонда национального благосостояния. Эти деньги должны направляться на такие проекты, которые не приведут просто к тратам Фонда, а приведут к развитию всей экономики», - отметил Путин.

По словам лидера страны, одним из таких проектов является строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области. Напомним, из ФНБ на магистраль запланировано направить 150 млрд рублей. В своем ответе глава государства лишь упомянул данный проект, пояснив, что трасса позволит «создать дополнительные транспортные возможности вокруг столицы, чтобы москвичам легче жилось, и развитие экономики обеспечить».

Напомним, Центральная кольцевая автодорога пройдет по Москве и Московской области, строительство разбито на несколько участков, а ввести в эксплуатацию всю магистраль планируется в 2018 году. В середине июля 2016 года глава Госкомпании «Автодор» (заказчик строительства) Сергей Кельбах получил выговор от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. О причинах выговора не сообщалось.

В августе 2015 года, Счетная палата РФ заявила, что средства ФНБ на ЦКАД используются неэффективно. Нарекания у Счетной палаты вызвало то, что на тот момент не были привлечены средства инвесторов в планируемом объеме, строительство пускового комплекса, где уже должны были развернуться работы, не велось (сейчас ведется – авт.). Замечания также были сделаны по поводу трат на страхование строительных рисков и проведения дорогостоящего проектирования участка трассы, а после заказ корректировки проекта.

В ноябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о мониторинге реализации масштабных проектов с государственным участием, таких как ЦКАД. Благодаря подписанному документу проект кольцевой магистрали должен пройти дополнительный мониторинг.

Дорога «Салехард - Надым» на Ямале

Вопрос про конкретную дорогу поступил Владимиру Путину от журналистки из Ямало-Ненецкого автономного округа. Вопрос касался причин «торможения» строительства автомобильной дороги «Салехард - Надым» на Ямале. Отвечая на заданный вопрос, Путин отметил, что по данному проекту имеются трудности с финансированием. По его словам, вопрос государственного финансирования строительства дороги требует дополнительного изучения из-за бюджетных ограничений.

В качестве решения в данной ситуации Владимир Владимирович предложил привлечь инвестиции, в том числе и международные. В целом же глава государства отметил важность данной дороги: «дорога нужная, Ямал - наша кладовая, и ее надо развивать».

Добавим, строительство автодороги «Салехард - Надым» должно завершиться 2020 году, однако из-за проблем с финансированием проекта неоднократно звучали опасения по поводу его реализации. Еще в марте текущего года глава Ямала просил Путина помочь с финансированием. Тем не менее, в декабре текущего года стало известно, что финансирование строительства дороги «Салехард - Надым» сократилось на 40% по сравнению с 2014 годом. 

Отметим, проект реализуется на условиях софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Местные власти надеются ввести трассу в эксплуатацию в срок несмотря ни на что, при этом, если финансирование будет бесперебойным и своевременным автодорогу откроют раньше запланированного срока. Ранее стало известно, что участок трассы длиной 50 км введут в строй до конца 2015 года

Пресс-конференция президента России Владимира Путина в этом году растянулась более чем на три часа. Ключевыми стали вопросы об экономике страны, международных отношениях (в частности, с Сирией, Украиной, Грузией, Турцией), о действиях Правительства РФ, ЖКХ и пенсиях. Также по традиции журналисты интересовались жизнью семьи, а именно дочерей, главы государства. Однако об этом Путин рассказывать не стал, в том числе, как он сам добавил, из соображений безопасности.

Лидия Терехова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789