13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Кто заплатит за тонны?

С 15 ноября 2015 года проезд по федеральным трассам России для грузовиков с разрешенной массой более 12 тонн станет платным. С этого дня начнет свою работу система «Платон», обустроенная на всех 50 тыс. км федеральных дорог. Пока что утвержденный Правительством РФ тариф составляет 3,73 рубля.

Средства будут взиматься в счет возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам 12-тонниками. Согласно расчетам Росавтодора, ежегодный ущерб трассам от грузовиков, а именно они в большей степени разрушают покрытие, составляет 2,6 трлн рублей. При этом объем средств, выделяемых на всех уровнях на дорожные работы в год, меньше практически в два раза. У властей и федеральных дорожников позиция по данному вопросу довольно однозначная: «пользователь платит». Правда, сами перевозчики далеко не все с этим согласны.

Бунт перевозчиков

Ранее Глава Росавтодора Роман Старовойт сообщал, что большинство перевозчиков, которые работают по «белым» схемам, согласны с введения платного проезда для 12-тонников по федеральным трассам страны. Они осознают ответственность бизнеса и готовы платить за наносимый вред. В то же время часть компаний открыто заявляет о том, что сбор платы за проезд с грузовиков приведет к удорожанию материалов.

Так, во время тематического круглого стола в рамках выставки «ДорогаЭкспо-2015» в Москве представитель компании-перевозчика из Свердловской области рассказал, что у них в регионе ряд фирм уже заявили об удорожании готового продукта из-за платной доставки материалов к месту производства. В частности, речь шла о многоквартирных домах, для строительства которых компаниям также придется платить за доставку материалов. Как следствие, подорожают квартиры, сообщил сотрудник фирмы. Другие компании также заявляют о том, что восполнять потраченные на проезд средства придется за счет цены продуктов, в том числе и продовольственных.

Вместе с тем, в Росавтодоре не согласны с такой позицией компаний. Заместитель главы Росавтодора Игорь Астахов назвал подобные вещи «шантажом». Во-первых, по данным Федерального дорожного агентства, грузовиками массой более 12 тонн перевозятся в основном инертные материалы - песок, щебень и прочее, а доля продовольственных товаров в структуре перевозок 12-тонниками составляет лишь 3%. Поэтому говорить об удорожании продуктов из-за системы взимания платы по федеральным трассам не приходится. Даже если она будет, то покупатель не ощутит ее, поскольку удорожание будет незначительным.

Относительно инертных материалов тоже нельзя сказать, что перевозчики поднимут цены на продукцию ровно на те самые 3,73 рубля. Рынок грузоперевозок - конкурентный рынок, на котором сами перевозчики заявляют о предпринимателях, которые работают по «черным» схемам и демпингуют, чем мешают нормальному развитию отрасли. Соответственно «белый» бизнес «потянет» такую плату за проезд, а вот «черный» бизнес уйдет с рынка.

IMG_0074.JPG

Кроме того, платный проезд по федеральным трассам подтолкнет компании задуматься о транспортировке грузов с помощью других путей, например железнодорожного транспорта или водного. В Росавтодоре считают, что в России и без того много грузов, которые должны бы перевозиться поездами, транспортируются по дорогам, что наносит вред и покрытию трасс, и рынку, и логистике страны в целом. Такое мнение прозвучало в Москве во время расширенного заседания Общественного совета при ФДА по обеспечению безопасности дорожного движения.

Получается, что перевозчикам действительно теперь придется «потратиться» на дороги, которые фактически они и разрушают. Каким образом восполнять дополнительные траты, компании решат сами. Часть перевозчиков заявляют об оптимизации расходов и положительно настроены на ввод платного режима для грузовиков на федеральных трассах, часть - «поднимают бунт». В редакцию «ДорИнфо» обращались перевозчики, готовые перекрывать дороги ради сокращения тарифа или его отмены. Тем не менее, по данным оператора системы взимания платы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы», ежедневно несколько сотен грузоперевозчиков проходят самостоятельную регистрацию на сайте Системы.

За дорожников готово платить государство

Несколько странная ситуация сложится с компаниями, которые заняты в обслуживании, ремонте, строительстве автомобильных дорог. Получается, дорожники будут платить за дороги. Сейчас никаких поблажек или льгот для дорожных фирм в системе «Платон» нет.

Вместе с тем, Игорь Астахов сообщил, что обсуждается вопрос о том, чтобы каким-либо образом минимизировать расходы дорожных компаний по данной статье. Так, сейчас готовятся поправки в законодательный акт, касающийся денежных затрат на содержание и ремонт федеральных трасс, сообщили в Минтрансе РФ. Предлагается, в частности, в максимальную стоимость государственного контракта (в дорожной сфере) включать издержки компании на оплату проезда по федеральным дорогам. В таком случае компаниям не придется учитывать отдельно расходы на проезд 12-тонников, они будут учтены в максимальной (начальной) стоимости контракта, снижать которую компании вправе за счет разных способов оптимизации своих расходов.

«В настоящее время подрядчик должен на общих основаниях платить за 12-тонники, обслуживающие и содержащие дороги. Эти затраты в нормативе не учтены. Поэтому и готовятся поправки в Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 539 “О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета”», - прокомментировали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта РФ.

dorognaya_tehnika.jpg

Система взимания платы за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам страны получила название «Платон». Условно, оно расшифровывается, как «плата за тонны».

Напомним, что Платон - это еще и имя древнегреческого философа, который, в частности, развивал «идею Блага». По его мнению, Благо - не то, что приносит нам удовольствие, потому что бывают «дурные удовольствия», но и не то, что приносит нам пользу, потому что такие вещи могут принести и вред. Благо по Платону - это «Благо само по себе».

Лидия Терехова, «ДорИнфо»


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений