Наибольший интерес у представителей отрасли на выставке «ДорогаЭкспо-2015» вызвали два круглых стола, посвященных дорожным фондам и весогабаритному контролю.
В канун Дня работников дорожного хозяйства в Москве состоялась VI Международная специализированная выставка-форум «ДорогаЭкспо», в рамках деловой программы которой прошли круглые столы и заседание Общественного совета при Росавтодоре. В течение трех дней эксперты, дорожники, представители органов власти и пользователи трасс обсуждали безопасность дорожного движения, дорожные фонды, системы весового контроля, а также современные технологии строительства трасс.
Пожалуй, самыми дискуссионными стали два круглых стола, посвященных дорожным фондам и весогабаритному контролю.
Дорожные фонды: проблемы и способы наполнения
В России вот уже несколько лет функционируют региональные дорожные фонды. В них поступает часть средств бюджета, которые должны направляться на содержание, ремонт, капремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог в конкретном субъекте страны. При этом за регионами закреплены задачи (поставленные Президентом РФ Владимиром Путиным - авт.), которые также должны выполняться за счет дорожных фондов. Во-первых, задача по удвоению дорожного строительства в ближайшее десятилетие, во-вторых - сохранность существующей сети и приведение ее в нормативное состояние. Сейчас только 37% региональных трасс отвечают всем нормативным требованиям.
От объемов дорожного фонда зависит и объем выполняемых работ. Источниками наполнения дорожных фондов являются акцизы на горюче-смазочные материалы и транспортный налог, сообщил гендиректор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. По его словам, несмотря на то, что наметился общий рост совокупного объема региональных дорожных фондов, зафиксирован регулярный «недобор» средств по обоим источникам дохода. Дорфонды по акцизам получают меньше, чем планируется в начале года. С транспортным налогом проще - он собирается в один год, а направляется в фонд уже на следующий год, но и в данном случае не всегда в прогнозируемом объеме.
Для решения данной проблемы, во-первых, Правительству РФ поручено еще раз проработать вопрос компенсации выпадающих из дорожных фондов регионов средств из-за «недобора» с акцизов. Во-вторых, сейчас на рассмотрение в Госдуму вносится законопроект, согласно которому средства от земельного налога и от налога на имущество автомобильных дорог будут тоже направляться в региональные дорожные фонды. Об этом во время тематического круглого стола на выставке «ДорогаЭкспо» сообщил депутат Госдумы РФ Сергей Тен. Благодаря новому закону регионы смогут получить дополнительный источник финансирования дорожного фонда.
По источникам финансирования недавно наметилась еще одна проблема. По словам Старыгина, в Госдуме обсуждали законопроект, который отменяет транспортный налог в принципе. Глава РАДОР считает, что нужно работать с депутатами, чтобы подобные инициативы не воплощались в жизнь.
Еще одной проблемой региональных дорожных фондов является то, что сформированный в итоге объем средств не позволяет решить все возложенные на него задачи. Порядка 27% средств дорожного фонда регионы направляют на содержание дорог, еще столько же - на строительство, остальные средства распределяются на ремонт дорожных объектов и субсидии муниципалитетам. При таком распределении средств содержание региональной сети дорог в целом по стране финансово обеспечено на 30%, ремонт - на 23%, капитальный ремонт - только на 2%. По словам Старыгина, объем средств, которые в итоге идут на капремонт, крайне мал. С этой задачей дорожные фонды почти не справляются.
Для решения данной проблемы предлагается на законодательном уровне закрепить право регионов тратить иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на ремонт и капремонт дорог. Сейчас трансферты субъекты могут направлять на строительство новых дорожных объектов в целях решения задачи по удвоению объемов ввода новых дорог.
Положительный эффект относительно нагрузки на дорожные фонды регионов оказывает действие Технического регламента Таможенного союза. Он закрепляет за регионами возможность содержать зимой трассы с невысокой интенсивностью движения (меньше 1,5 тыс. автомобилей в сутки) под уплотненным снежным накатом. Кроме того, утверждены новые правила для строительства дорог с низким трафиком (менее 400 автомобилей в сутки) - с учетом иных геометрических параметров затраты на работы снижаются.
В тоже время сами регионы жалуются на то что, из федерального бюджета по программе развития сельскохозяйственных территорий, например, средства между субъектами распределяются несправедливо. Так, по словам министра транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Бурятия Сергея Козлова, который выступил во время круглого стола на выставке «ДорогаЭкспо» в Москве, его регион не получает нужных средств. Дело в том, что по этой программе средства распределяются по формуле, которая учитывает долю ВВП от сельского хозяйства. При этом Сибирский федеральный округ не может по валовому продукту сельского хозяйства конкурировать с Краснодарским краем и получает гораздо меньше средств, а необходимость в дорогах к сельскохозяйственным объектам существует. Тем не менее, присутствующие в зале законодатели отметили, что в ближайшее время изменений касательно формирования суммы выделяемых средств по этой программе не намечается.
Помимо трудностей с наполняемостью и решением поставленных задач, у дорожных фондов в регионах существует проблема с тратой средство по назначению. Так, по словам Сергея Тена, местные власти не всегда направляют средства дорфондов на дороги. При этом однозначного законодательного регулирования данного вопроса нет. Эту проблему можно решить только на законодательном уровне, закрепив обязательное целевое расходование средств региональных дорожных фондов, считает парламентарий.
Весогабаритный контроль. Как сохранить дороги и возместить ущерб?
Самая оживленная дискуссия во время выставки «ДорогаЭкспо 2015» состоялась на круглом столе, посвященном весогабаритному контролю на федеральных и региональных трассах. Неоднократно прозвучали данные о том, что наибольший урон дорогам наносят именно большегрузы. Суммарный ежегодный ущерб от движения большегрузного транспорта автодорогам составляет 2,6 трлн рублей. При этом общее количество средств, которое выделяется на все дороги страны в год, в два раза меньше, отчего ремонт «не успевает» за разрушением дорожного покрытия.
И если частично возместить урон от большегрузного транспорта призвана система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн, то относительно весогабаритного контроля ставки делают на автоматизированную систему. Во время круглого стола прозвучало мнение о том, что стационарные посты весогабаритного контроля - это вчерашний день, сегодняшний день - передвижные (мобильные) пункты и автоматические, будущее - за последними.
В настоящее время в семи субъектах России уже установлены весовые пункты, работающие автоматически, сообщил депутат Госдумы РФ Сергей Тен. Импульс к более массовому движению регионов и федеральных дорожников в данном направлении должны дать изменения в законодательстве, касающиеся ввода автоматической системы. Такой законопроект будет согласован в скором времени, уточнил парламентарий.
Автоматическая система весового контроля во многом упрощает сам процесс контроля, предполагает автоматическое наложение штрафов, причем на владельца транспортного средства вне зависимости от того, физическое или юридическое это лицо. Установка одного такого пункта стоит порядка 30 млн рублей, но в перспективе средства быстро окупаются.
Тем не менее, в случае с автоматизированными пунктами весового контроля не все однозначно. Для обустройства фиксаторов необходимы новые стандарты, подготовленные в настоящее время. Нужно, чтобы датчики устанавливались по всей ширине проезжей части, чтобы грузовики не выезжали на встречную полосу, дабы избежать штрафов, также нужно исключить возможность объезда по обочине. Кроме того, на участках, где датчики вмонтируют в дорожное покрытие, полотно должно иметь особые свойства. Сами элементы системы (фото-видеофиксаторы) должны быть защищены от повреждений, готовы к работе в любых погодных условиях. Все это должно регулироваться специальным нормативным документом.
Акция «На дорогу без перегруза», проводимая с 29 сентября по 4 октября 2015 года, показала, что при должном уровне контроля грузоперевозчики не нарушают требования весового контроля. Об этом рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. По его словам, на участках трасс, где проходила акция, количество нарушений резко сократилось, однако оно же резко возросло в местах, где мероприятия не были организованы. Это в очередной раз доказывает, что необходим жесткий контроль за движением большегрузного транспорта, отметил представитель Росавтодора.
В тоже время с перегрузом можно бороться не только с помощью административных мер и контроля. Так, в Новосибирской области власти в мае подписали договоры о соблюдении весовых параметров с крупными перевозчиками региона. В частности, контракты заключены с 30 перевозчиками, работающими на карьерах, в парке которых в общей сложности находятся около 1,5 тыс. единиц грузовой техники. Об этом во время круглого стола рассказал секретарь Общественного совета по функционированию и развитию дорожно-транспортной отрасли в Новосибирской области Юрий Шевцов. Также он сообщил, что на дорогах Новосибирской области установлены три пункта автоматического весогабаритного контроля, еще по пяти проведены аукционы. При достаточном финансировании к концу 2017 - 2018 году в регионе появятся 23 таких пункта. Опыт Новосибирской области положительно оценили представители власти и федеральные дорожники, предложив другим регионам взять его на заметку.
Однако, даже при условии соблюдения весогабаритных параметров, урон дорогам от большегрузного транспорта наносится в любом случае. Для его возмещения с 15 ноября на федеральных трассах начнет функционировать система взимания платы за проезд с грузовиков разрешенной массой более 12 тонн «Платон». В настоящее время открыта регистрация в системе.
Подробнее о работе системы «Платон» читайте в материале «ДорИнфо»: «Система взимания платы за проезд с 12-тонников «Платон»: как все устроено».
За месяц до запуска системы началась передача ее элементов Росавтодору. Сейчас будут проводиться тестирование, отработка системы и прочее. Тем временем, у оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» нет сомнений, что система заработает в полном объеме без сбоев, а вот некоторые перевозчики по-прежнему настроены враждебно.
Так, представитель Свердловской области на круглом столе рассказал, что часть компаний уже заявила об удорожании инертных материалов, перевозимых 12-тонниками, в связи с началом сбора платы в середине ноября текущего года. Игорь Астахов в свою очередь назвал подобные вещи «шантажом». В данном вопросе и представители органов власти, и федеральные дорожники высказали довольно-таки ясную позицию: «пользователь платит». Опять же прозвучала мысль о том, что автомобилисты, в основном грузоперевозчики, являются вторыми в стране с точки зрения дотаций после пенсионеров.
В тоже время споры вызвали льготы для 12-тонников. Сейчас по закону от уплаты освобождается транспорт аварийно-спасательных служб, МВД, грузопассажирские перевозки. На льготный проезд претендует и техника дорожников, особенно та, которая задействована в содержании дорог. Однако, по словам Астахова, этот вопрос обсуждался, но до конкретных решений еще очень далеко. В тоже время, если освободить от уплаты дорожную технику, то вслед за ними попросятся и сельскохозяйственные машины, и другие. Пока что нужно запустить систему, дальше видно будет, отметил Астахов.
Итогом работы круглых столов стали не только установленные контакты, попытки наладить взаимоотношения между разными структурами, но и обращения одних к другим. Так, представители региональных властей просили о помощи федерального центра в финансировании дорожной отрасли, о внесении изменений в законодательство. Федеральные власти призывали регионы «не тянуть» с предоставлением отчетных материалов, информации по дорожному строительству, по объектам, которые могут быть включены в программу развития сельских территорий и проч. Компании получили ответы на интересующие их вопросы относительно работы системы «Платон», высказали свое мнение. В целом диалог состоялся, главное, чтобы теперь на этом никто не остановился, и работа, как в части законодательства, так и в части его исполнения продолжалась.
Лидия Терехова, «ДорИнфо»