По мнению специалистов министерства, весной от ограничений грузоперевозок потери экономики страны превышают ущерб, который тяжеловесы наносят российским дорогам.
По всей видимости, весной текущего года грузовики будут беспрепятственно двигаться по федеральным трассам России. Министерство экономического развития не позволяет Росавтодору вводить сезонные ограничения движения по весогабаритным параметрам на подведомственных автодорогах. По мнению специалистов МЭР, потери экономики страны превышают ущерб, который грузовики наносят российским дорогам в весеннее время.
«Приказ о введении ограничений движения для большегрузного транспорта в весеннее время по федеральным дорогам на 2013 год в Росавтодоре до сих пор не подписан, - заявил на встрече с журналистами 19 марта начальник Управления эксплуатации и сохранности автодорог Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. - Но мы готовимся к ограничениям и продолжаем доказывать необходимость этой меры».
По словам Астахова, в Минэкономразвития соотнесли данные Росавтодора о потенциальном ущербе, который наносят тяжеловесы федеральным трассам весной, с общими потерями национальной экономики, вкупе с издержками дальнобойщиков, потребителей и производителей от сезонного сокращения грузоперевозок. Этот вопрос обсуждался на совещании МЭР с участием дорожников и автоперевозчиков. По итогам совещания Росавтодору не удалось убедить оппонентов в необходимости этого запрета.
По мнению Игоря Астахова, состояние магистралей во многом будет зависеть от погоды. Если период просушки, во время которого вводится ограничение, будет теплым с незначительным количеством осадков, то ущерб дорогам не будет существенным. Но если весна затянется, то тяжеловесы серьезно повредят магистрали. Нанесенный ущерб невозможно оценить сразу. Для этого привлеченные компании ежегодно производят независимый мониторинг состояния дорожных одежд. Результаты этих исследований будут готовы лишь к концу года. Тогда можно будет сравнить многолетние данные состояния дорог и определенно заявить, как сильно тяжелые автомобили навредили дорогам, отметил представитель Росавтодора.
Проблему можно попробовать рассмотреть с разных сторон. Безусловно, грузовики крайне негативно влияют на состояние дорог, но даже запретительные меры далеко не всегда эффективны. Это признают и в самом Росавтодоре. В погоне за выгодой водители тяжеловесов, несмотря на ограничения, продолжают курсировать по трассе. Этому способствуют низкие штрафы, выписываемые сотрудниками ГИБДД, пресловутый «человеческий фактор», а также несовершенство существующей системы весового контроля. Стоит отметить, что на федеральной сети в настоящее время расположено 56 стационарных пунктов весового контроля (СПВК). По данным Ространснадзора на 1 октября 2012 года 23 СПВК работают круглосуточно, 6 - по графику, 24 пункта не работают вовсе.
Большую опасность для дорог представляют перевозчики, намеренно перегружающие тягачи. Такие нарушения опасны для дорог и в любое другое время. Этой теме в интервью корреспонденту «ДорИнфо» руководитель Управления дороги Москва - Санкт-Петербург Дмитрий Волков уделил особое внимание. По его словам, одной из главных причин разрушения трассы М-10 являются перегруженные автомобили, особенно те, что передвигаются во время весенних ограничений. В свою очередь руководитель Дирекции по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Вячеслав Петушенко отметил, что для КАД грузовики не представляют большой угрозы. Основание Кольцевой автодороги способно выдержать повышенные нагрузки.
Сезонные ограничения распространяются на автомобили с нагрузкой на ось более 10 тонн (по данным на 2011 год для 64% федеральных дорог это предельная осевая нагрузка). Для дорог, построенных после 2011 года (то есть имеющих большую несущую способность), это значение увеличивается до 11,5 тонны. Более подробные параметры автомобилей, на которые распространяются сезонные запретительные меры, прописаны в постановлении Правительства №272.
Таким образом, в сложившейся ситуации все-таки есть возможность прийти к определенным компромиссам. Если в конечном итоге Минрегионразвития не позволит Росавтодору применять запретительные меры, то ФДА придется создавать эффективную систему сбора с дальнобойщиков компенсации за причиненный магистралям ущерб. Эти деньги пополнят дорожный фонд и будут пущены на дополнительные ремонты, которые потребуются поврежденным весной дорогам. Для этого Росавтодор должен ввести в строй автоматизированные посты весового контроля. С технической точки зрения этот вопрос отработан, два подобных аппаратных комплекса установлены в Подмосковье и в Татарстане. Остается потратить определенные средства на установку оборудования на дорогах, а также обеспечить плотное взаимодействие с ГИБДД.
Стоит отметить, что борьба с тяжеловесным транспортом началась не вчера. Уже был прецедент, когда Минрегионразвития не приняло проект поправок Министерства транспорта об ужесточении нормативов перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам. Сейчас в Минтрансе обсуждается внедрение системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн с использованием ГЛОНАСС.