Лето – самое тяжелое время для дорожников. Одновременно стартуют два сезона: туристический и дорожных работ. Пропускная способность трасс падает, а поток автомобилей, в свою очередь, резко возрастает. Трасса М-10 «Россия» - не исключение. О том, как отремонтировать дорогу и избежать заторов, а также о проблемах и планах развития главной магистрали страны рассказал руководитель ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург» (М-10 «Россия») Дмитрий Волков.
Трасса М-10 - одна из самых значимых транспортных артерий страны. Какова ее загруженность на сегодняшний день?
- За последние пять лет интенсивность потока на магистрали выросла в 2-3 раза. Ежегодно по ней проезжают порядка 35 млн автомобилей – это колоссальная цифра. В сутки по Московской области проезжает от 100 до 140 тыс. машин. Это среднее значение. Сейчас, в туристический сезон, пиковые нагрузки доходят до 160 тыс. Для сравнения – проектировщики предполагали трафик не более 14 тыс. автомобилей. Таким образом, в Московском регионе трасса перегружена в 10 раз, в Новгородской области – в 3 раза.
Может, в таких условиях есть смысл расширить трассу, добавить новые полосы?
- В этом вопросе мы исходим из соображений целесообразности. Если ехать из Санкт-Петербурга, то интенсивность повышается после Твери. Здесь мы реализуем крупный проект – на 176 километре строим новый четырехполосный мост через Волгу в районе Мигалово. Следом за окончанием второй очереди, в 2013 году, мы начнем расширять обход столицы Верхневолжья. Если раньше главным источником заторов становился аварийный мост, то когда эта помеха будет устранена, трудности вызовут светофоры на крупных перекрестках с трассами А-112 и Р-90. Добавление новой полосы – до четырех по каждому направлению – создаст транспортный коридор, который позволит автомобилистам свободнее преодолевать этот участок. Такие вопросы мы стараемся решать комплексно.
В Московской области ситуация гораздо сложнее. Ощущается значительный переизбыток автомобилей, но расширение дороги становится практически невыполнимой задачей. Во-первых, высокая плотность населенных пунктов – на 79 километров 64 поселения, три из которых крупные города: Клин, Солнечногорск и Зеленоград. Во-вторых, это сложно по финансовым вопросам – стоимость земли в регионе зашкаливает.
Еще одно традиционно место заторов – Вышний Волочек. Проблема заключается в том, что трасса проходит непосредственно через город, и здесь о расширении невозможно даже думать.
Как повлияет на ситуацию строительство платной автомагистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург?
- С новой трассой мы связываем большие надежды. Как обещают подрядчики, к 2016 году будут построены два отрезка: Москва - Клин и обход Вышнего Волочка. Как было сказано выше, для нас это самые проблемные участки. На мой взгляд, новые дороги смогут принять на себя значительную долю трафика и освободить трассу «Россия».
Какой объем ремонтных работ запланирован в этом сезоне?
- По сравнению с прошлым годом мы увеличили протяженность ремонтирующихся дорог в два раза. По трассе М-10 в Московском регионе это два участка: 12 км от Шереметьево до Зеленограда и 10 - от Солнечногорска в сторону Клина. По Тверской области на 218-231 км ведется реконструкция с изменением геометрии дороги: уширение, увеличение полос. Следующий пятнадцатикилометровый участок до Торжка начнем в 2013 году и рассчитываем завершить к 2015 году. В Новгородской области нам предстоит отремонтировать 292 км автодороги. В текущем году будет выполнена треть работ – 86 км, преимущественно на территории Крестецкого (40 км) и Чудовского (23 км) районов.
|
ДМИТРИЙ ВОЛКОВ,
«Мы реализуем два пилотных проекта. Первый – в районе Валдая создана единая база совместно с МЧС. Здесь расположена вертолетная площадка, оперативный центр. При положительных результатах такая схема обеспечения безопасности будет внедрена повсеместно. Второй проект называется «Умная дорога» и ориентирован на маршрутное ориентирование. Он постепенно внедряется на территории Московского региона. Планируется установить сеть информационных табло, на которых будет отражаться оперативная информация по дорожной обстановке, предупреждения об ограничениях и прочие полезные водителям данные». |
Полным ходом идет работа по капитальному ремонту трассы М-9. До конца сезона мы доделаем участок от границ Московской области до Ржева, а также ряд участков в Нелидовском и Оленинском районах. На этой магистрали мы ежегодно ремонтируем не менее 50-60 км. В 2014 году планируется полностью закончить капитальный ремонт «Балтии» на территории Тверской области.
Что касается крупных объектов, то на объезде в Твери заканчивается первая очередь строительства моста через Волгу. В октябре мы планируем открыть по нему движение по временной схеме. Это должно было произойти в 2013 году, но опережение графика связано с неудовлетворительным состоянием старого моста, который находится в аварийном состоянии.
Относительно планов ремонтных работ стоит отметить, что мы плотно взаимодействуем с местными администрациями. Это позволяет работать точечно, ремонтировать именно те дороги, в которых нуждается население.
Ремонтные работы не приведут к пробкам и заторам на дорогах?
- И в этом плане нынешний год отличается от предыдущих. Во главу угла мы поставили интересы автомобилистов. Новая система призвана снизить вероятность заторов. В первую очередь, мы перешли на ночной график: с 23 часов до 5 утра, когда наименьший поток транспорта. Во-вторых, работы тщательно планируются, имеют точечный характер. Например, в Московской области нам необходимо отремонтировать два участка, но проводить работы на них одновременно – значит, парализовать трассу: вырастет многокилометровая пробка. Поэтому работы проходят последовательно, в два этапа: в Солнечногорске ремонт завершится к августу, затем дорожники переместятся под Зеленоград.
К тому же перед подрядчиками мы поставили условие: в два раза сократить сроки. Теперь для ремонта, скажем, 10 км выделяется не пять месяцев, как раньше, а два. Естественно, качество не должно пострадать. Этого времени вполне достаточно. Экономия достигается применением новых технологий и привлечением большего количества дорожной техники. Все эти требования изначально прописаны в конкурсной документации.
Если говорить о пробках в целом, то мы стараемся уделять особое внимание преждевременному информированию автомобилистов о грядущих работах. Например, в Твери на мосту подрядчик по собственной инициативе установил два электронных информационных табло, на которых заведомо размещается информация о строительных работах и ограничении движения. Мы планируем распространить эту практику на все крупные строительные объекты в будущем. Получение своевременной информации также стимулирует безопасность движения.
При работе с подрядчиками как часто возникают проблемы?
- Сейчас ситуация нормализовалась. Раньше, когда только ввели Федеральный закон №94, мы столкнулись с рядом организаций, которые либо производили работы не в полном объеме, либо вообще не выходили на дороги. Естественно, к таким подрядчикам мы применяли различные санкции: выписывали предписания, штрафы, порой дело доходило до суда. Эти организации занесены в реестр недобросовестных поставщиков услуг. Сейчас таких случаев гораздо меньше. На строительном рынке поняли, что гораздо выгоднее быть надежным долговременным партнером. А это означает, что соблюдения качества работ и сроков их выполнения не избежать.
Какие новые технологии используются во время ремонтных работ и реконструкции?
- Как вы понимаете, значительное увеличение нагрузки на дороги приводит к поиску новых, более совершенных материалов и технологий. Например, мы полностью ушли от традиционного асфальтобетонного покрытия – оно слишком недолговечно. Обыкновенный бетон сменил ЩМА – щебеночно-мастичный асфальтобетон. Этот материал гораздо долговечнее и выдерживает большие нагрузки. Если бы не он, то покрытие пришлось бы менять каждый год.
Еще один новый материал – «Новочип». Говоря простым языком, это тонкая прочная пленка, которая покрывает дорожное полотно и сохраняет его два-три года. Его используют, когда дорога только начинает разрушаться. Материал заполняет небольшие трещины, которые впоследствии могли бы превратиться в ямы. Такая технология повышает «жизнь» дороги больше чем в полтора раза и позволяет экономить на ремонте.
При реконструкции трассы М-9 успешно применяется виброрезонансный метод разрушения плит основания прежней дороги. Специальная установка крошит старый бетон и формирует его под определенным углом. Таким образом, преобразованный материал получает новую жизнь: заполняет пустоты и снова становится фундаментом трассы.
Также применяем новое покрытие при реконструкции мостов. Наливная гидроизоляция и мостовое полотно по финской технологии держится в три раза дольше.
Раз уж разговор пошел о технологиях - какие планы стратегического развития трассы?
- Мы реализуем два пилотных проекта. Первый – в районе Валдая создана единая база совместно с МЧС. Здесь расположена вертолетная площадка, оперативный центр. При положительных результатах такая схема обеспечения безопасности будет внедрена повсеместно.
Второй проект называется «Умная дорога» и ориентирован на маршрутное ориентирование. Он постепенно внедряется на территории Московского региона. Планируется установить сеть информационных табло, на которых будет отражаться оперативная информация по дорожной обстановке, предупреждения об ограничениях и прочие полезные водителям данные.
Не стоит забывать о Чемпионате мира по футболу 2018 года, который будет проходить в России. Основная нагрузка по трансферу участников и гостей соревнований ляжет на автотрассы. Подготовка к потоку иностранных гостей идет уже сейчас. Это касается не только качества дорожного полотна магистрали, но и прилегающей инфраструктуры. Для всех новых объектов, например АЗС, мы ставим довольно жесткие условия – все объекты должны отвечать современным стандартам качества. Сейчас на протяжении всей трассы уже построено десять заправок международного уровня.
Комплексная подготовка к ЧМ-18 позволит не только не ударить лицом перед гостями, но и сделать трассу лучше и удобнее для наших граждан, для тех, ради кого мы работаем.
Какие мероприятия проводятся для увеличения безопасности на трассе?
- В 2010 году мы полностью осветили трассу «Россия» по Московской области. Эффект был потрясающий: в следующем 2011 году число ДТП снизилось на 24%. Мы продолжили эту работу и в прошлом году. По Тверской области построено 75,12 км линий наружного освещения – таким образом, мы полностью осветили дорогу от Москвы до Твери. В Новгородской области эта цифра составила 65,27 км. Сюда вошли семь населенных пунктов, расположенных на М-10.
Второе направление – надземные пешеходные переходы. Только в текущем году мы открыли четыре такие объекта: в феврале на объезде Твери, в мае в Вышнем Волочке, Солнечногорске и Клину. Мы и дальше продолжим работать в этом направлении. В 2013 году мы запланировали строительство еще шести переходов. Конечно, это дорогостоящие проекты, но жизнь людей дороже.
Для безопасности водителей во время проведения ремонтных работ все подрядчики обязаны использовать импульсные стрелки и светодиодные технологии как в ночное время, так и днем.
Отработана система видеонаблюдения. На протяжении всей трассы установлено 50 камер системы видеонаблюдения. Комплексы не только дают «живую картинку», они отслеживают интенсивность движения, регистрируют осадки, силу и направление ветра, температуру воздуха и дорожного полотна. Это особенно актуально в зимний период – автоматика оперативно показывает участки, куда следует ехать дорожной технике чистить снег или посыпать дорогу реагентом.
Также мы плотно работаем с ГИБДД, МЧС и местными администрациями различных уровней. Координируем свои действия во время чрезвычайных ситуаций, в зимний период.
С какими проблемами приходится сталкиваться при обслуживании трассы?
- Глобальная проблема – пренебрежительное отношение к дороге самих пользователей. Возьмем, к примеру, дальнобойщиков. Мы подсчитали, что в сутки около 300 фур проезжают с перегрузом. Водители полагают, что нагрузив лишний десяток тонн ничего страшного не произойдет. Они даже не задумываются, что дорога не монолит и от избыточного веса продавливается и быстрее разрушается. Ведь не зря вводятся ограничения по массе на месяц в апреле, а летом при температуре свыше 32 градусов. В первом случае из-за избыточной влажности насыпной подушки, во втором – из-за смягчения асфальта. Кстати, в Белоруссии летнее ограничение вступает при прогреве воздуха до 25 градусов. Фуры днем стоят и едут ночью. Это одна из причин хорошего состояния белорусских дорог.
Конечно, нарушают не все. Крупные транспортные компании в большинстве своем не стремятся за «быстрым рублем». Они понимают, что дорога их кормит и к ней нужно относиться по-хозяйски, бережно. Мы наблюдаем положительную тенденцию в плане соблюдения правил водителями. Совокупность мер: повышение штрафов, большая информированность – делает свое дело. Но уровень культуры в большинстве случаев остается низким.
С этим связана и другая проблема – мусор вдоль трассы. Зачем выкидывать обертки и фантики в окно? Ведь можно немного потерпеть и доехать до заправки. Проблем добавляют дачники, устраивая стихийные свалки рядом с автобусными остановками. Дорожные службы должны выполнять иные функции, а не становиться армией мусорщиков.
Как вы доносите до населения информацию о своей деятельности?
- В последнее время мы стараемся быть более открытыми. С февраля мы плотно сотрудничаем с прессой, распространяем информацию о ремонтных работах, ограничении движения. Одним из главных партнеров стало «Дорожное радио». Его аудитория – половина наших респондентов, пользователей трассы М-10. Мы уделяем большое внимание заблаговременному информированию автомобилистов, чтобы водители имели возможность заранее выбрать пути объезда.
Также через СМИ мы стараемся показать свою работу, стать ближе к людям, ведь далеко не все замечают работу дорожников. Нам важно показать, что мы работаем для людей и хотим, чтобы нас услышали.
Беседовал Илья Безручко, ДорИнфо.ру