На каких трассах ограничат движение в жару?
Пока российские дороги постепенно освобождаются от весенней «просушки», грузоперевозчики готовятся к введению летних ограничений. Что такое летние ограничения для большегрузов, и коснутся ли они федеральных трасс, выяснил портал «ДорИнфо».
Во время весенних ограничений водители большегрузов находили «спасение» на федеральных трассах, на которые запретные меры не распространялись. Летом в жару на федеральную дорогу на фуре будет не попасть. Проект приказа Росавтодора о введении временных ограничений движения по федеральным трассам в 2015 году уже получил заключение Минэкономразвития. Об этом корреспонденту «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФДА. После госрегистрации Минюстом проект приказа вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Согласно проекту приказа, летние ограничения на федеральных трассах России вводятся с 20 июня до 31 августа. В прошлом году они вступили в силу на два дня позже и тоже действовали до конца лета. Максимально допустимые нагрузки на ось на время действия ограничений определяются действующим законодательством, уточнили в пресс-службе Росавтодора.
На каких участках федеральных трасс введут летние ограничения, уже известно. Автодороги, которые в дневное время закроют для грузовиков, находятся в ведении 29 федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, и Госкомпании «Автодор». Увидеть полный список федеральных трасс можно в приложении к проекту приказа (скачать приложение).
Важно понимать, что проезд большегрузов будут запрещать по дорогам только тогда, когда дневная температура воздуха превысит 32°C по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Соответственно, если между перевозчиком и сотрудником ГИБДД возникнет спор о том, нарушен ли приказ об ограничениях, нужно руководствоваться данными именно этой службы, а не показаниями собственного термометра. При этом проектом приказа ФДА оговорено, что в жару грузовики смогут беспрепятственно двигаться по трассам лишь по ночам – с 22:00 до 10:00.
В чем же причина летних ограничений? Если во время весенней «просушки» дорожное полотно разрушается из-за избыточного переувлажнения, то летом асфальтобетон становится «жертвой» жары. При высоких температурах существенно ухудшаются прочность и деформационные свойства дорожной одежды, а битум при нагревании становится пластичным. Говоря простым языком, под палящим солнцем асфальт начинает «плавиться». Это приводит к образованию колеи, вмятин, наплывов и впадин на проезжей части дороги.
Поскольку в жару под тяжестью большегрузов асфальтобетонное покрытие разрушается интенсивнее, дорожники приняли решение о введении временного запрета на проезд тяжеловесного транспорта по федеральным трассам, а также региональным и местным дорогам отдельных субъектов РФ. Критическая температура, как уже было сказано, для всех регионов одна - 32 ˚С. При этом в соседней Беларуси летние ограничения на республиканских дорогах начинают действовать уже с 25 ˚С.
Сами перевозчики, к слову, осознают рациональность введения летних ограничений, подчеркивая их «щадящий» характер по сравнению с весенней «просушкой» дорог.
«Весенние ограничения воспринимаются нами намного болезненнее. По сути, это полный запрет передвижения при установлении нагрузок, не соответствующих объективным критериям. А летом есть возможность передвигаться ночью. Это тот выход, который позволяет не выбиваться из графиков и не нести серьезные убытки. Поэтому перевозчики соблюдают ограничительные меры добросовестно и, как правило, коррупционные схемы тут не работают», - рассказал корреспонденту «ДорИнфо» президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
Поскольку предстоящий запрет на движение большегрузов зависит только от температуры воздуха, вопрос с прогнозом погоды на ближайшие три месяца весьма актуален. И, если верить данным Гидрометцентра России, этим летом на большей территории страны ожидается температура, близкая к многолетним значениям или выше их.
Так, согласно вероятностному прогнозу температуры и осадков Гидрометцентра, наступающий июнь будет теплее предыдущего на западе европейской части России, в северный районах Уральского и Сибирского федеральных округов, а также на юге Дальневосточного федерального округа.
В июле жарче, чем обычно, будет на востоке Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, а также на западе Уральского федерального округа.А в августе выше нормы средняя месячная температура ожидается в центральных и восточных районах Южного федерального округа, на востоке Северо-Кавказского и юго-западе Приволжского федеральных округов.
Едва ли не единственный регион, где наступающее лето будет не таким теплым, как предыдущее - это Якутия. Но местным грузоперевозчикам даже не стоит беспокоиться об ограничительных мерах на региональных и местных дорогах.
«На нашей памяти до сих пор летние ограничения в Якутии не вводились. Вряд ли они будут и в этом году», - сказали корреспонденту «ДорИнфо» в ГКУ «Управление автодорог республики Саха-Якутия».
Правда, с федеральными трассами в Якутии все обстоит не так просто. Планируется, что с 20 по 25 июня движение большегрузов ограничат на участках дорог Р-504 «Колыма» и А-360 «Лена» (скачать перечень участков). Для этих трасс в приложении к проекту приказа Росавтодора приводятся максимально допустимые нагрузки на ось транспортных средств (скачать приложение).
Для многих водителей и владельцев тяжеловесного транспорта самым насущным остается вопрос о наказании за перегруз. Здесь дела обстоят так же, как с весенними ограничениями. Нарушителям грозит штраф, предусмотренный ст.12.21.1 КоАП РФ (Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). За перевозку крупногабаритных грузов без спецпропуска водителю придется заплатить от 2 до 2,5 тыс. рублей. На должностных лиц накладывается штраф размером от 15 до 20 тыс. рублей, на юрлиц – от 400 до 500 тыс. рублей.
Летние ограничения, по аналогии с весенними, не распространяются на пассажирские и международные перевозки, на транспортировку грузов для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных ЧС. Проезд по федеральным, региональным и местным трассам также останется свободным для дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники, а также для перевозчиков материалов, применяемых при аварийно-восстановительных и ремонтных работах.
В таблице ниже приводятся данные по регионам, которые уже сообщили о введении летних ограничений. По мере появления новых сведений таблица будет пополняться.
Регион |
Сроки |
Примечание |
Алтайский край | С 10 июля по 31 августа | Подробнее |
Башкирия |
с 1 июня по 31 августа |
|
Волгоградская область |
С 20 мая по 31 августа |
|
Владивосток |
С 15 июня по 15 августа |
|
Еврейская автономная область |
с 15 июня по 15 августа |
Для грузовиков, осевая нагрузка которых превышает пять тонн. |
Йошкар-Ола (Марий-Эл) |
С 19 июня по 15 августа |
|
Калужская область |
с 20 мая по 31 августа |
|
Калининградская область | с 20 июня по 31 августа | |
Калмыкия | с 29 июня по 31 августа | |
Краснодарский край | С 1 июня по 31 августа | Перечень дорог |
Ленинградская область |
с 20 июня по 31 августа |
|
Нижегородская область |
с 20 мая по 31 августа |
У грузовика нагрузка на ось не должна превышать шести тонн |
Орловская область | с 10 июля по 15 августа | региональные трассы закроют для большегрузов днем при температуре воздуха свыше 32 градусов Цельсия |
Псковская область | с 20 июня по 31 августа | |
Рязанская область |
с 15 июня по 31 августа |
|
Саратовская область |
с 30 июня по 30 июля |
|
Свердловская область |
с 19 мая по 31 августа |
|
Удмуртия |
с 20 мая по 31 августа |
|
Хакасия | С 1 июня по 31 августа | |
Ярославская область |
с 15 июня по 15 августа |
Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»