В каких регионах, и на какой срок введут традиционные весенние ограничения, читайте в материале «ДорИнфо».
«Чиновничья кормушка», «чисто для галочки», «золотое дно для гаишников», - так неласково перевозчики называют весенние ограничения на дорогах России. В этом году владельцам большегрузов снова придется подсчитывать неизбежные убытки – несмотря на «мягкую» зиму, ограничения для машин с перегрузом останутся все такими же суровыми.
Региональным и местным дорогам по всей России дают «отдохнуть» от грузовиков каждую весну вот уже более полувека. Главная цель «просушки» - уберечь от разрушения дорожное полотно, которое в период максимального увлажнения земляного грунта становится чрезвычайно хрупким. Проезжая часть трассы разрушается под колесами большегрузов до 5 раз интенсивнее, что обременяет бюджет новыми расходами на ремонтные работы.
Как правило, большинство регионов вводят весенние ограничения на дорогах не дольше, чем на месяц, однако есть и исключения. Так, в Архангельской области вот уже второй год ограничивают движение большегрузов на полтора месяца, с 10 апреля по 24 мая. Связано это со специфическими географо-геологическими условиями - регион входит в зону избыточного увлажнения и отличается высоким уровнем грунтовых вод.
«У нас регион северный, болотистый, и дороги в нем «слабые». В этом году их нужно было закрывать еще раньше из-за аномального потепления. Как показали последние научные исследования, дорога наиболее всего подвержена разрушению в начале мая, когда продолжаются процессы переувлажнения. Именно поэтому мы вводим такие сроки весенних ограничений», - пояснил начальник отдела содержания автодорог и обеспечения безопасности «Архангельскавтодора» Виктор Пономарев.
По словам Пономарева, в этом году для проезда большегрузов останутся открытыми федеральные трассы на территории Архангельской области – автодорога М-8 «Холмогоры» и подъезд к Северодвинску. Большая протяженность этих дорог усилена под современные нагрузки в ходе капитального ремонта. Региональные дороги из-за сильного недофинансирования такими результатами похвастаться не могут. Темпы капремонта на них не догоняют темпы «недоремонта».
Сами же «разрушители» дорог - грузоперевозчики, по их словам, рады бы ездить без перегрузов - и машины были бы целее, и топлива расходовалось бы меньше. Но государственные расценки на перевозки и товары изначально превращают такие поездки в убыточные. Чем оборачиваются для перевозчиков весенние ограничения, корреспонденту «ДорИнфо» рассказал председатель совета некоммерческого партнерства «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
«В большей степени разрушают дороги не перевозчики, на которых пытаются спустить всех собак, а чиновники, которые не хотят войти в наше положение. Я спрашиваю их – на какие деньги во время просушки мы должны выплачивать кредиты, зарплаты рабочим? Казалось бы, в этот период должен остановиться весь транспорт, вся экономика. Но нет, трассы весной не пустеют и машины с перегрузами продолжают массово ездить по ним. Почему складывается такая ситуация? Очевидно, тут замешана коррупционная схема, которая представляет «золотое дно» для взяточников из ГИБДД», - сказал Матягин.
Если владельцы большегрузов не желают «простаивать» и терять выгодные рейсы во время весенней распутицы, они должны получить специальное разрешение в профильных структурах. Так, в Челябинской области такие разрешения выдает Министерство дорожного хозяйства и транспорта, в Тульской области - «Тулаавтодор» и т.п. Следует помнить, что в отдельных городах сроки весенних ограничений не совпадают с теми, которые устанавливают в их регионе. Например, в Пермском крае дороги закрывают на «просушку» с 13 апреля по 12 мая и с 20 апреля по 19 мая, а в региональном центре – с 19 апреля по 12 мая. Соответственно, для проезда по региональным и межмуниципальным дорогам нужно получить разрешение в областном Минтрансе, а по местным дорогам - в администрации Перми. Не секрет, что многие владельцы тяжеловесного транспорта с нагрузками на ось выше допустимых решают обойтись без бумажной волокиты и пускают в рейс свои грузовики без соответствующего спецразрешения. В таком случае им грозит штраф, предусмотренный ст.12.21.1 КоАП РФ (Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). Согласно первому пункту этой статьи, за перевозку крупногабаритных грузов без спецпропуска водителя накажут штрафом в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей. Должностным лицам, ответственным за перевозку, придется заплатить от 15 до 20 тыс. рублей, а юридическим лицам – от 400 до 500 тыс. рублей. |
Чтобы спастись от сезонного простоя, перевозчики уже пытались договориться с чиновниками о новом варианте весенних ограничений, а именно о свободном проезде грузовиков по ночам. Дорожники к такой идее относятся скептически.
«Вред, причиняемый дорогам, не зависит от времени суток. Проезд одного автомобиля Volvo, который перевозит до 80-90 тонн груза, равняется «бесконечному» потоку легкового транспорта. Вред дорожному покрытию причиняется колоссальный, и его придется устранять за государственный счет», - отметил Виктор Пономарев.
Таким образом, власти большинства регионов продолжают делать выбор в пользу «классики». Кстати, в этом году список транспорта, для которого трассы во время «просушки» останутся открытыми, остается прежним. Весенние ограничения не распространяются:
-на службы экстренного реагирования, аварийно-восстановительные службы;
-на международные перевозки грузов;
-на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные;
-на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива (бензин, дизельное топливо, судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут, газообразное топливо), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов;
-на перевозку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий;
-на транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении аварийно-восстановительных и ремонтных работ;
-на транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Все ограничения, которые на сегодняшний день приняты правительствами регионов, собраны в таблице «ДорИнфо». При поступлении новых сведений таблица будет оперативно пополняться.
Что касается весенних ограничений на федеральных трассах, то пока они действуют только на участке автодороги А-121 «Сортавала» с 148+520 по 153+770 км. Проезд большегрузов ограничили на участке трассы с щебеночно-гравийным покрытием с 1 апреля по 1 мая этого года. На других федеральных дорогах весенние ограничения пока не вводятся. |
Регион |
Сроки |
Примечание |
Алтайский край | С 1 по 10 мая | На дорогах региона ограничат движение транспорта с нагрузкой на ось более шести тонн. |
Архангельская область |
С 10 апреля по 24 мая |
|
Астраханская область |
С 23 марта по 21 апреля |
|
Башкирия |
С 1 по 30 апреля и с 1 июня по 31 августа |
|
Белгородская область |
С 15 марта по 15 апреля |
См. предельно допустимые нагрузки на ось |
Братск |
С 15 апреля по 15 мая |
|
Брянская область | С 15 марта по 15 апреля | Весенние ограничения распространяются на транспорт, у которого нагрузка на одну ось более 4 тонн. |
Владивосток | С 20 апреля по 14 мая |
Предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортных средств в период временного ограничения движения в весенний период следующие: для одиночных осей - 6 тонн; для двухосных тележек – 5 тонн; для трехосных тележек – по 4 тонн. |
Владимирская область | С 1 по 30 апреля | Перечень дорог и нагрузки |
Вологодская область |
С 13 апреля по 12 мая |
|
Волгоградская область | С 1 по 30 апреля | Ограничения распространяются на автомобили, у которых нагрузка на ось превышает 5 тонн. |
Еврейская автономная область |
С 15 апреля по 14 мая и с 15 июня по 15 августа |
Для грузовиков, осевая нагрузка которых превышает пять тонн. |
Ивановская область | 13 апреля - 12 мая | Подробнее |
Ижевск (Удмуртия) | 15 апреля - 15 мая | Подробнее |
Иркутск | С 25 апреля по 24 мая | На время весенних ограничений установлены следующие предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств (с грузом или без груза): одноосная тележка – 6 тонн; двухосная тележка – 5 тонн; трехосная тележка и более – 4 тонны; по общей фактической массе – 20 тонн. |
Иркутская область |
С 25 апреля по 24 мая и с 5 мая по 4 июня. |
Допустимые нагрузки и перечень дорог |
Йошкар-Ола (Марий Эл) | С 6 апреля по 5 мая | Местные дороги будут недоступны для колесных тракторов и всех видов транспорта с превышением допустимой нагрузки на одиночную ось - 6 тонн, сдвоенную ось – 5 тонн, строенную ось – 4 тонны. |
Казань | С 15 апреля по 15 мая | Для одноосного транспорта предельно допустимая нагрузка на ось на время действия ограничений составляет 6 тон, для двухосного транспорта - 5 тонн, а для трехосного транспорта - 4 тонны. |
Калмыкия |
С 25 марта по 25 апреля |
См. предельно допустимые нагрузки на ось |
Калужская область | С 1 по 30 апреля, с 20 мая по 31 августа | Подробнее |
Карелия | С 15 апреля по 17 мая, с 22 апреля по 24 мая (по районам). | В Карелии этой весной ограничат движение транспорта с нагрузкой на ось больше четырех тонн. С 15 апреля по 17 мая в республике ограничат движение большегрузов в одних районах, с 22 апреля по 24 мая – в других. Подробнее. |
Кемерово |
С 30 марта по 28 апреля |
Для транспорта с нагрузкой на ось выше шести тонн |
Киров | С 20 апреля по 19 мая |
|
Кировская область | С 20 апреля по 19 мая | Допустимая нагрузка на каждую ось машины при одиночной оси не должна превышать шести тонн, двухосной тележке – пяти тонн, с тремя и более осями – четырех тонн. |
Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) | С 7 апреля по 16 мая | На городских дорогах ограничат движение транспорта с нагрузкой на ось свыше 3,5 тонны. |
Кострома |
С 1 по 30 апреля |
Не более восьми тонн (подробнее) |
Костромская область |
С 13 апреля по 12 мая |
|
Красноярск |
с 13 апреля по 12 мая |
|
Красноярский край | С 13 апреля по 12 мая | Установлены следующие предельно допустимые нагрузки на каждую ось для транспорта с грузом или без груза: одиночная ось – до 6 тонн, двухосные тележки - до 5 тонн, трехосные тележки – до 4 тонн. |
Курган | С 5 апреля по 12 мая | Ограничения вводятся для транспорта, осевая нагрузка которого превышает 5 тонн. |
Курганская область | С 15 апреля по 14 мая | Перечень дорог и нагрузки |
Курская область | С 18 марта по 16 апреля | Весенние ограничения коснутся только транспорта с нагрузкой на ось свыше шести тонн. |
Ленинградская область |
С 1 по 30 апреля и с 1 июня по 31 августа |
|
Липецкая область | С 27 марта по 26 апреля | Весенние ограничения распространяются на транспорт (с грузом или без груза) с нагрузкой на любую ось, превышающей шесть тонн. |
Марий Эл |
С 13 апреля по 11 мая |
См. предельно допустимые нагрузки на ось
|
Мошенский район (Новгородская область) |
С 1 по 30 апреля |
Допустимые нагрузки на ось зависят от типа дорожного покрытия |
Московская область |
С 1 по 30 апреля |
|
Мурманская область | с 29 апреля по 30 мая | Не более шести тонн на любую ось, а при перевозке лесоматериалов в международном сообщении с полной массой автомобиля более 44 тонн. |
Нижегородская область |
С 8 апреля по 7 мая и с 20 мая по 31 августа |
У грузовика нагрузка на ось не должна превышать шести тонн |
Нижний Тагил (Свердловская область) | С 10 апреля по 9 мая | Весенние ограничения затронут транспорт, осевая нагрузка которого превышает 8 тонн. |
Новокузнецк |
С 10 апреля по 9 мая |
|
Новосибирская область | С 15 апреля по 14 мая | Подробнее |
Омская область | С 5 мая по 3 июня | Максимальная допустимая нагрузка на ось для тяжеловесного транспорта не должна превышать шести тонн. |
Оренбург |
С 23 марта по 21 апреля |
Максимально допустимая нагрузка на ось - 6 тонн |
Орловская область |
С 27 марта по 25 апреля |
См. максимально допустимые нагрузки на ось |
Пенза |
С 25 марта по 23 апреля |
Для большегрузов предусмотрены специальные маршруты движения |
Пермь | С 19 апреля по 12 мая | Ограничения коснутся транспорта с нагрузками на оси от 3 до 7 тонн на ось. |
Пермский край | С 13 апреля по 12 мая и с 20 апреля по 19 мая |
Перечень дорог и предельные нагрузки |
Псковская область |
С 25 марта по 23 апреля |
|
Республика Алтай |
С 1 по 30 апреля |
Ограничен проезд грузовиков с массой больше десяти тонн |
Рязанская область | С 1 по 30 апреля; с 15 июня по 31 августа | Подробнее |
Саратовская область |
С 25 марта по 24 апреля и с 30 июня по 30 июля |
|
Самарская область | С 1 по 30 апреля 2015 года | Временные ограничения затрагивают только транспортные средства с осевой нагрузкой на каждую ось более семи тонн. |
Сахалинская область | С 20 мая по 18 июня и с 27 мая по 25 июня | Перечень дорог |
Свердловская область |
С 10 апреля по 9 мая и с 19 мая по 31 августа |
|
Смоленск | С 23 марта по 21 апреля |
Ограничения распространяются на транспорт, нагрузка на ось которого превышает 4 тонны (см. перечень улиц) |
Стерлитамак (Башкирия) | С 1 по 30 апреля | Подробнее |
Татарстан | 15 апреля - 15 мая 2015 года |
Установлены следующие предельно допустимые нагрузки на ось транспорта: одиночная ось – 6 тонн; двухосная тележка - 5 тонн; трехосная тележка - 4 тонны. |
Тверская область | С 10 мая до 31 мая | Вводится ограничение на движение большегрузов по 11 региональным и межмуниципальным автодорогам. Ограничение распространяется на транспорт массой более 20 тонн. См. перечень дорог. |
Томск | С 13 апреля по 27 мая | В городе ограничат движение транспорта с грузом или без груза, нагрузка на ось у которого превышает шесть тонн. |
Томская область |
С 1 апреля по 15 мая |
|
Тула | С 1 по 30 апреля | Перечень дорог и нагрузки |
Тульская область | С 23 марта по 21 апреля | Предельно допустимые нагрузки составляют 4 тонны. |
Тюмень | С 19 апреля по 18 мая | Движение транспорта с нагрузкой на ось более шести тонн ограничат по дорогам с твердым и грунтово-профилированным покрытием |
Тюменская область | С 13 по 30 апреля | Подробнее |
Ульяновская область |
С 1 по 30 апреля |
Предельно допустимые нагрузки на ось грузовиков не должны превышать шесть тонн. Перечень дорог, на которых введут ограничения, предельные нагрузки (ссылка для скачивания) |
Уфа |
С 27 марта по 25 апреля |
|
Удмуртия | С 15 апреля по 14 мая и летние с 20 мая по 31 августа |
Для автомобильных дорог II и III технических категорий: · одиночной оси – 7,0 тонн; · двухосной тележке – 6,0 тонн на каждую ось; · трёхосной тележке – 5,0 тонн на каждую ось. Для прочих автомобильных дорог: · одиночной оси – 5,0 тонн; · двухосной тележке – 4,0 тонны на каждую ось; · трёхосной тележке – 3,0 тонны на каждую ось. |
Хабаровск | С 27 марта по 5 мая 2015 года | В город не пустят транспорт без специальных разрешений, нагрузка на ось у которого превышает 3,5 тонны. |
Хакасия | С 20 апреля по 19 мая | Для транспорта с грузом или без груза, проезжающего по дорогам I – III технической категории, предельно допустимая нагрузка на ось составит шесть тонн. При проезде по дорогам IV – V технической категории такая нагрузка не должна превышать пяти тонн. |
ХМАО - Югра | С 24 апреля по 23 мая | Временное ограничение будет распространяться на транспорт с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось 8 тонн. |
Челябинская область | С 10 апреля по 10 мая | Ограничения затронут только транспорт с нагрузкой на ось больше шести тонн. |
Чувашия |
С 1 по 30 апреля |
|
Якутия | с 12 мая по 12 июня | Предельно допустимые нагрузки |
Ямало-Ненецкий АО | Со 2 по 31 мая | Перечень дорог и допустимые нагрузки |
Ярославская область |
С 30 марта по 30 апреля и с 15 июня по 15 августа |
|
Ярославль | С 6 апреля по 6 мая | Перечень дорог и предельно допустимые нагрузки |
Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»