В России за улучшение качества дорог принято бороться по-разному. В ход чаще всего идут баллончики с краской. Однако наш народ, как известно, на выдумку горазд. Дабы сделать ямы на дорогах заметнее, в них сажают картошку, ставят могильные кресты, придумывают новые дорожные знаки. С давних пор по бездорожью принято ударять автопробегами. О том, как еще российские водители и пешеходы пытаются улучшить качество дорог, читайте в материале «ДорИнфо».

Когда разбитые дороги превращают обыкновенную поездку на машине в «Марсианские хроники», водитель поневоле задумывается о том, как положить конец бездорожью в его собственном городе.

Конечно, существует действенный механизм официального обращения в местную прокуратуру или Госавтоинспекцию, которые проверят состояние дороги и при необходимости «выбьют» желанный ремонт через суд или обяжут кого надо ямы залатать. Но существуют и альтернативные методы борьбы за хорошие дороги. Им не чужд элемент драйва, юмора и творчества.

Редакция «ДорИнфо» предлагает вам подборку самых интересных, нетривиальных и вдохновляющих акций, которые объединяют автомобилистов по всей стране в стремлении навести на дорогах порядок.

Ностальгия по «раскраскам»

Главный символ разбитых дорог для автомобилистов – это ямы, «калечащие» не только попадающие в них машины, но и психику автомобилистов. Именно на борьбу с ними приходится основной фронт работ общественных движений. И чем масштабнее и зрелищнее протестуют автомобилисты против разрушенных дорог, тем больше у них шансов быть услышанными как местными чиновниками, так и жителями других городов.

По охвату территории и количеству участников в «лидерах» уже несколько лет держатся акции по «разукрашиванию» ям и выбоин. Суть их предельно проста: неравнодушные люди вооружаются баллончиками с краской (можно даже с фрюоресцентной, чтобы ночью водители смогли ее разглядеть) и обводят контуры всех найденных ям. Для усиления эффекта можно отправить наглядный фотоотчет в мэрию, как поступили активисты движения «Ямам.net» из города Набережные Челны в Татарстане. Полученные снимки мэр города Василь Шайхразиев отправил дорожникам «для работы».

По словам координатора всероссийского движения «Ямы в цвет» Александра Борисова, идею акции, впервые состоявшейся в Москве, стремительно подхватили автомобилисты более 40 городов России. В прошлом году акции «Ямы в цвет» и им подобные прошли в НоябрьскеТвери, Махачкале и других городах. Людей по всей стране вдохновляет не только возможность собраться вместе и предупредить других автомобилистов об опасных ямах, но и ощутимая польза от собственных действий.

«По недавним подсчетам выяснилось: более 90% всех неровностей, которые были выложены после акций "Ямы в Цвет" были устранены!», - рассказал Александр Борисов.

В последней акции «Ямы в цвет» осенью 2014 года в Москве приняли участие более 45 человек. Ближайшая акция намечена на предстоящую весну, когда растает снег и выбоины на дорогах предстанут во всей красе. Время и место проведения лучше всего отслеживать через социальные сети, ведь именно в них изначально формируется «повестка дня» и решаются все вопросы, связанные с организацией мероприятий.

Сольные выступления

Битва с бездорожьем обычно носит массовый характер, но бывают случаи, когда организатор акции является ее же единственным участником. Автомобилисты в таком случае могут руководствоваться самыми разными мотивами - от потребности ни от кого не зависеть до желания заявить об убитых дорогах, не дожидаясь проведения следующей акции. В конце концов, подобные решения - это хороший способ прославиться и заявить о себе.

В декабре 2014 года жители Астрахани заметили, что несколько гигантских ям кто-то очертил белой краской. Как выяснилось, это дело рук местного блогера и общественного деятеля Евгения Малинина, который затем выложил фотографии с собственноручно разукрашенными выбоинами в социальную сеть «Одноклассники».

Но по яркости перфоманса вряд ли в ближайшее время кто-то превзойдет «Зебру Мена» из Хакасии, который привлек внимание общественности в апреле 2014 года. По словам «супергероя», он явился жителям Абакана, чтобы покончить со смертностью на городских дорогах. Мужчина добивался этого весьма оригинальным способом – по ночам, в костюме зебры, он оставлял на проезжей части улиц надписи «убит водителем» и под ними красные каракули, символизирующие кровь пешеходов. У «Зебры Мена» появилась даже группа поддержки, но чувство одобрения не разделили местные власти, которые обвинили активиста в порче дорожной разметки.

Используй это

Акции с разукрашиванием дорожных ям и выбоин обычно проходят по однотипному сценарию, что удовлетворяет далеко не всех автомобилистов. Поэтому во многих городах придумали оригинальные способы, как сообщить властям об испещренных ямами и трещинами дорогах.

Например, жители Волгограда в рамках акции «Ремонт дорог по ВОЛГОГРАДСКИ» в мае 2014 года «залатали» ямы не привычным асфальтом, который пожалели дорожники, а монтажной пеной. Активисты хотели донести до властей простую мысль: дороги в городе, где водители платят высокий транспортный налог, должны быть пригодны не только для внедорожников и танков, но и для рядовых автомобилей.

Жителям этого же города пришла в голову еще одна интересная идея – они нашли практическое применение гигантским ямам, наполненным водой. Активисты решили порыбачить прямо в центре города – закинули удочки в миниатюрные озера посреди проезжей части дорог и уселись в ожидании клева. Рыбу не поймали, но зато «зацепили на удочку» городскую администрацию и СМИ по всей России.

Активисты из Ярославля не отстали от волгоградцев в оригинальности - они посадили в ямах на разбитых дорогах…картошку

«Посмотрим, что произойдет быстрее - прорастет картошка или будет заделана яма», - говорилось в сообщении организаторов движения «Рассерженные горожане». Снимки с «плантациями» активисты затем отправили мэру.

Торжество черного юмора

Смех - великая обличительная сила, к которой активно прибегают многие активисты. Отдельные попытки напомнить равнодушным чиновникам о бедственном состоянии местных дорог балансируют на грани абсурда.

Например, блогер из Екатеринбурга установил на ул. Авиационной знак «Дорога Сатаны» с аллюзией на мем «Во славу Сатане, конечно». Чтобы жители областной столицы смогли налюбоваться оригинальным посланием, парень и проезжавший мимо водитель «залили знак бетоном из гребаной, здоровой бетономешалки» (цитата из блога активиста – авт.).


К слову, жители Свердловской области могли бы всерьез побороться за первое место в списке городов с самыми оригинальными и смешными дорожными акциями. Ради одной из них местные жители даже переименовали город Каменск-Уральский, правда, ненадолго. Рекламный щит с «Добро пожаловать в Яминск-Ухабский» встречал водителей при въезде в город и недвусмысленно давал понять, что их там поджидает.

Водители города Краснокаменска в Забайкальском крае в апреле 2013 года решили «увековечить» в своей борьбе с плохими дорогами не названия улиц и города, а имена бывших жен и тещ. Имена насоливших автомобилистам женщин получали самые жуткие ямы на улицах города. Такая изящная месть стала частью акции «Похороним ямы вместе» - участники движения опускали в колдобины цветы, фотографировали их и отправляли снимки инспекторам ГИБДД.

Похоронные обряды

Жители некоторых городов настолько отчаялись добиться ремонта дорог, что решили устроить им – дорогам - пышные похороны. В 2013 году погребальные церемонии у самых печально известных ям прошли в Перми, в Волгограде и других городах России.

А жители Самары, в которой постоянно обнаруживаются гигантские ямы, решили устроить «похороны» не разбитой дороге, а тогдашнему мэру Дмитрию Азарову. Надгробный крест с его фамилией установили на ул. Дальневосточной, требуя столь радикальным способом разрешить наболевшую проблему.

Разрушение…

Улучшить состояние дорог многие автомобилисты пытаются радикальными, даже воинственными способами. Когда водители Ангарска в Иркутской области убедились, что городские дороги спасет только революция, они написали об этом прямо на асфальте. Администрация города отнеслась к революционным лозунгам крайне негативно, назвав участников акции «вандалами».

А житель Первомайского района в Алтайском крае другим способом вылил агрессию, накопившуюся из-за нерасчищенных дорог. Он побил председателя сельсовета, отказавшегося убрать снег с дороги к его дому. Вряд ли такой способ решения проблемы можно назвать конструктивным: на нарушителя завели уголовное дело, а дорога к его дому так и осталась заваленной снегом

…и созидание

Жительницу Новосибирска тоже возмущала нерасчищенная дорога, по которой она ежедневно гуляла вместе с грудным ребенком. Но женщина предпочла свое негодование трансформировать в творческий порыв и нарисовала мультфильм о своих «приключениях» на заснеженной улице.

Ролик, выложенный на YouTube, получил такой горячий отклик, что молодая мама выпустила еще несколько рисованных мультфильмов. Один из них она посвятила решению проблемы парковок в родном городе.

По традиции – автопробегом по бездорожью

Если же водители хотят участвовать в движении за приведение дорог в порядок, но при этом не желают покидать салон своего автомобиля, они могут присоединиться к специальному автопробегу.

«Наш последний автопробег собрал порядка 50 машин. Мы провели его, потому что на ремонт существующих дорог в полуторамиллионном городе выделили только 20 млн рублей, - рассказал лидер движения «РосЯма» в Екатеринбурге Алексей Беззуб. - Сам пробег - это выхлоп результата акции, который идет через репортажи в СМИ. А через эти репортажи власти узнают о проблеме».

Следующий съезд автомобилистов Екатеринбурга планируется весной этого года, причем организаторы надеются привлечь как можно большее количество участников. Чтобы о дорожной проблеме города заговорили на федеральном уровне, необходимо задействовать в пробеге как минимум 200-300 машин.

«Мы всем рассказываем, что мы ездим по тем дорогам, которые заслуживаем. Если у тебя нет пяти минут чтобы сфотографировать яму на дороге, значит тебя все устраивает», - подытожил Алексей Беззуб.

Автопробеги проходят по всей России, и в каждом городе у них есть своя отличительная особенность. Так, очень результативно «ударили автопробегом» водители Саранска. Участники движения обнаружили трехметровые ямы, «заботу» о которых затем взяла на себя прокуратура. А в Сургуте и Томске автопробеги носили очень ироничное и провокационное название «Какой мэр - такие и дороги».

Конечно, наибольшее внимание общественности приковывают федеральные автопробеги, в которых нередко участвуют чиновники и дорожники высшего уровня. Так, совместный пробег общественного движения «Убитые дороги» и Росавтодора помог оценить качество и безопасность федеральных трасс Дальнего Востока. 

Кроме того, масштабный автопробег организовала и редакция «ДорИнфо». Сотрудники информационного портала регулярно делились со своими читателями мнениями и замечаниями о состоянии федеральных трасс, по которым они проезжали.

img_1205.jpg

А что в итоге?

Как видно, битва с бездорожьем может быть не только кропотливой и изматывающей, но и увлекательной и объединяющей. Каждый водитель волен сам решать – следить за ходом акции в интернете и со слов знакомых или самому выйти «на тропу войны» с разбитыми дорогами.

Как обернется каждая конкретная акция, предугадать всегда сложно. Но активное участие в борьбе за хорошие дороги всегда чревато сюрпризами: от обвинения в ямочном пиаре до выигрыша iPad mini. В любом случае, подобные акции автомобилистов никогда не проходят незамеченными и всегда привлекают массу неравнодушных людей, желающих превратить «дорогу смерти» в «дорогу жизни».

Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789