На 8-й день нашего автопробега, который из крымского плавно перетек в краснодарский, мы устроили небольшой отдых, поскольку семь дней постоянной езды дали о себе знать. На 9-й день мы поняли, что чистой одежды осталось мало, денег тоже, а по ночам стали сниться коллеги. Пора возвращаться домой.
Адлер - Джубга
Из Адлера у нас была одна обратная дорога - через Сочи и Джубгу. Для разнообразия участок Сочи мы решили проехать не по новым развязкам, а через город, посмотреть знакомые места. Движение оказалось весьма плотным и нервным, хотя это был вовсе не «час пик». Мы враз стряхнули с себя курортную атмосферу, сопровождавшую нас последние дни. Потолкавшись по городским улицам, стали искать ближайший въезд на дублер Курортного проспекта, который быстро увез нас на горную дорогу «Джубга - Сочи».
За несколько дней езды по горам с крутыми подъемами и поворотами я успела привыкнуть к серпантину, и резкие броски влево, вправо, вперед и назад меня уже не смущали. Но на обратном пути по дороге в Джубгу вестибулярный аппарат меня подкачал, голова хорошо так кружилась. К тому же дорожная обстановка была более напряженной. Поскольку дорога очень узкая, всего по 1 полосе в каждую сторону, любое ДТП или ремонтные работы (без реверса) заставят вас выезжать на встречную полосу, что опасно. Особенно, если это нужно делать в слепой подъем. Нам по пути происшествия не встретились, но после мы узнали, что в тот же день, когда по трассе ехали мы, но ранним утром, в поселке Аше на мосту произошло смертельное ДТП.
Участок дороги до Джубги находится в очень хорошем состоянии, особенно от поселка Новомихайловский. Видно, что проводили капремонт. На некоторых участках работы еще продолжаются, в частности, с 5-го по 9-й км. Как и рядом с Джубгинской развязкой, где мы свернули с трассы А-147 на трассу М-4 «Дон» в сторону Краснодара. Здесь ГК «Автодор» к марту 2019 года планирует построить новый двухполосный мост. После развязки дорожное покрытие тоже радует, на участке через населенные пункты Дефановка и Горское (с 1428-го км по 1439-й км) провели капремонт.
Краснодарский край
На трассе М-4 «Дон» горного серпантина уже нет, и после дороги «Джубга - Сочи» водитель может выдохнуть, наслаждаться плавной и широкой трассой с двумя и тремя полосами. Горы будут постепенно сходить на нет, но несколько десятков километров дорога еще будет утопать в зелени возвышенностей.
На этом расслабленном участке нас настигли дорожные песни по местному радио. Эти шансонные фразы «мне наплевать на километры», «водила-шофер», «тормоза не откажут на спуске», «по ухабам по русским» на 9-й день пути звучали для нас вполне органично, но подпевать еще не хотелось. Хотя мы уже достигли того состояния, когда в дороге хочется попеть или рассказывать анекдоты, чтобы скрасить часы езды. Впереди нас ждут часы весьма однообразной и монотонной дороги.
На днях начнется массовый курортный сезон, и толпы россиян поедут по М-4 в сторону моря. Мы ехали в обратном направлении и с ужасом смотрели на некоторые встречные участки, которые стояли в многокилометровых пробках. Что же здесь будет с наплывом туристов? Например, на 1346-м км трассы М-4 на территории Республики Адыгея сейчас идет строительство транспортной развязки, а на соседних участках покрытие капитально ремонтируют. Движение здесь серьезно ограничено, при нас пробка в сторону моря растянулась на 4 км, и это был будний день. На нашем направлении тоже оказалась пробка в районе съезда к аэропорту, но она была из-за аварии, а не из-за ремонтных работ. В комментариях на «Яндекс.Картах» один из водителей слезно просил пустить его на обочину, чтобы успеть в аэропорт. Мы в пробке потеряли 30 минут.
Еще один участок масштабных работ на М-4: с 1317-го км по 1320-й км, здесь проводят реконструкцию развязки на 1319-м км. После начинается отличная 4-полосная дорога с отбойником и специальными защитными средствами от дальнего света фар встречных машин. Уже в этом году данный участок - с 1195-го км по 1319-й км, станет платным, поэтому он в таком хорошем состоянии. Как и следующий, до 1119-го км, о нем мы писали во 2-й день нашего автопробега. Местами здесь еще идут ремонтные работы, строят два пункта взимания платы. Пока же платных участков на трассе М-4 «Дон» в Краснодарском крае нет. Зато такой есть на въезде в Ростовскую область, мы по нему уже проезжали, когда ехали в Крым. Вновь полюбовавшись в ночи стадионом «Ростов-Арена» и новым Ворошиловским мостом, мы заночевали в Ростове-на-Дону.
Краткие итоги 9-го дня автопробега:
· Проехали около 600 км;
· В дороге были около 11 часов;
· Потратили порядка 70 л бензина;
· За проезд по платному участку трассы М-4 «Дон» заплатили 50 рублей.
Дарья Кильцова
фото автора