Шел второй день нашего автопробега в Крым. Виды из окна машины становились всё шикарнее, трава зеленее, солнце жарче. Нам предстояло добраться из Воронежа в Краснодар, по расстоянию это меньше, чем мы преодолели в первый день, но дорога далась тяжелее.
Воронежская область
Город Воронеж славится своей мраморной говядиной, да и вообще мясо здесь любят, похоже. Навигатор вблизи от гостиницы выдавал только мясные кафе и рестораны. Один из членов нашего экипажа нашел себе завтрак по душе в местечке под названием «Мясной культ», а вот второму участнику, чей организм «требовал» чего-нибудь молочного, пришлось тяжелее. Удача нашла его на центральном рынке - целый отдел продукции местного молокозавода.
Насытившись белков, мы отправились в путь. Говорят, начиная с Воронежской области, стиль вождения у автомобилистов становится «южным» - нервным и немного наглым. Мы таких водителей нашли, а общую картину нервозности дополнил надрывающийся голос Дмитрия Быкова, чью лекцию про Гумилева мы слушали в машине.
Сперва от Воронежа в сторону Ростова-на-Дону дорожное покрытие на трассе М-4 «Дон» очень хорошее, что не удивительно, ведь идут платные участки. Возможность ощутить разницу между платными и бесплатными участками водителям представится позже. Примерно с 650-го км трасса стала похожа на петербургскую дорогу А-181 «Скандинавия», где обочина достаточно широкая. Из двухполосной дорога превращается в неофициальную трехполоску, и по середине можно легко наткнуться встречную фуру.
Ремонтных работ на трассе М-4 «Дон» на территории Воронежской области практически нет, однако идут масштабные работы по строительству Обхода Лосево и Павловска (с 633-го км по 715-й км). Дорожники уже давно работают здесь с опережением графика, и вместо 2020 года намерены сдать объект в 2019 году. Сейчас через Лосево и Павловск М-4 представляет собой двухполосную дорогу, и в летний сезон она явно не справляется с трафиком, движущимся на море. На обходе будет 4 полосы, проезд по участку будет платным.
Ростовская область
Ростовская область встретила нас не самым лучшим дорожным покрытием. Примерно с 788-го км по 801-й км трасса вся в заплатках, с трещинами и ухабами. Ремонт здесь явно нужен, как и на последующих бесплатных участках – ровного покрытия на них нет. Но, забегая вперед, скажем, что в Ростовской области ведутся масштабные ремонтные работы на М-4 «Дон», из-за чего мы дважды стояли в пробках.
Жара постепенно набирала обороты, а в совокупности с монотонной дорогой это оказывало любопытный эффект на наше восприятие. Нужно было видеть нашу реакцию, когда мы встретили куровоз, пытающийся резко перестроиться перед нами. Подобный транспорт на дорогах Северо-Запада практически не встретишь, поэтому мы дружно произнесли: «Ооо, куры!». А в трех ГАЗелях с красно-белой расцветкой одного алкогольного магазина, которые дружно ехали друг за другом, мы разглядели «Три бухлишка на границе Воронежской и Ростовской областей» по аналогии с фильмом «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Единственной музыкой на нашей флешке, подходящей для южной погоды, оказалось кубинское латино. Под распевы Buena Vista Social Club мы встали в часовую пробку за пару километров до Каменск-Шахтинского. Здесь на мосту через Северский Донец идут ремонтные работы, правая полоса полностью закрыта. Через километров 50 ремонтируют еще один мост, и в этой пробке мы также потеряли около часа.
На подъезде к Ростову-на-Дону ремонт покрытия практически завершен, ехать по новой четырехполосной трассе (по 2 полосы в каждую сторону) очень приятно. Из-за двух пробок, в которых мы потеряли немало времени, ростовскую высокую кухню мы оценить не смогли, ужин на берегу Дону обломался. Но по новому Ворошиловскому мосту и обновленному Южному подъезду мы всё же проехали, заодно полюбовавшись вечерним «Ростов Арена». Подъезды к аэропорту «Платов» оценить не смогли, уж как-то не по пути было.
Зато по пути был скандально известный участок с 1091-го км по 1119-й км в Азовском районе, который открыли после 3-летней реконструкции в мае 2017 года. С 18 декабря прошлого года проезд по нему стал платным, что очень возмутило жителей Азовского и Кагальницкого районов, которые пользуются трассой ежедневно. Люди даже писали Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой оставить для них этот участок бесплатным. Полностью плату для местных жителей так и не отменили, но между ГК «Автодор» и правительством Ростовской области было заключено особое соглашение, в котором фиксировались «справедливые условия оплаты» для граждан. Справедливым посчитали тариф в 50 копеек за километр для легкового автомобиля.
Отметим, что это первый платный участок трассы М-4 «Дон» именно в Ростовской области. 4 полосы с разделителем и освещением, дорога высший класс. Больше всего мы оценили освещение, конечно, потому что в 8 часов вечера уже было очень темно. На дальнейших бесплатных участках, где еще и ведутся ремонтные работы, ехать было неприятно.
Ремонтные работы на трассе М-4 в Ростовской области:
· В районе 806-го км трассы небольшие ремонтные работы, одна полоса закрыта;
· Ремонт моста через Северский Донец в Каменск-Шахтинском, движение в сторону Ростова-на-Дону открыто только по одной полосе;
· В районе 943-го км идет ремонт моста, движение ограничено. На 950-м км устанавливают новое разделительное ограждение;
· В районе 984-го км ремонтируют еще один мост, движение ограничено;
· С 991-го км по 999-й км движение открыто только по 1 полосе в каждую сторону, дальше по 2 полосам по новому покрытию;
· Участок с 1024-го км по 1038-й км (Аксайский район), работы почти закончены, разметка уже нанесена.
Краснодарский край
На территории Кубани мы оказались в 21:00. Сразу после границы на трассе оказались какие-то рамки, похожие на пункт оплаты. У нас уже успел выработаться рефлекс: видишь рамки - нужно платить, но это оказался просто пост ДПС. Наверное, если бы инспектор к нам подошел и сказал: «За проезд 150 рублей», мы бы дали ему денег.
Проезжая указатель с названием населенного пункта Веселая жизнь, редактор вспоминает практически душераздирающую историю. У этого указатели фотографируются многие туристы, особенно с той стороной, где этот населенный пункт заканчивается. Ну, забавно же, Веселая жизнь закончилась. И местные жители решили приколоться над такими туристами - насыпали под знак опилки со свинарника. Ничего не подозревающие туристы весело фотографируются, а потом садятся в машину и начинают чувствовать что-то не ладное. «Мы долго не могли понять, что же не так. А когда нашли источник запаха, кроссовки хотелось сразу выбросить», - вспоминает редактор.
В Краснодаре мы оказались в 23:00. Когда заехали в частный сектор в поисках нашего отеля, нас практически поприветствовал местный житель на заниженном ВАЗе, из открытых окон которого на всю улицу звучало: «По-братски налей ещё».
Ремонтные работы на М-4 в Краснодарском крае (до Краснодара):
· Масштабный ремонт с 1119-го км по 1195-й км при въезде в Краснодарский край. В третьем квартале 2018 года проезд здесь станет платным. Движение попеременно перепускают с одной половины дороги на другую, в каждую сторону транспорт едет по одной полосе движения. С 1138-го км проезд по двум полосам в каждую сторону;
· 1184-й км – началось строительство эстакады над трассой, движение ограничено.
Краткие итоги 2-го дня автопробега:
· Проехали около 900 км;
· В дороге были 12 часов;
· Потратили порядка 90 л бензина;
· За проезд по платным участкам трассы М-4 заплатили 200 рублей.
Дарья Кильцова
фото автора